Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИПА́ТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. П. Зверев, В. Ф. Козлов, А. В. Кузьмин (история); П. С. Павлинов (архитектура)
Ипатьевский монастырь. Ансамбль Старого города.

ИПА́ТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Ипа­тия Гангр­ско­го во имя Свя­той Трои­цы муж­ской мо­на­стырь), в Ко­ст­ро­ме, на ле­вом бе­ре­гу Вол­ги. Ос­но­ван не позд­нее кон. 14 в. не­да­ле­ко от го­ро­да, на стрел­ке меж­ду Вол­гой и её при­то­ком Ко­стро­мой. Впер­вые оби­тель упо­ми­на­ет­ся в 1435, ког­да здесь был зак­лю­чён мир меж­ду вел. кн. мос­ков­ским Ва­си­ли­ем II Ва­силье­ви­чем и кн. Ва­си­ли­ем Юрье­ви­чем Ко­сым. Два бо­лее ран­них ак­та в И. м. – моск. боя­ри­на К. Д. Шеи Зер­но­ва, пред­по­ло­жи­тель­но да­ти­руе­мые 1406–17, из­вест­ны толь­ко по упо­ми­на­ни­ям (текст од­но­го из них, как ус­та­но­вил И. А. Го­луб­цов, сфаль­си­фи­ци­ро­ван на бу­ма­ге кон. 1530-х – нач. 1540-х гг.). И. м. поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом ве­ли­ко­кня­жес­кой вла­сти. В ию­не 1443 вел. кн. мос­ков­ский Ва­си­лий II Ва­силье­вич вы­дал указ­ную гра­мо­ту с за­пре­ще­ни­ем поль­зо­вать­ся в Ко­стро­ме все­ми пе­ре­во­за­ми, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, при­над­ле­жав­ше­го оби­те­ли. И. м. яв­лял­ся ро­до­вой усы­паль­ни­цей Са­бу­ро­вых и их родст­вен­ни­ков – Го­ду­но­вых и Велья­ми­но­вых-Зер­но­вых.

Расц­вет И. м. во 2-й пол. 16 в. свя­зан с воз­вы­ше­ни­ем бо­яр Са­бу­ро­вых и Го­ду­но­вых при ве­ли­ко­кня­жес­ком (с 1547 – царс­ком) дво­ре. Это поз­во­ли­ло при­влечь в оби­тель вклад­чи­ков из др. знат­ных фа­ми­лий. В 1567–72 И. м. вхо­дил в оп­рич­ни­ну. Во 2-й пол. 16 в. по ини­циа­ти­ве Са­бу­ро­вых и их од­но­род­цев поя­ви­лась ро­до­слов­ная ле­ген­да (не­со­стоя­тель­ная с ис­то­рич. и хро­но­ло­ги­чес­кой точ­ки зре­ния), со­глас­но ко­то­рой их пред­ком был та­тар­ский мур­за За­ха­рий Чет, кре­щён­ный митр. Пет­ром (по др. вер­сии – ми­тро­по­ли­та­ми Пет­ром и Фео­гно­стом од­но­вре­мен­но) и ос­но­вав­ший в 1330 И. м. на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ему Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со сщмч. Ипа­ти­ем, еп. Гангр­ским, и ап. Фи­лип­пом. Наи­бо­лее щед­рые зе­мель­ные и де­неж­ные вкла­ды по­сту­па­ли в И. м. от Са­бу­ро­вых и Го­дуно­вых: по­сто­ян­но под­дер­жи­вал его Д. И. Го­ду­нов, а так­же его пле­мян­ник – Бо­рис Фё­до­ро­вич Го­ду­нов, ко­то­рый вме­сте с се­строй, ца­ри­цей И. Ф. Го­ду­но­вой, при­влёк к оби­те­ли вни­ма­ние ца­ря Фёдо­ра Ива­но­ви­ча. В 1595 И. м. по­лу­чил двор с ка­мен­ны­ми по­строй­ка­ми в Ки­тай-го­ро­де в Мо­ск­ве, а в 1603 – два дво­ра в Ко­стро­ме. В 1597–1600 мо­на­стырь вла­дел 14,1 тыс. га зем­ли (про­тив 3,8 тыс. га в 1562) и 442 по­се­ле­ния­ми. В 1598 И. м. по­лу­чил ста­тус ар­хи­манд­ри­тии, а его на­стоя­тель стал уп­рав­лять ко­стром­ской пат­ри­ар­шей об­ла­стью.

