ИНФАНТИЛИ́ЗМ СОЦИА́ЛЬНЫЙ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНФАНТИЛИ́ЗМ СОЦИА́ЛЬНЫЙ, несоответствие сознания и поведения взрослых индивидов социальным нормам, ценностям, ожиданиям, статусно-ролевым стандартам, принятым в данном обществе. Понятие несёт в себе оценочную составляющую и может быть использовано представителями старших поколений и властных структур для блокирования инициатив и критич. выступлений молодого поколения. Наиболее распространён И. с. молодёжи – отставание её социального взросления от биологического. Выражается в попытках сохранить хотя бы частично прежний (промежуточный между взрослым и ребёнком) социальный статус, не принимать на себя права и обязанности взрослого – быть законопослушным, социально ответственным, обеспечивать себя материально, вступать в брак и т. д. Идеологически И. с. может быть оформлен как контркультура, проявление молодёжной субкультуры, «идеология бунта» против социального мира взрослых. В определённой степени И. с. – следствие присущего тоталитарным системам патернализма.
Объективными предпосылками И. с. молодёжи являются: 1) нарушение механизма первичной социализации; 2) увеличение длительности периода обязательного образованияв развитых странах (т. н. феномен «социального детства»); 3) усложнение принятой социумом системы критериев социального созревания, «взрослости»; 4) объективные трудности вхождения молодёжи в сложную и динамичную систему социокультурных и экономич. практик развитого индустриального общества и постиндустриального общества; 5) существенный разрыв между сформированными обществом (через моду, СМИ, рекламу и т. д.) потребностями и возможностями их самостоят. удовлетворения социально одобряемым способом. В этом же ряду можно назвать признание совр. обществом детства и юности как особых периодов жизни человека. Для предшествующих обществ. систем И. с. был нехарактерен.
У людей среднего и старшего возраста И. с. может быть вызван сложностями адаптации к быстрым и масштабным обществ. трансформациям, сосредоточенностью на своих переживаниях, ощущением собственной «неуспешности», социальной невостребованностью. Подобного рода И. с. проявляется в надеждах на решение проблем индивида внешней силой (государством, местной властью, работодателем и т. д.), в возложении ответственности за свою ситуацию на других («вина отцов»), политич. апатии (политич. инфантилизм). И. с. характерен также для людей, находящихся в закрытых учреждениях (пенитенциарной системе), входящих в тоталитарные группы (секты, преступные группировки) и в группы с авторитарным лидером (в т. ч. в семье).
И. с. исследовал Ж. Бодрийяр, который связывал его с развитием массового общества и общества потребления, расширением в развитых странах практики социальной защиты; З. Бауман рассматривал И. с. в русле концепции «индивидуализированного общества». В России проблема И. с. анализировалась в трудах И. С. Кона и Ю. Н. Давыдова.