ПАТРИАРХА́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАТРИАРХА́Т, Поместная церковь, предстоятель которой носит титул патриарха. В древней Церкви П. формировались на основе митрополичьих автокефалий – церковных провинций, установленных правилами I Вселенского собора (325) (см. Вселенские соборы). Появление системы П. стало итогом церковной централизации и борьбы за влияние между крупнейшими городами Рим. империи, а также между столичными епископскими кафедрами Рима и Константинополя во 2-й пол. 4 – 1-й пол. 5 вв. К этому времени окончательно сложилась последовательность старшинства по чести 5 первых епископов (с 6 в. именуемых патриархами) кафолической Церкви: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского. Соответствующая система 5 церквей, получивших в обиходе название «П.», была закреплена правилами IV Вселенского собора (451), а также рядом законодат. мер имп. Юстиниана I. У каждого П. была исторически сложившаяся территория, разделённая на церковные провинции – митрополии (митрополичьи округа), которые, в свою очередь, делились на епископии.
Однако установление этой системы по времени фактически совпало с усилением дезинтеграционных процессов в Церкви и появлением нац. автокефальных церквей, в осн. на окраинах Визант. империи, – Коптской, Армянской и др. Церковные и светские власти крайне неохотно шли на признание новых автокефалий и тем более придание им статусов П. Папа Римский никогда не признавал на Западе к.-л. новых П. (наименования на Западе церквей П., напр. Венецианский П., не означают автокефального статуса Церкви, а носят титулярный характер). В 6–9 вв. в Византии существовало учение о пентархии (пятивластие, от греч. πέντε – пять, ἀρχή – власть), согласно которому в Церкви не может быть более 5 патриархов.
Тем не менее под давлением разл. политич. и внутрицерковных обстоятельств Константинополь начиная с 10 в. вынужден был признать ряд новых православных П. Так, в 927 был признан 1-й болгарский П. (упразднён в 1018 после завоевания Болгарии Византией). В нач. 11 в. титул патриарха принят Мцхетским католикосом – предстоятелем Груз. церкви (Груз. П. упразднён в 1811, фактически восстановлен в 1917). В 1235 был признан Болг. Тырновский П. (упразднён в кон. 14 в., Болг. П. восстановлен в 1953). В 1375 признан Серб. Печский П. (упразднялся и восстанавливался неск. раз, последний раз Серб. П. восстановлен в 1920). В России Моск. П. образован в 1589, спустя полтора века после фактич. провозглашения Рус. церковью своей автокефалии в 1448 (П. упразднён в 1721 в результате церковной реформы имп. Петра I, восстановлен в 1917). В 1925 провозглашён Рум. патриархат.
В нач. 21 в. существует 9 поместных православных церквей, носящих назв. П.: Константинопольская православная церковь, Александрийская православная церковь, Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Русская православная церковь, Грузинская православная церковь, Сербская православная церковь, Румынская православная церковь, Болгарская православная церковь.
П. именуются также некоторые из инославных церквей, предстоятели которых носят титул патриарха, напр. Иерусалимский лат. патриархат.