ЯКОВЕ́НКО БОРИС ВАЛЕНТИНОВИЧ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯКОВЕ́НКО Борис Валентинович [23.5(4.6).1884, Тверь – 16.1.1949, Прага], рус. философ, близкий к неокантианству. В 1903–05 учился в Моск. ун-те, исключён за участие в революц. движении. В 1906–08 учился в ун-тах: Гейдельбергском – у В. Виндельбанда и Фрайбургском – у Г. Риккерта. Вернувшись в 1910 в Россию, издавал совм. с Ф. А. Степуном, С. И. Гессеном и др. междунар. филос. ж. «Логос» (редактор в 1912–14), сотрудничал в журналах «Вопросы философии и психологии», «Северные записки», сб. «Новые идеи в философии», газ. «Русские ведомости» и др. Член Моск. психологич. об-ва (1912). В 1912 за связь с моск. организацией эсеров арестован, с 1913 в Италии, затем в Германии; в 1929 по приглашению Т. Г. Масарика переехал в Прагу, где в 1929–38 издавал ж. «Der russische Gedanke» («Русская мысль») и периодич. сб. «Bibliothèque Internationale de Philosophie» («Международная библиотека философии»). За границей были опубликованы книги Я. «Философия большевизма» (1921), «Очерки русской философии» (1922), «Философия у русских. Опыт истории русской философии» (1925–27, на итал. яз.), «История русской философии» (1938, на чеш. яз.; рус. пер. 2003), «История гегельянства в России» (1940, на нем. яз.) и др.
Я. испытал влияние Э. Гуссерля, марбургской (прежде всего Г. Когена) и баденской школ неокантианства. В многочисл. статьях, рецензиях и обзорах (в первую очередь в «Логосе»), посвящённых изложению новейших достижений европ. и амер. философии, Я. отстаивал идеал философии как рациональной науч. дисциплины («строгой науки»), выступая, в частности, оппонентом рус. религ. философии. В работах «О Логосе» (1911), «Что такое философия. Введение в трансцендентализм» (1911–1912), «Об имманентном трансцендентализме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще...» (1912–13), «Путь философского познания» (1914) и др. Я. изложил свою концепцию «трансцендентального плюрализма», утверждая одновременно «и абсолютность, и многообразие» истин – в учении об истине, сущностей – в онтологии, нравств. самоутверждения личности – в этике, проявлений прекрасного – в эстетике, всех проявлений и форм святого – в религии (исключая традиц. понятия Бога и Церкви).
Я. принадлежат переводы на рус. яз. сочинений И. Г. Фихте, «Эстетики» Б. Кроче, на итал. яз. – сочинений Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого и др.