Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАТРИАРХА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 452-453

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАТРИАРХА́Т, По­ме­ст­ная цер­ковь, пред­стоя­тель ко­то­рой но­сит ти­тул пат­ри­ар­ха. В древ­ней Церк­ви П. фор­ми­ро­ва­лись на ос­но­ве ми­тро­по­личь­их ав­то­ке­фа­лий – цер­ков­ных про­вин­ций, ус­та­нов­лен­ных пра­ви­ла­ми I Все­лен­ско­го со­бо­ра (325) (см. Все­лен­ские со­бо­ры). По­яв­ле­ние сис­те­мы П. ста­ло ито­гом цер­ков­ной цен­трали­за­ции и борь­бы за влия­ние ме­ж­ду круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми Рим. им­пе­рии, а так­же ме­ж­ду сто­лич­ны­ми епи­скоп­ски­ми ка­фед­ра­ми Ри­ма и Кон­стан­ти­но­по­ля во 2-й пол. 4 – 1-й пол. 5 вв. К это­му вре­ме­ни окон­ча­тель­но сло­жи­лась по­следо­ва­тель­ность стар­шин­ст­ва по чес­ти 5 пер­вых епи­ско­пов (с 6 в. име­нуе­мых пат­ри­ар­ха­ми) ка­фо­ли­че­ской Церк­ви: Рим­ско­го, Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, Алек­сан­д­рий­ско­го, Ан­ти­охий­ско­го, Ие­ру­са­лим­ско­го. Со­от­вет­ст­вую­щая сис­те­ма 5 церк­вей, по­лу­чив­ших в оби­хо­де на­зва­ние «П.», бы­ла за­кре­п­ле­на пра­ви­ла­ми IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451), а так­же ря­дом за­ко­но­дат. мер имп. Юс­ти­ниа­на I. У ка­ж­до­го П. бы­ла ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся тер­ри­то­рия, раз­де­лён­ная на цер­ков­ные про­вин­ции – ми­тро­по­лии (ми­тро­по­ли­чьи ок­ру­га), ко­то­рые, в свою оче­редь, де­ли­лись на епи­ско­пии.

Од­на­ко ус­та­нов­ле­ние этой сис­те­мы по вре­ме­ни фак­ти­че­ски сов­па­ло с уси­ле­ни­ем де­зин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов в Церк­ви и по­яв­ле­ни­ем нац. ав­то­ке­фаль­ных церк­вей, в осн. на ок­раи­нах Ви­зант. им­пе­рии, – Копт­ской, Ар­мян­ской и др. Цер­ков­ные и свет­ские вла­сти край­не не­охот­но шли на при­зна­ние но­вых ав­то­ке­фа­лий и тем бо­лее при­да­ние им ста­ту­сов П. ­Папа Рим­ский ни­ко­гда не при­зна­вал на За­па­де к.-л. но­вых П. (на­име­но­ва­ния на За­па­де церк­вей П., напр. Ве­не­ци­ан­ский П., не оз­на­ча­ют ав­то­ке­фаль­но­го ста­ту­са Церк­ви, а но­сят ти­ту­ляр­ный ха­рак­тер). В 6–9 вв. в Ви­зан­тии су­ще­ст­во­ва­ло уче­ние о пен­тар­хии (пя­ти­вла­стие, от греч. πέντε – пять, ἀρχή – власть), со­глас­но ко­то­ро­му в Церк­ви не мо­жет быть бо­лее 5 пат­ри­ар­хов.

Тем не ме­нее под дав­ле­ни­ем разл. по­ли­тич. и внут­ри­цер­ков­ных об­стоя­тельств Кон­стан­ти­но­поль на­чи­ная с 10 в. вы­ну­ж­ден был при­знать ряд но­вых пра­во­слав­ных П. Так, в 927 был при­знан 1-й бол­гар­ский П. (уп­разд­нён в 1018 по­сле за­вое­ва­ния Бол­га­рии Ви­зан­ти­ей). В нач. 11 в. ти­тул пат­ри­ар­ха при­нят Мцхет­ским ка­то­ли­ко­сом – пред­стоя­те­лем Груз. церк­ви (Груз. П. уп­разд­нён в 1811, фак­ти­че­ски вос­ста­нов­лен в 1917). В 1235 был при­знан Болг. Тыр­нов­ский П. (уп­разд­нён в кон. 14 в., Болг. П. вос­ста­нов­лен в 1953). В 1375 при­знан Серб. Печ­ский П. (уп­разд­нял­ся и вос­ста­нав­ли­вал­ся неск. раз, по­след­ний раз Серб. П. вос­ста­нов­лен в 1920). В Рос­сии Моск. П. об­ра­зо­ван в 1589, спус­тя пол­то­ра ве­ка по­сле фак­тич. про­воз­гла­ше­ния Рус. цер­ко­вью сво­ей ав­то­ке­фа­лии в 1448 (П. уп­разд­нён в 1721 в ре­зуль­та­те цер­ков­ной ре­фор­мы имп. Пет­ра I, вос­ста­нов­лен в 1917). В 1925 про­воз­гла­шён Рум. пат­ри­ар­хат.

В нач. 21 в. су­ще­ст­ву­ет 9 по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей, но­ся­щих назв. П.: Кон­стан­ти­но­поль­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Алек­сан­д­рий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Ан­ти­охий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Ие­ру­са­лим­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Гру­зин­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Серб­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Ру­мын­ская пра­во­слав­ная цер­ковь, Бол­гар­ская пра­во­слав­ная цер­ковь.

П. име­ну­ют­ся так­же не­ко­то­рые из ино­слав­ных церк­вей, пред­стоя­те­ли ко­то­рых но­сят ти­тул пат­ри­ар­ха, напр. Ие­ру­са­лим­ский лат. пат­ри­ар­хат.

Лит.: Ску­рат К. Е. Ис­то­рия По­ме­ст­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. М., 1994. Кн. 1–2; Цы­пин В. А. Цер­ков­ное пра­во. М., 1994; Ас­мус В. В. Ис­то­рия Церк­ви. М., 1998; Бо­ло­тов В. В. Ис­то­рия Церк­ви в пе­ри­од Все­лен­ских Со­бо­ров. М., 2007.

Вернуться к началу