НЕРО́НОВ ИВАН МИРОНОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕРО́НОВ Иван Миронович (в монашестве Григорий) [1591, близ Вологды – 2(12).1.1670, Переславль-Залесский; похоронен на паперти соборного Троицкого храма Свято-Троицкого Данилова мон.], архимандрит, один из идейных вдохновителей старообрядчества на начальном этапе его существования.
Из крестьянской семьи. После перипетий Смутного времени жил в Вологде, Великом Устюге, позднее в с. Никольское близ г. Юрьевец-Повольский (ныне Ивановская обл.), где стал причётником местной церкви. Обличал церковные нестроения и дурные нравы духовенства, что вызвало жалобу на него патриарху Московскому Филарету. Н. бежал в Троице-Сергиев мон., там был рукоположен в диаконы, затем в священники. В 1630–40-х гг. служил в ц. Воскресения Христова в Нижнем Новгороде, где вёл активную проповедь. Н. пытался влиять на светские власти, в частности призывал к отказу от войны с Речью Посполитой (1632), за что был сослан на 2 года в Николо-Корельский мон. После освобождения из ссылки жил в Нижнем Новгороде, с 1647 – в Москве. В 1649 по ходатайству духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева и постельничего Ф. М. Ртищева Н. назначен протопопом Казанского собора на Красной пл., прославился как ревностный проповедник. Вместе с Вонифатьевым, Ртищевым, протопопом Аввакумом входил в моск. «кружок ревнителей благочестия», ратовавший за устранение порочных явлений рус. церковной жизни того времени, таких как многогласие и др.
Церковные реформы и деспотизм патриарха Никона вызвали резкий протест Н. Решением собора 1653 он был лишён сана и сослан в Спасо-Каменный мон. на Кубенском оз., где его приняли с почётом. Н. начал писательскую деятельность, но вскоре в качестве нового наказания был переведён в Кандалакшский Рождественский мон., откуда в 1655 бежал сначала в Соловецкий мон., а затем в Москву. Скрывался у Стефана Вонифатьева, по совету которого в дек. 1655 принял иноческий постриг с именем Григорий, после чего отправился в Игнатиеву Верхоломскую пустынь Вологодской епархии. В февр. 1656 по настоянию патриарха Никона церковный собор предал Н. анафеме, которая была подтверждена и на следующем соборе (май 1656). Н. не признал своего отлучения и продолжал критиковать реформы Никона, однако в 1657 примирился с патриархом и был принят в церковное общение, причём ему было разрешено служить по старому обряду.
После оставления Никоном патриаршего престола (1658) Н. возвратился в Москву и подал царю Алексею Михайловичу челобитную с просьбой созвать собор, избрать нового главу Рус. церкви и вернуться к дониконовскому богослужебному укладу. В др. челобитной от 6(16).12.1664 он заступился за сосланного протопопа Аввакума. Большим Московским собором 1666–67 Н. был снова осуждён и отправлен под строгий надзор в Иосифо-Волоцкий мон. Это сломило его, и в 1667 он принёс покаяние, отказавшись от противодействия церковным реформам. Вероятно, в 1669 был поставлен архимандритом Свято-Троицкого Данилова мон. в Переславле-Залесском.