Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕКСТОМУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ТЕКСТОМУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА (англ. poetic musical form, итал. forma poeti­co-mu­sicale, франц. forme poético-musicale), тип му­зы­каль­ной фор­мы, спе­ци­фи­ка ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ет­ся строе­ни­ем по­этического тек­ста или мо­лит­во­слов­ной про­зы. Тер­мин вве­дён Ю. Н. Хо­ло­по­вым (1981). Музыкальная ло­ги­ка текстомузыкальной формы обыч­но вы­яв­ля­ет­ся че­рез ка­ден­ци­он­ный план, в ко­то­ром удель­ный вес ка­ден­ций оп­ре­де­ля­ет­ся зна­чи­мо­стью (ве­со­мо­стью) со­от­вет­ст­вую­щих от­де­лов фор­мы сти­ха (в т. ч. биб­лей­ско­го): наи­ме­нее сла­бая ка­ден­ция – внут­ри­строч­ная, са­мая силь­ная – ге­не­раль­ная и т. д. Текстомузыкальная форма как тип гос­под­ству­ет в куль­то­вой му­зы­ке с древ­ней­ших вре­мён до на­ших дней. В свет­ской ев­ропейской му­зы­ке до­ми­ни­ро­ва­ла до начала 17 в., ус­лов­но про­во­ди­мая гра­ни­ца – сборник Дж. Кач­чи­ни «Le nuove mu­siche» (1601). При­ме­ры текстомузыкальной формы: древнегреческий ско­лий Сей­ки­ла (1 в.); все жан­ры гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла (се­к­вен­ция, гимн, гра­ду­ал и др.), ви­зантийской и древнерусской цер­ков­ной мо­но­дии (см. Зна­мен­ный рас­пев); во­каль­ные фор­мы восточной ма­кам­но-му­гам­ной тра­ди­ции; фор­ма бар у мей­стер­зин­ге­ров и в про­тес­тант­ском хо­ра­ле; все твёр­дые фор­мы в му­зы­ке арс но­ва (бал­ла­та, ви­ре­ле, рон­до и т. д.); кон­дукт 12–13 вв.; мо­тет и мес­са у ком­по­зи­то­ров франко-фламандской (ни­дер­ланд­ской) шко­лы; итальянский мад­ри­гал 16 в. и мн. др.

Ис­то­рические ви­ды свет­ских музыкальных форм с начала 17 в. (со­на­та и др.) рас­смат­ри­ва­ют­ся как при­над­леж­ность т. н. аб­со­лют­ной, или ав­то­ном­ной, му­зы­ке, спе­ци­фи­ка их струк­ту­ры опи­сы­ва­ет­ся как им­ма­нент­но му­зы­каль­ная, вне за­ви­си­мо­сти от тек­ста (ре­аль­но­го в во­каль­ной му­зы­ке или ино­гда под­ра­зу­ме­вае­мо­го в ин­ст­ру­мен­таль­ной).

Лит.: Ле­бе­дев С. Н. Фор­ма и ка­ден­ции в му­зы­ке XIII–XIV ве­ков // Про­бле­мы ис­то­риз­ма и со­вре­мен­ные ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния в ис­кус­ст­во­зна­нии и му­зы­коз­на­нии. Г., 1986; Хо­ло­пов Ю.Н. Вве­де­ние в му­зы­каль­ную фор­му. 2-е изд. М., 2008.

  • ТЕКСТОМУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА тип музыкальной формы, специфика которого определяется строением поэтич. текста или молитвословной прозы (2016)
Вернуться к началу