Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИТТИФА́К АЛЬ-МУСЛИМИ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 232

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. М. Усманова

ИТТИФА́К АЛЬ-МУСЛИМИ́Н (Со­юз му­суль­ман), пер­вая все­рос. ис­лам­ская пар­тия, об­ра­зо­ван­ная по ре­ше­нию Все­рос. съез­дов му­суль­ман в Ниж­нем Нов­го­ро­де (13–20.8.1905, 16–22.8.1906) и С.-Пе­тер­бур­ге (13–22.1.1906). Пред­став­ля­ла со­бой оп­по­зи­ци­он­ное са­мо­дер­жа­вию ли­бе­раль­но-де­мо­кра­тич. дви­же­ние, соз­дан­ное вы­ход­ца­ми из му­сульм. ин­тел­ли­ген­ции, ку­пе­че­ст­ва и бур­жуа­зии, в осн. из та­тар По­вол­жья и Кры­ма. В ЦК пар­тии пре­об­ла­да­ли ли­де­ры джа­ди­диз­ма – Ю. Ак­чу­рин (см. Ак­чу­ри­ны), С. Мак­су­ди, А. Апа­на­ев (см. Апа­нае­вы), Г. Ба­ру­ди (Ка­зань), Р. Иб­ра­ги­мов, М. Би­ги­ев (С.-Пе­тер­бург), Г. Бу­би (Вят­ка), И. Гас­прин­ский (Бах­чи­са­рай). Пе­чат­ны­ми ор­га­на­ми И. аль-М. бы­ли «Ка­зан мух­би­ре» («Ка­зан­ский вест­ник») и «Ах­бар» («Вес­ти») в Ка­за­ни. Взяв за ос­но­ву про­грам­му Кон­сти­ту­ци­он­но-де­мо­кра­тичес­кой пар­тии­, И. аль-М. адап­ти­ро­ва­ла её к особенностям му­сульм. ре­гио­нов стра­ны. Осн. це­ли пар­тии: вве­де­ние в Рос­сии кон­сти­ту­ци­он­но-пар­ла­мент­ской мо­нар­хии; урав­не­ние всех рос. гра­ж­дан пе­ред за­ко­ном без раз­ли­чия ве­ро­ис­по­ве­да­ния и на­цио­наль­но­сти; на­де­ле­ние кре­сть­ян зем­лёй из гос. фон­да; пе­ре­да­ча му­суль­ма­нам зе­мель, изъ­я­тых каз­ной для нужд пе­ре­се­лен­цев; сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние вак­фа­ми, иму­ще­ст­вом ме­че­тей, учеб­ных и бо­го­угод­ных за­ве­де­ний; вы­бор­ность му­суль­ман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва и об­ще­ст­вен­ный кон­троль над его дей­ст­вия­ми; ре­фор­ма мед­ре­се и муф­тия­тов; сво­бо­да об­ра­зо­ва­ния ре­лиг. и по­ли­тич. объ­еди­не­ний. Из ре­гио­наль­ных от­де­ле­ний пар­тии наи­бо­лее дея­тель­ны­ми бы­ли ка­зан­ский, уфим­ский и орен­бург­ский ко­ми­те­ты. Ли­де­ры пар­тии пред­при­ня­ли нес­коль­ко не­удач­ных по­пы­ток ле­га­ли­зо­вать пар­тию. По­сле по­ра­же­ния Ре­во­лю­ции 1905–07 мно­гие из них бы­ли ли­ше­ны по­ли­тич. прав и от­стра­не­ны от об­ще­ст­вен­ной дея­тель­но­сти (С.-Г. Ал­кин, А. Апа­на­ев, Г. Ба­ру­ди и Г. Бу­би, С.-Г. Джан­тю­рин, А.-М. Топ­чи­ба­шев). Р. Иб­ра­ги­мов и Ю. Ак­чу­рин ока­за­лись в эмиг­ра­ции. В 1908 ЦК И. аль-М. объ­я­вил о са­мо­рос­пус­ке пар­тии, функ­ции но­во­го ко­ор­ди­ни­рую­ще­го ор­га­на её сто­рон­ни­ков при­ня­ла на се­бя му­сульм. фрак­ция Го­су­дар­ст­вен­ной ду­мы, боль­шин­ст­во из де­пу­та­тов фрак­ции бы­ли чле­на­ми И. аль-М. По­сле Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 пред­при­ни­ма­лись без­ус­пеш­ные по­пыт­ки вос­соз­да­ния му­сульм. «ка­дет­ской» пар­тии.

Лит.: Про­грам­ма сою­за му­суль­ман Рос­сии. СПб., 1906 (на та­тар. яз.); Би­ги М. Ос­но­вы ре­фор­ми­ро­ва­ния. П., 1917 (на та­тар. яз.); Иб­ра­ги­мов Г. Та­та­ры в ре­во­лю­ции 1905 г. Ка­зань, 1926; Ар­ша­ру­ни А., Га­би­дул­лин Х. Очер­ки пан­ис­ла­миз­ма и пан­тюр­киз­ма в Рос­сии. М., 1931; Ба­ги­ро­ва И. С. По­ли­ти­че­ские пар­тии и ор­га­ни­за­ции Азер­бай­джа­на в на­ча­ле XX в. (1900–1917). Ба­ку, 1997; Ис­ха­ков С. М. Об­ще­рос­сий­ская пар­тия му­суль­ман // Ис­то­рия на­цио­наль­ных по­ли­ти­че­ских пар­тий Рос­сии. М., 1997; Фах­рут­ди­нов Р. Р. Та­тар­ский ли­бе­ра­лизм в кон­це XIX – на­ча­ле XX в.: очер­ки по­ли­ти­че­ской ис­то­рии. Ка­зань, 1998; Се­нют­ки­на О. Н. Пер­вый съезд му­суль­ман Рос­сии: к 100-ле­тию про­ве­де­ния. Н. Нов­го­род, 2005; Ус­ма­но­ва Д. М. Му­суль­ман­ские пред­ста­ви­те­ли в рос­сий­ском пар­ла­мен­те. 1906–1917. Ка­зань, 2005.

Вернуться к началу