Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРИ́А КОРИЯ ЧИК

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы:  А. А. Романчиков /2016/. Актуализация: редакция БРЭ /2021/

КОРИ́А, Кория, Кореа (Corea) Чик (наст. имя Армандо Энтони) (р. 12.6.1941, Челси, штат Массачусетс – 9.2.2021, Тампа, штат Флорида), американский джазовый пианист и композитор. Сын джазового трубача. Систематического музыкального образования не получил, брал уроки игры на фортепиано у С. Салло, полгода учился в Джульярдской школе. Музыкальную карьеру начал в 1960-е гг.: играл в латиноамериканской группе с перкуссионистами Монго Сантамарией и Уилли Бобо (1962–63), в джазовых ансамблях с трубачом Блу Митчеллом (1964–66) и С. Гетцем (1967). Первые сольные альбомы опубликованы в 1968. Значительное влияние на формирование творческой личности К. оказала его работа в группе М. Дейвиса (1968–70): вместе с Х. Хэнкоком, Дж. Маклафлином, У. Шортером, Дж. Деджонеттом, Дж. Завинулом и др. крупными джазовыми музыкантами он участвовал в записи альбомов Дейвиса «In a silent way» (1969) и «Bitches Brew» (1970). С контрабасистом Д. Холландом и ударником Б. Альтшулем в 1970 организовал джазовое трио «Circle», позднее к ним присоединился Э. Брэкстон (саксофоны, флейты); коллектив гастролировал по США и записывал диски. В 1971 К. выпустил 2 альбома фортепианных импровизаций. Широкое признание пришло к нему в сер. 1970-х гг., в основном благодаря его ансамблю «Return to Forever» (1972), в котором в разное время играли бас-гитарист С. Кларк, ударники А. Морейра, С. Гэдд и Л. Уайт, саксофонист Дж. Фаррелл, гитарист Э. Ди Меола, выступали певицы Ф. Пурим и Г. Моран. Лучшие альбомы ансамбля  «Лёгкий как пёрышко» («Light as a feather», 1973; композиция «Испания» из этого альбома стала мировым джазовым стандартом), «Где я встречал тебя раньше» («Where have I known you before», 1974), «Лепрекон» (персонаж ирландского фольклора; 1976) и – наиболее известный  «Музыкальное волшебство» («Musicmagic», 1977). Для них характерны: хорошо сбалансированное сочетание традиционного джазового и электронного инструментария (сам К., помимо акустического инструмента, играл на электропиано, Муг-синтезаторе и др. синтезаторах), выписанной в нотах и импровизируемой музыки; развёрнутые формы сюитного типа (часто с рефренами и лейттемами); узнаваемый гармонический стиль (квартаккорды, полиаккорды, модализмы, нетривиальные остинато). При всей изысканности гармонии К. в лучших своих сочинениях не переходит границы расширенной тональности и отчётливо контролирует доступность гармонического языка для слушателя.

Одновременно с работой в ансамбле «Return to Forever» К. продолжал выпускать диски под собственным брендом. Особую популярность приобрела сольная грампластинка «Моё испанское сердце» («My Spanish heart», 1976). Диск «Безумный шляпник» («The mad hatter», 1978; по мотивам «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролла) интересен как попытка соединить в пределах большого драматургического замысла академические техники и методы композиции с джазовыми. В альбоме «Тайный агент» («Secret agent», 1978) обрабатывал музыку Б. Бартока; влияние гармонии, ритмики и дидактики «Микрокосмоса» Бартока очевидно также в фортепианном альбоме К. «Детские песни» (1983).

К.  один из самых востребованных ансамблевых музыкантов в истории джаза; он играл с вибрафонистами Г. Бёртоном и Л. Хэмптоном, пианистами Ф. Гульдой и К. Джарреттом, саксофонистами М. Бреккером и Дж. Хендерсоном, певцом Б. Макферрином, контрабасистом М. Витоушем, гитаристом П. Метени, певцом Э. Джерро, другими признанными музыкантами. С 1970-х гг. тесно сотрудничал с Х. Хэнкоком; в 2015 пианисты дали совместный концерт в Карнеги-холле.

Несмотря на большой коммерческий успех, К. в 1978 официально распустил «Return to Forever»; ни один из последующих ансамблей, организованных К. (включая трио «Chick Corea Elektric Band», 1986), не достиг такой популярности. По признанию К., источником вдохновения некоторых его творческих проектов послужили труды и идеи Л. Р. Хаббарда, приверженцем которых он себя объявлял. Ревностное отношение К. к сайентологии вызывало сложности в ходе международных гастролей музыканта. Неоднократно участвовал в Джазовом фестивале в Монтрё (1979–2012). Гастролировал в России (впервые в 1982). 23 премии «Грэмми» (1975–2019).

  • КОРИ́А КОРИЯ ЧИК Кория Чик (наст. имя Армандо Энтони) (р. 12.6.1941), американский джазовый пианист и композитор (2016)
Вернуться к началу