ОБМЕ́НА СОЦИА́ЛЬНОГО ТЕО́РИИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБМЕ́НА СОЦИА́ЛЬНОГО ТЕО́РИИ, концепции действия социального, восходящие к традиции утилитаризма в политич. экономии 19 в. и сложившиеся в русле идей социологич. бихевиоризма. Одним из источников О. с. т. явились работы представителей социальной антропологии (Б. К. Малиновский, М. Мосс), показавших важную роль обменов в жизни первобытных народов. Социальное взаимодействие в О. с. т. истолковывается исходя из стремления индивидов и групп получить в процессе обмена определённую «выгоду» (нечто полезное, вознаграждение, психологич. подкрепление и т. п.). Теоретики социального обмена (Дж. К. Хоманс, П. М. Блау, Дж. С. Коулмен и др.) объясняют возникновение социальных норм, доверия и власти на основе устойчивых типов обмена материальными и символич. благами и ресурсами.
В сетевых теориях социального обмена (Р. Эмерсон, К. Кук, оба – США, и др.) социальная структура описывается как «зависимая переменная» относительно совокупных эффектов обмена между диадами, группами и широкими ассоциациями взаимодействующих индивидов. В основе анализа потенциально неограниченной сети обменов лежит представление о том, что для сложных обществ характерен постоянный переход от простейших форм социального обмена в диаде к обобщённому обмену (generalized exchange) между потенциально неограниченным количеством лиц и групп. Обобщённый обмен – это развёрнутая во времени и пространстве потенциально замкнутая цепочка передачи услуг, благ или помощи, когда актор А передаёт блага или помогает актору B, актор В – актору С и т. д. (т. е. донор не ожидает непосредственного и прямого получения ответной помощи или благ от непосредственного реципиента).