В 1612–13 за сте­на­ми И. м. ук­ры­вал­ся вме­сте с ма­те­рью М. Ф. Ро­ма­нов (бу­ду­щий царь Ми­ха­ил Фё­до­ро­вич). 14(24).3.1613 в Тро­иц­ком со­бо­ре И. м. М. Ф. Ро­ма­нов дал согласие занять рус. престол, что обес­пе­чи­ло мо­на­сты­рю по­кро­ви­тель­ст­во ди­на­стии Романовых. Оби­тель счи­та­лась фа­миль­ной свя­ты­ней Ро­ма­но­вых, и при всту­п­ле­нии на пре­стол ка­ж­дый из ца­рей счи­тал сво­им дол­гом её по­се­тить. С 1613 И. м. стал став­ро­пи­ги­аль­ным. В 1626 по по­ве­ле­нию Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча в оби­тель бы­ли при­сла­ны час­ти­цы ри­зы Гос­под­ней и ри­зы Бо­го­ро­ди­цы. В 17 в. мо­на­стырь имел собств. ико­но­пис­ную мас­тер­скую, круп­ное со­бра­ние ру­ко­пи­сей, в чи­сло ко­то­рых вхо­дил список 1-й четв. 15 в. зна­ме­ни­той Ипа­ть­ев­ской ле­то­писи, уни­каль­ные ли­це­вые Го­ду­нов­ские Псал­ти­ри, по­жерт­во­ван­ные в 1591 боя­ри­ном Д. И. Го­ду­но­вым, мно­го­числ. спи­ски Еван­ге­лия и т. д. В нач. 18 в. в И. м. на­хо­ди­лись в ссыл­ке бр. Ио­ан­ни­кий и Соф­ро­ний Ли­ху­ды.

В 1744–1835 Тро­иц­кий храм И. м. был ка­фед­раль­ным со­бо­ром Ко­ст­ром­ской епар­хии, а мо­на­стырь пре­вра­щён в ар­хие­рей­ский дом; в 1835 И. м. стал пер­во­класс­ным ка­фед­раль­ным мо­на­сты­рём. В 1747 здесь от­кры­лась Ко­ст­ром­ская се­ми­на­рия. Со 2-й пол. 19 в. в сте­нах И. м. на­хо­дил­ся Му­зей До­ма Ро­ма­но­вых.

Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. 1650–52.

В 1919 ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти И. м. на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ли, к 1922 мо­на­хи бы­ли из­гна­ны. В 1958 И. м. от­крыт как Ко­ст­ром­ской ис­то­ри­ко-ар­хит. му­зей-за­по­вед­ник. В 1993 в И. м. во­зоб­нов­ле­на мо­на­ше­ская жизнь. В нач. 21 в. мо­на­стыр­ские по­строй­ки пе­ре­да­ют­ся РПЦ, му­зей пе­ре­во­дит­ся в др. по­ме­ще­ния Ко­ст­ро­мы.

Ипатьевский монастырь. Укрепления Нового города. 1642–45.

