МНОГОГЛА́СИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МНОГОГЛА́СИЕ, в Рус. церкви 14–17 вв. одновременное совершение разных частей богослужения. Практиковалось гл. обр. в приходских храмах с целью сокращения длительности служб при сохранении песнопений и чтений, положенных по уставу.
Возможными причинами распространения М. являлись: переход Рус. церкви в кон. 14 в. со Студийского устава на Иерусалимский, отличающийся продолжительностью богослужений; изменения в 16–17 вв. в церковном пении, связанные с увеличением количества пространных песнопений, распетых как знаменным распевом, так и новыми распевами – путевым, демественным и большим.
К сер. 16 в. использовавшееся повсеместно М. стало осознаваться как неблагочестивая традиция, препятствующая пониманию богослужебных текстов. Несмотря на запрещение М. Стоглавым собором 1551, оно продолжало существовать. М. осудил патриарх Гермоген (1606–12), а патриарх Иоасаф I (1634–1640) призывал ограничить его использование 2 голосами, т. е. одновременно совершать не более 2 молитвословий. В сер. 17 в. активными противниками М. были участники т. н. Кружка ревнителей благочестия (протопопы Стефан Вонифатьев, Иван Неронов, Ф. М. Ртищев, архим. Новоспасского мон. Никон – будущий патриарх), которые в своих храмах совершали службу единогласно. Однако состоявшийся в 1649 по указу царя Алексея Михайловича (также сторонника единогласия) церковный собор постановил не менять древние традиции и сохранить М. Тем не менее мнение противников М. вскоре возобладало. Для окончат. решения вопроса патриарх Иосиф (1642–52) в 1650 обратился к патриарху Константинопольскому Парфению II, который дал однозначный ответ о необходимости совершения службы единогласно. В 1651 новый собор официально утвердил единогласие. Это решение подтверждали последующие царские и патриаршие грамоты, а также Служебник 1651. Необходимость наречного (т. е. соответствующего произношению в устной речи) и единогласного пения подтвердил Большой московский собор 1666–67. Духовный регламент 1721 упоминает о М. как о неблагочестивом обычае, в Петровскую эпоху оно, очевидно, окончательно исчезло из церковной практики.
Остатками М. в совр. РПЦ можно считать совмещение окончания одного молитвословия и начала другого (напр., наложение священнического возгласа на окончание песнопения), одноврем. совершение службы и исповеди и т. п.