Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯКОВЕ́НКО БОРИС ВАЛЕНТИНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 665

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЯКОВЕ́НКО Бо­рис Ва­лен­ти­но­вич [23.5(4.6).1884, Тверь – 16.1.1949, Пра­га], рус. фи­ло­соф, близ­кий к нео­кан­ти­ан­ст­ву. В 1903–05 учил­ся в Моск. ун-те, ис­клю­чён за уча­стие в ре­во­люц. дви­жении. В 1906–08 учил­ся в ун-тах: Гей­дель­берг­ском – у В. Вин­дель­бан­да и Фрай­бург­ском – у Г. Рик­кер­та. Вер­нув­шись в 1910 в Рос­сию, из­да­вал совм. с Ф. А. Сте­пу­ном, С. И. Гес­се­ном и др. ме­ж­ду­нар. фи­лос. ж. «Ло­гос» (ре­дак­тор в 1912–14), со­труд­ни­чал в жур­на­лах «Во­про­сы фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии», «Се­вер­ные за­пис­ки», сб. «Но­вые идеи в фи­ло­со­фии», газ. «Рус­ские ве­до­мо­сти» и др. Член Моск. пси­хо­ло­гич. об-ва (1912). В 1912 за связь с моск. ор­га­ни­за­ци­ей эсе­ров аре­сто­ван, с 1913 в Ита­лии, за­тем в Гер­ма­нии; в 1929 по при­гла­ше­нию Т. Г. Ма­са­ри­ка пе­ре­ехал в Пра­гу, где в 1929–38 из­да­вал ж. «Der russische Gedanke» («Рус­ская мысль») и пе­рио­дич. сб. «Bibliothèque Interna­tionale de Philosophie» («Ме­ж­ду­на­род­ная биб­лио­те­ка фи­ло­со­фии»). За гра­ни­цей бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны кни­ги Я. «Фи­ло­со­фия боль­ше­виз­ма» (1921), «Очер­ки рус­ской фи­ло­со­фии» (1922), «Фи­ло­со­фия у рус­ских. Опыт ис­то­рии рус­ской фи­ло­со­фии» (1925–27, на итал. яз.), «Ис­то­рия рус­ской фи­ло­со­фии» (1938, на чеш. яз.; рус. пер. 2003), «Ис­то­рия ге­гель­ян­ст­ва в Рос­сии» (1940, на нем. яз.) и др.

Я. ис­пы­тал влия­ние Э. Гус­сер­ля, мар­бург­ской (пре­ж­де все­го Г. Ко­ге­на) и ба­ден­ской школ нео­кан­ти­ан­ст­ва. В мно­го­числ. стать­ях, ре­цен­зи­ях и об­зо­рах (в пер­вую оче­редь в «Ло­го­се»), по­свя­щён­ных из­ло­же­нию но­вей­ших дос­ти­же­ний ев­роп. и амер. фи­ло­со­фии, Я. от­стаи­вал иде­ал фи­ло­со­фии как ра­цио­наль­ной на­уч. дис­ци­п­ли­ны («стро­гой нау­ки»), вы­сту­пая, в ча­ст­но­сти, оп­по­нен­том рус. ре­лиг. фи­ло­со­фии. В ра­бо­тах «О Ло­госе» (1911), «Что та­кое фи­ло­со­фия. Вве­де­ние в транс­цен­ден­та­лизм» (1911–1912), «Об им­ма­нент­ном транс­цен­ден­та­лиз­ме, транс­цен­дент­ном им­ма­нен­тиз­ме и дуа­лиз­ме во­об­ще...» (1912–13), «Путь фи­ло­соф­ско­го по­зна­ния» (1914) и др. Я. из­ло­жил свою кон­цеп­цию «транс­цен­ден­таль­но­го плю­ра­лиз­ма», ут­вер­ждая од­но­вре­мен­но «и аб­со­лют­ность, и мно­го­об­ра­зие» ис­тин – в уче­нии об ис­ти­не, сущ­но­стей – в он­то­ло­гии, нравств. са­мо­ут­вер­жде­ния лич­но­сти – в эти­ке, про­яв­ле­ний пре­крас­но­го – в эс­те­ти­ке, всех про­яв­ле­ний и форм свя­то­го – в ре­ли­гии (ис­клю­чая тра­диц. по­ня­тия Бо­га и Церк­ви).

Я. при­над­ле­жат пе­ре­во­ды на рус. яз. со­чи­не­ний И. Г. Фих­те, «Эс­те­ти­ки» Б. Кро­че, на итал. яз. – со­чи­не­ний Н. В. Го­го­ля, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, А. П. Че­хо­ва, В. Г. Ко­ро­лен­ко, Л. Н. Тол­сто­го и др.

Соч.: Фи­ло­соф­ская кон­цеп­ция С. Май­мо­на // Во­про­сы фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии. 1912. Кн. 114, 115; Очер­ки аме­ри­кан­ской фи­ло­со­фии. Бер­лин, 1922; Vom Wesen des Plura­lismus. Bonn, 1928; Zur Kritik der Logistik, der Dialektik und der Phänomeno­logie. Prag, 1936; Мощь фи­ло­со­фии / Вступ. ст. А. А. Ер­ми­че­ва. СПб., 2000; Жизнь и фи­ло­со­фия Ио­ган­на Гот­ли­ба Фих­те. СПб., 2004; Ис­то­рия ве­ли­кой рус­ской ре­во­лю­ции: Фев­раль­ско-мар­тов­ская ре­во­лю­ция и ее по­след­ст­вия. М., 2013.

Лит.: Б. В. Яко­вен­ко / Под ред. А. А. Ер­ми­че­ва. М., 2012.

Вернуться к началу