Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРО́НЕР РИХАРД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 95

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Вашестов

КРО́НЕР (Kroner) Ри­хард (8.3.1884, Брес­лау, ны­не Вроц­лав, Поль­ша – 2.11.1974, Мам­мерн, Швей­ца­рия), нем. фи­ло­соф. Учил­ся в ун-тах Брес­лау, Бер­ли­на, Гей­дель­бер­га и Фрай­бур­га. Уче­ник Г. Рик­кер­та. Проф. ун-та Фрай­бур­га (1919–1924), Выс­шей тех­нич. шко­лы в Дрез­де­не (с 1924), ун-тов Ки­ля (с 1929) и Франк­фур­та-на-Май­не (с 1934). В 1910 вме­сте с Г. Ме­ли­сом, Ф. А. Сте­пу­ном и С. И. Гес­се­ном ос­но­вал ме­ж­ду­нар. ж. «Ло­гос» и до 1938 был ре­дак­то­ром его нем. из­да­ния. Ос­но­ва­тель и пер­вый пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. ге­ге­лев­ско­го об-ва (1930–34). Ли­шён­ный на­цис­та­ми пра­ва пре­по­да­вать (1935), в 1938 вы­ехал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, где ра­бо­тал в Окс­форд­ском ун-те, в 1940 пе­ре­брал­ся в Ка­на­ду, а от­ту­да в США. В 1949–52 проф. Объ­е­ди­нён­ной тео­ло­гич. се­ми­на­рии (Нью-Йорк), с 1953 в Темпл­ском ун-те (Фи­ла­дель­фия).

Пер­вый этап фи­лос. раз­ви­тия К. про­те­кал в рус­ле ба­ден­ской шко­лы нео­канти­ан­ст­ва; сбли­же­ние с фи­ло­со­фи­ей жиз­ни за­вер­ши­лось пе­ре­хо­дом К. к нео­ге­гель­ян­ст­ву («От Кан­та до Ге­ге­ля» – «Von Kant bis Hegel», Bd 1–2, 1921–1924). Ра­бо­ты 1920-х гг. бы­ли по­свя­щены про­бле­мам фи­ло­со­фии куль­ту­ры. В го­ды эмиг­ра­ции К. об­ра­тил­ся к ре­лиг. фи­ло­со­фии С. Кьер­ке­го­ра и диа­лек­ти­че­ской тео­ло­гии. В кн. «Умо­зре­ние и от­кро­ве­ние в ис­то­рии фи­ло­со­фии» («Spe­culation and revelation in the history of philosophy», vol. 1–3, 1956–61) К. со­по­став­ля­ет пре­дель­ные сфе­ры фи­лос. умо­зре­ния и ре­лиг. От­кро­ве­ния, без­лич­но­го объ­ек­тив­но­го «тео­ре­ти­че­ско­го» зна­ния и «прак­ти­че­ской», не­до­ка­зуе­мой, лич­но­ст­ной ис­ти­ны От­кро­ве­ния, ад­ре­со­ван­ной кон­крет­но­му че­ло­ве­ку. Бог, бу­ду­чи Лич­но­стью, не­дос­ту­пен объ­ек­тив­но­му по­зна­нию и яв­ля­ет се­бя, т. е. от­кры­ва­ет че­ло­ве­ку свои дей­ст­вия и це­ли, не в тео­ло­гич. сис­те­ме, а в эпич. по­ве­ст­во­ва­нии или дра­ма­тич. диа­ло­ге.

Соч.: Фи­ло­со­фия твор­че­ской эво­лю­ции (А. Берг­сон) // Ло­гос: ме­ж­ду­на­род­ный еже­год­ник по фи­ло­со­фии куль­ту­ры. М., 1910. Кн. 1; К кри­ти­ке фи­ло­соф­ско­го мо­низ­ма // Там же. М., 1913. Кн. 3/4; Die Selbstver­wir­klichung des Geistes. Tüb., 1928; Kulturphilo­sophische Grundlegung der Politik. B., 1931; Culture and faith. Chi., 1951; Between faith and thought. N. Y., 1966; Са­мо­осу­ще­ст­в­ле­ние ду­ха. Про­ле­го­ме­ны к фи­ло­со­фии куль­ту­ры // Куль­ту­ро­ло­гия. XX век. М., 1995.

Лит.: Skinner J. Self and world: the religious philosophy of R. Kroner. Phil., 1962.

Вернуться к началу