ГЕ́ССЕН СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́ССЕН Сергей Иосифович [16(28).8.1887, Усть-Сысольск, ныне Сыктывкар – 2.7.1950, Лодзь, Польша], рус. философ, педагог. Сын И. В. Гессена. Один из основоположников сравнительной педагогики. Инициатор создания рус. секции междунар. ж. «Логос» (совм. с Ф. А. Степуном). Учился в Гейдельбергском и Фрайбургском ун-тах (1905–10). Ученик Г. Риккерта. С 1914 преподавал в Петроградском и Берлинском ун-тах. В 1917–21 проф. Томского ун-та. Создал фундам. курс философии педагогики, рассматривая педагогику как прикладную философию. В кон. 1921 эмигрировал в Германию, где завершил и издал на рус. яз. «Основы педагогики: введение в прикладную философию» (в 1920–30-е гг. переведена на многие европ. языки). С 1923 в Праге, преподавал в Рус. педагогич. ин-те им. Я. А. Коменского. С 1936 в Варшаве – в Свободном польск. ун-те, Варшавском ун-те и Ин-те спец. педагогики, с 1945 в Лодзинском ун-те. Один из организаторов общественно-педагогич. движения рус. эмиграции, издания ж. «Русская школа за рубежом» (1923–31) и «Русская школа» (1934–40). Автор трудов: «Школа и демократия на переломе», «О противоречиях и единстве воспитания» (оба 1938), «Русская педагогика в XX столетии» (1939), «Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики» (1947) и др. Центр. место в работах Г. занимают этико-филос. аспекты образования, которые он рассматривал как характерные черты цивилизации. Развивал идеи социальной педагогики. Сформулировал положения т. н. критич. дидактики, призванной соединить рационалистич. и эмпирич. подходы в педагогике. В 1950–90-е гг. в странах Европы возрос интерес к его трудам; в Вадо-Лигуре (Италия) создан центр информации и документации по наследию Гессена.