Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБМЕ́НА СОЦИА́ЛЬНОГО ТЕО́РИИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 487-488

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Ф. Девятко

ОБМЕ́НА СОЦИА́ЛЬНОГО ТЕО́РИИ, кон­цеп­ции дей­ст­вия со­ци­аль­но­го, вос­хо­дя­щие к тра­ди­ции ути­ли­та­риз­ма в по­литич. эко­но­мии 19 в. и сло­жив­шие­ся в рус­ле идей со­цио­ло­гич. би­хе­вио­риз­ма. Од­ним из ис­точ­ни­ков О. с. т. яви­лись ра­бо­ты пред­ста­ви­те­лей со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии (Б. К. Ма­ли­нов­ский, М. Мосс), по­ка­зав­ших важ­ную роль об­ме­нов в жиз­ни пер­во­быт­ных на­ро­дов. Со­ци­аль­ное взаи­мо­дей­ст­вие в О. с. т. ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся ис­хо­дя из стрем­ле­ния ин­ди­ви­дов и групп по­лу­чить в про­цес­се об­ме­на оп­ре­де­лён­ную «вы­го­ду» (не­что по­лез­ное, воз­на­гра­ж­де­ние, пси­хо­ло­гич. под­кре­п­ле­ние и т. п.). Тео­ре­ти­ки со­ци­аль­но­го об­ме­на (Дж. К. Хо­манс, П. М. Блау, Дж. С. Ко­ул­мен и др.) объ­яс­ня­ют воз­ник­но­ве­ние со­ци­аль­ных норм, до­ве­рия и вла­сти на ос­но­ве ус­той­чи­вых ти­пов об­ме­на ма­те­ри­аль­ны­ми и сим­во­лич. бла­га­ми и ре­сур­са­ми.

В се­те­вых тео­ри­ях со­ци­аль­но­го об­ме­на (Р. Эмер­сон, К. Кук, оба – США, и др.) со­ци­аль­ная струк­ту­ра опи­сы­ва­ет­ся как «за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная» от­но­си­тель­но со­во­куп­ных эф­фек­тов об­ме­на ме­ж­ду диа­да­ми, груп­па­ми и ши­ро­ки­ми ас­со­циа­ция­ми взаи­мо­дей­ст­вую­щих ин­ди­ви­дов. В ос­но­ве ана­ли­за по­тен­ци­аль­но не­ог­ра­ни­чен­ной се­ти об­ме­нов ле­жит пред­став­ле­ние о том, что для слож­ных об­ществ ха­рак­те­рен по­сто­ян­ный пе­ре­ход от про­стей­ших форм со­ци­аль­но­го об­ме­на в диа­де к обоб­щён­но­му об­ме­ну (generalized exchange) ме­ж­ду по­тен­ци­аль­но не­ог­ра­ни­чен­ным ко­ли­че­ст­вом лиц и групп. Обоб­щён­ный об­мен – это раз­вёр­ну­тая во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве по­тен­ци­аль­но замк­ну­тая це­поч­ка пе­ре­да­чи ус­луг, благ или по­мо­щи, ко­гда ак­тор А пе­ре­да­ёт бла­га или по­мога­ет ак­то­ру B, ак­тор В – ак­то­ру С и т. д. (т. е. до­нор не ожи­да­ет не­по­сред­ст­вен­но­го и пря­мо­го по­лу­че­ния от­вет­ной по­мо­щи или благ от не­по­сред­ст­вен­но­го ре­ци­пи­ен­та).

Лит.: Ekeh P. P. Social exchange theory: the two traditions. Camb. (Mass.), 1974; Homans G. C. Social behavior: its elementary forms. 2th ed. N. Y. a. o., 1974; Molm L. D., Cook K. S. Social exchange and exchange networks // Sociological perspectives on social psychology. Boston, 1995; Де­вят­ко И. Ф. Пер­спек­ти­вы на­ту­ра­ли­ст­ских тео­рий со­ци­аль­но­го дей­ст­вия: от би­хе­вио­риз­ма к не­оби­хе­вио­ри­ст­ским тео­ри­ям об­ме­на и ра­цио­наль­но­го вы­бо­ра (Б. Скин­нер, Дж. Хо­манс, П. Блау, Р. Эмер­сон); Син­тез тео­рий со­ци­аль­но­го об­ме­на и ра­цио­наль­но­го вы­бо­ра: кон­цеп­ции Дж. С. Ко­ул­ме­на и Дж. Эл­сте­ра // Ис­то­рия тео­ре­ти­че­ской со­цио­ло­гии. Со­цио­ло­гия вто­рой по­ло­ви­ны XX – на­ча­ла XXI в. 3-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу