БИН ЦЗЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИН ЦЗЯ (военная школа), древнекит. филос. школа, выработавшая учение о воен. искусстве как выражении общекосмич. законов и одной из основ социальной регуляции. Б. ц. синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Согласно Бань Гу (1 в.), начала формироваться ок. 6–5 вв. до н. э. в среде военачальников, включала четыре категории знатоков: стратегии и тактики (цюань моу), расположения войск на местности (син ши), временных и психологич. условий войны (инь ян), боевых приёмов (цзи цзяо) и по своей идеологии соответствовала конфуцианским принципам отношения к воен. делу как последнему на шкале гос. дел, но необходимому средству пресечения смут и восстановления «гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и), благопристойности (ли) и уступчивости (жан). Наиболее важные сочинения Б. ц. – «Сунь-цзы» Сунь У (6–5 вв. до н. э., рус. пер. 1950, 1955, 2002) и «У-цзы» У Ци (4 в. до н. э., рус. пер. 1957, 1958). Вместе с пятью др. трактатами («Сыма фа», «Вэй Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй», «Сань люэ», «Лю тао») в кон. 11 в. они были объединены в «Семикнижие военного канона» («У цзин ци шу», в рус. пер. – «У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая», 1998), ставшее основой всех традиц. военно-политич. и военно-дипломатич. доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. В 1972 в КНР был найден ещё один фундам. трактат Б. ц., утраченный в начале н. э., – «Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня», 4–3 вв. до н. э.; рус. пер. 2002).
Мировоззрение Б. ц. основано на представлении о циклич. характере всех космич. процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь и ян и циркуляции пяти элементов (у син). Этот общий ход вещей (дао) есть путь «обращения к корню и возвращения к началу». В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены «культура/гражданственность» (вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у), «воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские «добродетели» (дэ) – «гуманность», «должную справедливость», «благопристойность», «благонадёжность» (синь), в других – на противоположные им легистские принципы: «законность» (фа), «наказуемость» (син), «полезность/выгодность» (ли), «хитрость» (гуй). Главное в воен. искусстве – это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и её «полезности/выгодности». В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин) народа» – талантливые и расчётливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом, Землёй и впереди закона, а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.