Ка­мен­ное строи­тель­ст­во в И. м. ве­лось с 3-й четв. 16 в. В 1564 воз­ве­де­на ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (пе­ре­строе­на в 1760–1764 и 1864, ра­зо­бра­на в 1930-е гг.). Во 2-й пол. 16 в. (воз­мож­но, в 1558) по­стро­ен Тро­иц­кий со­бор; бла­го­да­ря вкла­дам се­мьи Го­ду­но­вых в 1586–90 воз­ве­де­ны сте­ны и баш­ни т. н. Ста­ро­го го­ро­да (над­строе­ны в 1621–25, же­лез­ные ко­ну­со­об­раз­ные кры­ши – 1840; сев. Ека­те­ри­нин­ские во­ро­та с ча­сов­ня­ми пе­ре­строе­ны в сти­ле ба­рок­ко в 1767 к при­ез­ду Ека­те­ри­ны II). Осн. часть ан­самб­ля сло­жи­лась в 17 в. В 1642–45 воз­ве­де­ны сте­ны и 3 баш­ни т. н. Но­во­го го­ро­да, с за­па­да при­мы­каю­ще­го к Ста­ро­му го­ро­ду. В цен­тре Ста­ро­го го­ро­да в 1650–52 со­ору­жён мо­ну­мен­таль­ный 4-столп­ный 5-гла­вый Тро­иц­кий со­бор (на под­кле­тах со­бо­ра, раз­ру­шен­но­го взры­вом по­ро­ха в 1649; с при­де­ла­ми Ап. Фи­лип­па и Свт. Ипа­тия в диа­кон­ни­ке, Прп. Ми­хаи­ла Ма­леи­на в юж. га­ле­рее, а так­же при­де­лом в честь Смо­лен­ской Шуй­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в сев. га­ле­рее, уст­ро­ен­ным в 1879), ок­ру­жён­ный га­ле­рея­ми (фре­ски га­ле­рей – ок. 1653–54 и па­лех­ских мас­те­ров под рук. Н. М. Са­зо­но­ва, 1912; фре­ски осн. про­стран­ст­ва – 1685, ар­тель Гу­рия Ни­ки­ти­на и Си­лы Са­ви­на; ба­роч­ный рез­ной ико­но­стас – 1756–58, ико­ны 16–18 вв., оби­тые ме­дью с ри­сун­ком в тех­ни­ке «ог­не­во­го зо­ло­че­ния» две­ри пор­та­лов – 2-я пол. 16 в., на­пре­столь­ная рез­ная сень – 17 в.). В риз­ни­це со­бо­ра, в экс­по­зи­ции Ко­ст­ром­ско­го объ­еди­нён­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка, – ико­ны, ли­це­вое ши­тьё, ру­ко­пис­ные кни­ги, ме­тал­ло­пла­сти­ка, де­рев. скульп­ту­ра 15–18 вв. В под­кле­ти зап. час­ти га­ле­реи – по­гре­баль­ная ц. Вос­кре­се­ния Ла­за­ря (1763) с над­гроб­ны­ми пли­та­ми ро­ди­те­лей Бо­ри­са Го­ду­но­ва. К за­па­ду от со­бо­ра бы­ла по­строе­на звон­ни­ца (1603–05, 2-ярус­ная га­ле­рея – 1852), со­еди­нён­ная с 4-ярус­ной баш­ней с от­кры­тым зво­ном [1645–46; ча­сы – 1649 (не сохр.); ша­тёр – 1852]. Вдоль стен Ста­ро­го го­ро­да по­лу­кру­гом от со­бо­ра воз­ве­де­ны: на се­ве­ро-вос­то­ке – ар­хие­рей­ский кор­пус (кон. 16 – сер. 19 вв.) с на­стоя­тель­ски­ми, ка­зна­чей­ски­ми кель­я­ми, над­врат­ной ц. Свя­тых Хри­сан­фа и Да­рии (1841–63, ар­хи­тек­то­ры К. А. Тон, А. Г. Гри­горь­ев); на се­ве­ро-за­па­де – брат­ский кор­пус (кон. 16 в., 2-й этаж – сер. 18 в.; экс­по­зи­ция по ис­то­рии Ко­ст­ром­ско­го края 12–19 вв.) и ке­лар­ские ке­льи (т. н. па­ла­ты бо­яр Ро­ма­но­вых, 1586–90, пе­ре­строе­ны в 1841–1842 и 1859–63 в рус­ском сти­ле, арх. Ф. Ф. Рих­тер); на за­па­де – кор­пус «над по­гре­ба­ми» (1568–93, 2-й этаж – 1732); на юго-за­па­де – свеч­ной кор­пус (2-я пол. 16 в., 2-й этаж – сер. 18 в., при­строй­ка – 1861).

