Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГХОШ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 197

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: B. K. Шохин
А. Гхош.

ГХОШ Ау­ро­бин­до, или Шри Ау­ро­бин­до (15.8.1872, Каль­кут­та – 5.12.1950, Пон­ди­ше­ри), инд. фи­ло­соф, мис­тик, по­эт, по­ли­тич. дея­тель, один из ду­хов­ных ли­де­ров не­оин­ду­из­ма. Соз­да­тель кон­цеп­ции «ин­те­граль­ной ве­дан­ты», или «пур­на йо­ги» («йо­ги пол­но­ты»). В 1879–93 по на­стоя­нию от­ца учил­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии. В 1893–1905 пре­по­да­ва­тель франц. и англ. язы­ков, за­тем ди­рек­тор кол­лед­жа в Ба­ро­де (ны­не Ва­до­да­ра, Ин­дия). В 1905–10 ак­ти­вист ан­ти­ко­ло­ни­аль­но­го дви­же­ния, один из ли­де­ров ра­ди­каль­но­го кры­ла в Ин­дий­ском на­цио­наль­ном кон­грес­се, раз­ра­ба­ты­вал кон­цеп­ции по­ли­тич. не­за­ви­си­мо­сти и са­мо­управ­ле­ния (сва­радж и сва­де­ши). В этот пе­ри­од ис­пы­тал зна­чит. влия­ние идей С. Ви­ве­ка­нан­ды. Под­вер­гал­ся аре­стам и тю­рем­ному за­клю­че­нию. В ре­зуль­та­те пе­ре­жи­то­го в тюрь­ме ми­стич. опы­та с 1910 пре­кра­тил по­ли­тич. дея­тель­ность и до кон­ца жиз­ни про­по­ве­до­вал своё уче­ние в Пон­ди­ше­ри. В 1926 вме­сте с фран­цу­жен­кой Мир­рой Ри­шар (Мать) ос­но­вал ре­лиг. об­щи­ну, ак­тив­но дей­ст­вую­щую и по­ны­не.

Осн. тру­ды: «Жизнь бо­же­ст­вен­ная» («The life divine», vol. 1–2, 1914–16), «Эс­се о Ги­те» («Essays on the Gita», 1928; рус. пер. 2001), «Син­тез йо­ги» («The synthesis of yoga», 1948; рус. пер. 1992), «Че­ло­ве­че­ский цикл» («The hu­man cycle», 1949; рус. пер. 1992), «Иде­ал че­ло­ве­че­ско­го един­ст­ва» («The ideal of human unity», 1949; рус. пер. 1998) и «Са­вит­ри: ле­ген­да и сим­вол» («Savitri: a legend and a symbol», 1950; рус. пер. 1995). В фи­ло­со­фии Г. аб­со­лют со­хра­ня­ет тра­диц. ве­дан­ти­ст­ское име­но­ва­ние «сат­чи­да­нан­да» («су­щее–мыш­ле­ние–бла­жен­ст­во») и при­зна­ки Брах­ма­на как Ми­ро­во­го соз­на­ния, «раз­ли­то­го» во всём су­щем, на­чи­ная с не­ор­га­нич. объ­ек­тов и за­вер­шая сверх­че­ло­ве­че­ски­ми уров­ня­ми жиз­ни. Од­на­ко в си­лу ди­на­мич. ха­рак­те­ра Ми­ро­во­го соз­на­ния его от­но­ше­ние к ми­ру прин­ци­пи­аль­но от­лича­ет­ся от пред­став­лен­но­го в уче­нии Шан­ка­ры (см. Ад­вай­та-ве­дан­та) и рас­смат­ри­ва­ет­ся в тер­ми­нах ин­во­лю­ции и эво­лю­ции. Ин­во­лю­ция на­по­ми­на­ет нео­п­ла­то­нич. кон­цеп­цию эма­на­ции (дви­же­ние от «сверх­ра­зу­ма» че­рез «вер­хов­ный ра­зум» и разл. ипо­ста­си «ра­зу­ма» вплоть до «ду­ши» и ма­те­рии как низ­шего про­яв­ле­ния Ми­ро­во­го соз­на­ния). Эво­лю­ция мыс­лит­ся как вос­хо­ж­де­ние этих уров­ней су­ще­го к Аб­со­лю­ту в об­рат­ном по­ряд­ке, од­на­ко в от­ли­чие от тра­диц. ин­дуи­ст­ской кос­мо­ло­гии Г. счи­тал это раз­ви­тие не­об­ра­ти­мым, что ле­жит в ос­но­ве его «кос­ми­че­ско­го оп­ти­миз­ма», ве­ры в воз­мож­ность дос­ти­же­ния че­ло­ве­ком сверх­че­ло­ве­че­ских со­стоя­ний с по­мо­щью «йо­ги пол­но­ты», по­зво­ляю­щей ус­ко­рить эво­лю­ци­он­ный про­цесс. Ко­неч­ный пункт этой йо­ги мыс­лит­ся как ка­че­ст­вен­ная транс­фор­ма­ция жиз­ни, а не как бла­жен­ст­во ос­во­бо­ж­де­ния от неё (как в тра­диц. кон­цеп­ции мок­ши). Прак­тич. реа­ли­за­ция идей Г. (со­вер­шен­ст­во­ва­ние че­ло­ве­че­ст­ва по­сред­ст­вом «на­уч­ной йо­ги») осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­сле­до­ва­те­ля­ми Г. в «го­ро­де бу­ду­ще­го» – Ау­ро­ви­ле (Пон­ди­ше­ри).

Соч.: Birth centenary library. Pondicherry, 1970–1976. Vol. 1–30; Собр. соч. СПб., 1999–2007. Т. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 14, 20–23; От­кро­ве­ния древ­ней муд­ро­сти. СПб., 2001; Ду­хов­ное воз­рож­де­ние. Соч. на бен­га­ли. СПб., 2001.

Лит.: Кос­тю­чен­ко BC. Ин­те­граль­ная ве­дан­та. (Кри­ти­че­ский ана­лиз фи­ло­со­фии Ау­ро­бин­до Гхо­ша). М., 1970; Six pillars: an introduc­tion to the major works of Sri Aurobindo / Ed. by R. A. McDermott. Chambersburg, 1974; Сат­п­рем. Шри Ауро­бин­до, или Пу­те­ше­ст­вие со­зна­ния. СПб., 1993.

Вернуться к началу