Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРЕ́ЦЦО

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 204-205

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина, В. М. Паппе, М. А. Юсим

АРЕ́ЦЦО (Arezzo), го­род в Центр. Ита­лии, в обл. Тос­ка­на, адм. центр пров. Арец­цо. Нас. 95,2 тыс. чел. (2005). Рас­по­ло­жен в до­ли­не р. Кья­на, в ме­ж­ду­речье Ар­но и Тиб­ра. Ж.-д. узел. Ос­но­ван во 2-й пол. 7 в. до н. э. эт­ру­ска­ми. В 3 в. до н. э. по­ко­рён рим­ля­на­ми (по­се­ле­ние Ар­ре­ти­ум, Ар­ре­ци­ум, Ar­re­tium). Вско­ре ста­но­вит­ся од­ним из круп­ней­ших эко­но­мич. цен­тров. Аре­тин­ская ке­ра­ми­ка име­ла сбыт во всех час­тях Рим. им­пе­рии и за её пре­де­ла­ми. С 4 в. н. э. ре­зи­ден­ция епи­ско­па. В 11–13 вв. не­за­ви­си­мая ком­му­на и епи­скоп­ст­во. А. дос­тиг рас­цве­та к сер. 13 в. Вое­вал на сто­ро­не ги­бел­ли­нов про­тив гвельф­ских го­ро­дов (см. Гвель­фы и ги­бел­ли­ны) Фло­рен­ции и Сие­ны. Ут­ра­тил са­мо­стоя­тель­ность по­сле по­раже­ния при Ка­маль­ди­но (1289). Не­од­но­крат­но за­хва­ты­вал­ся кон­доть­е­ра­ми, в 1384 про­дан од­ним из них (Э. де Ку­си) Фло­рен­ции, с ко­то­рой тес­но свя­за­на даль­ней­шая ис­то­рия го­ро­да.

Ареццо. Абсида церкви Сан-Франческо с фресками Пьеро делла Франчески. В центре – «Распятие» (неизвестный умбрийский художник; кон. 13 в.).

Го­род жи­во­пис­но рас­по­ло­жен сре­ди не­вы­со­ких, по­кры­тых са­да­ми хол­мов, и во мно­гом со­хра­нил ср.-век. об­лик (уз­кие ули­цы, не­боль­шие 2–3-этаж­ные до­ма, стро­гие, час­то поч­ти ли­шён­ные де­ко­ра фа­са­ды церк­вей). Со­хра­ни­лись ос­тат­ки эт­рус­ско-рим. гор. сте­ны (3–2 вв. до н. э.), рим. ам­фи­те­ат­ра (1 в. до н. э.) и те­ат­ра. Ро­ман­ская ц. Сан­та-Ма­рия дел­ла Пье­ве (нач. 12 в.; кам­па­ни­ла – 1330; в ин­терь­е­ре – по­лип­тих П. Ло­рен­цет­ти, 1320), го­тич. цер­к­ви Сан-До­мени­ко (1275; фре­ски шко­лы Дуч­чо ди Буо­нин­се­нья и «Рас­пя­тие» Чи­ма­буэ) и Сан-Фран­че­ско (с 1322; в хо­ре – зна­ме­ни­тый цикл фре­сок Пье­ро дел­ла Фран­чески на те­му ле­ген­ды о Св. Кре­сте, 1452–64), ро­ма­но-го­тич. со­бор (кон. 13 – 16 вв.; фре­ска «Ма­рия Ма­гда­ли­на» Пье­ро дел­ла Фран­че­ски), ба­зи­ли­ка Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та (14 в.; рас­ши­ре­на арх. А. да Сан­гал­ло в 1506), ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ле-Гра­цие (1440) с изящ­ной ло­джи­ей (ок. 1490, арх. Б. да Май­а­но). Па­лац­цо дел­ла Фратернитá (1375–77; над­строй­ка 1433–35, арх. Б. Рос­сел­ли­но). Му­зей ср.-век. и совр. иск-ва (в па­лац­цо Бру­ни-Чьок­ки, сер. 15 в.), Ар­хео­ло­гич. му­зей Гая Циль­ния Ме­це­на­та (счи­та­ет­ся уро­жен­цем А.), до­ма-му­зеи уро­жен­цев А. – Дж. Ва­за­ри (про­из­ве­де­ния тос­кан­ско­го мань­е­риз­ма) и Ф. Пет­рар­ки. «Те­ат­ро Пет­рар­ка». Па­мят­ник Гви­до Аре­тин­ско­му; еже­год­ный Ме­ж­ду­нар. хо­ро­вой кон­курс его име­ни (с 1953; с 1974 в его рам­ках про­во­дит­ся так­же кон­курс ком­по­зи­то­ров). Яр­мар­ки ан­ти­ква­риа­та.

А. и ок­ре­ст­но­сти – один из тра­ди­ци­он­ных круп­ных ев­роп. цен­тров юве­лир­но­го де­ла. Ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка; про­из-во швей­ных из­де­лий, обу­ви. Ков­ро­тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние кру­жев.

Лит.: Tafi A. Im­mag­ine di Arezzo: guida storico-artis­tica. Cor­tona, 1985; Franchetti Pardo V. Arezzo. Roma, 1986.

Вернуться к началу