В 1837 во­круг стен И. м. сде­ла­на под­сып­ка грун­та с ук­ре­п­ле­ни­ем бу­лыж­ни­ком («об­руб», об­нов­лён в 1896). В 1910–1913, в свя­зи с празд­но­ва­ни­ем 300-ле­тия цар­ст­во­ва­ния До­ма Ро­ма­но­вых, под рук. арх. Д. В. Ми­лее­ва про­ве­де­на рес­тав­ра­ция зда­ний, фре­сок и ико­но­ста­са Тро­иц­ко­го со­бо­ра, па­лат бо­яр Ро­ма­но­вых, где от­кры­то древ­ле­хра­ни­ли­ще Ко­ст­ром­ско­го цер­ков­но-ис­то­рич. об­ще­ст­ва.

Близ И. м. – Ко­ст­ром­ской му­зей на­род­ной ар­хи­тек­ту­ры и кре­сть­ян­ско­го бы­та (от­крыт в 1960; часть па­мят­ни­ков до 1990-х гг. рас­по­ла­га­лась в Но­вом го­ро­де), ц. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва в Бо­го­слов­ской сло­бо­де (1681–87; рос­пи­си – 1735, ко­ст­ро­ми­чи Фё­дор Ло­ги­нов с сы­новь­я­ми Мат­ве­ем и Ива­ном; рез­ной ико­но­стас – 1770).

Лит.: Ди­ев М. Я. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Кост­ром­ско­го Ипать­ев­ско­го мо­на­сты­ря. М., 1858; Ост­ров­ский П. Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­чес­кое опи­са­ние Ко­стром­ско­го пер­во­клас­сно­го Ипать­ев­ско­го мо­на­сты­ря. Ко­стро­ма, 1870; По­кров­ский Н. В. Древ­но­сти Ко­стром­ско­го Ипать­ев­ско­го мо­на­сты­ря // Вест­ник ар­хео­ло­гии и ис­то­рии. 1885. Вып. 4; Ба­же­нов И. В. Ко­ст­ром­ской Ипать­ев­ский мо­на­стырь. Ко­ст­ро­ма, 1909; Лу­ком­ский В. К. Ко­ст­ро­ма. – Лу­ком­ский Г. К. Описание памятников художе­ст­венной старины. СПб., 1913; Го­луб­цов И. А. Две дан­ных гра­мо­ты XV–XVI вв. Ко­стром­ско­му Ипать­ев­ско­му мо­на­сты­рю // Во­про­сы со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой ис­то­рии и ис­точ­ни­ко­ве­де­ния пе­рио­да фео­да­лиз­ма в Рос­сии. М., 1961; Ве­се­лов­ский С. Б. Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии клас­са слу­жи­лых зем­ле­вла­дель­цев. М., 1969; Куд­ря­шов Е. В. Ар­хи­тек­тур­ные па­мят­ни­ки Ипать­ев­ско­го мо­на­сты­ря XVI–XVII вв. // Крае­вед­че­ские за­пис­ки Ко­ст­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. Яро­славль, 1973. Вып. 1; Брю­со­ва В. Г. Ипать­ев­ский мо­на­стырь. М., 1982; Ан­то­нов А. В. Пе­ре­чни ак­тов Пе­ре­слав­ских, Яро­слав­ских, Костром­ских и Га­лич­ских мо­на­сты­рей и церк­вей XIV – на­ча­ла XVII вв. // Рус­ский ди­пло­ма­та­рий. М., 1997. Вып. 1; он же. Ко­стром­ские мо­на­сты­ри в до­ку­мен­тах XVI – на­ча­ла XVII в. // Там же. М., 2001. Вып. 7; Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры Ко­стром­ской об­ла­сти. Ко­стро­ма, 1998. Вып. 1. Ч. 3.

Вернуться к началу