ГХОШ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГХОШ Ауробиндо, или Шри Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта – 5.12.1950, Пондишери), инд. философ, мистик, поэт, политич. деятель, один из духовных лидеров неоиндуизма. Создатель концепции «интегральной веданты», или «пурна йоги» («йоги полноты»). В 1879–93 по настоянию отца учился в Великобритании. В 1893–1905 преподаватель франц. и англ. языков, затем директор колледжа в Бароде (ныне Вадодара, Индия). В 1905–10 активист антиколониального движения, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе, разрабатывал концепции политич. независимости и самоуправления (сварадж и свадеши). В этот период испытал значит. влияние идей С. Вивекананды. Подвергался арестам и тюремному заключению. В результате пережитого в тюрьме мистич. опыта с 1910 прекратил политич. деятельность и до конца жизни проповедовал своё учение в Пондишери. В 1926 вместе с француженкой Миррой Ришар (Мать) основал религ. общину, активно действующую и поныне.
Осн. труды: «Жизнь божественная» («The life divine», vol. 1–2, 1914–16), «Эссе о Гите» («Essays on the Gita», 1928; рус. пер. 2001), «Синтез йоги» («The synthesis of yoga», 1948; рус. пер. 1992), «Человеческий цикл» («The human cycle», 1949; рус. пер. 1992), «Идеал человеческого единства» («The ideal of human unity», 1949; рус. пер. 1998) и «Савитри: легенда и символ» («Savitri: a legend and a symbol», 1950; рус. пер. 1995). В философии Г. абсолют сохраняет традиц. ведантистское именование «сатчидананда» («сущее–мышление–блаженство») и признаки Брахмана как Мирового сознания, «разлитого» во всём сущем, начиная с неорганич. объектов и завершая сверхчеловеческими уровнями жизни. Однако в силу динамич. характера Мирового сознания его отношение к миру принципиально отличается от представленного в учении Шанкары (см. Адвайта-веданта) и рассматривается в терминах инволюции и эволюции. Инволюция напоминает неоплатонич. концепцию эманации (движение от «сверхразума» через «верховный разум» и разл. ипостаси «разума» вплоть до «души» и материи как низшего проявления Мирового сознания). Эволюция мыслится как восхождение этих уровней сущего к Абсолюту в обратном порядке, однако в отличие от традиц. индуистской космологии Г. считал это развитие необратимым, что лежит в основе его «космического оптимизма», веры в возможность достижения человеком сверхчеловеческих состояний с помощью «йоги полноты», позволяющей ускорить эволюционный процесс. Конечный пункт этой йоги мыслится как качественная трансформация жизни, а не как блаженство освобождения от неё (как в традиц. концепции мокши). Практич. реализация идей Г. (совершенствование человечества посредством «научной йоги») осуществляется последователями Г. в «городе будущего» – Ауровиле (Пондишери).