Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УНТЕРТО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 47

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Дорофеев
«Унтертоновый ряд» Эттингена – Римана. Минорное трезвучие образуется сочетанием центрального тона (g2), второго (c1) и четвёртого (es) унтертонов. «Фоническим обертоном» или «фоническим центральным то...

УНТЕРТО́Н (нем. Unterton, англ. undertone, букв. – ниж­ний тон, звук), в ря­де муз.-аку­стич. тео­рий 19 – нач. 20 вв. при­звук ни­же ос­нов­но­го то­на. Тер­мин «гар­мо­ни­че­ский ун­тер­тон» (harmo­nischer Unterton) ввёл Г. Гельм­гольц (1863) для обо­зна­че­ния час­тот fn=f0/(n+1), n=1,2,3,…, где f0 – час­то­та осн. то­на. А. фон Эт­тин­ген (1866) и Х. Ри­ман (с 1877) трак­то­ва­ли У. как ре­аль­но фи­зи­че­ски су­ще­ст­вую­щие при­зву­ки с час­то­та­ми fn в со­ста­ве зву­ка оп­ре­де­лён­ной вы­со­ты, об­ра­зую­щие по­сле­до­ва­тель­ный «унтер­то­но­вый ряд», сим­мет­рич­ный обер­то­но­во­му ря­ду (см. На­ту­раль­ный зву­ко­ряд). На этой ос­но­ве они по­строи­ли тео­рию «гар­мо­ни­че­ско­го дуа­лиз­ма» ма­жо­ра и ми­но­ра. «Ун­тер­то­но­вый ряд» зву­ков по­зво­лял объ­яс­нить «при­род­ны­ми при­чи­на­ми» ми­нор­ное тре­зву­чие, ко­то­рое не вы­во­дит­ся из обер­то­но­во­го ря­да. У. ост­ро дис­ку­ти­ро­ва­лись в муз. нау­ке кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. Ны­не ун­тер­то­но­вая тео­рия при­зна­на на­уч­но не­со­стоя­тель­ной, по­сколь­ку «ун­тер­то­но­вый ряд» как аку­стич. или пси­хо­аку­стич. ре­аль­ность не су­ще­ст­ву­ет.

Ны­не сло­во «У.» (англ. так­же sub­har­monic, франц. harmonique inférieure) ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния лю­бых ре­аль­ных или во­об­ра­жае­мых (фан­том­ных) ком­по­нен­тов в со­ста­ве слож­но­го аку­стич. сиг­на­ла, бо­лее низ­ких, чем наи­бо­лее ин­тен­сив­ный ком­по­нент. Так, напр., го­во­рят об У. в спек­тре зву­ча­ния ко­ло­ко­ла, не­ко­то­рых раз­но­вид­но­стей гор­ло­во­го пе­ния. По­ни­мае­мые та­ким об­ра­зом У., как пра­ви­ло, не об­ра­зу­ют по­сле­до­ва­тель­ный ряд на час­то­тах fn и во­об­ще не обя­за­тель­но име­ют час­то­ты, на­хо­дя­щие­ся в це­ло­чис­лен­ном от­но­ше­нии с час­то­той наи­бо­лее ин­тен­сив­но­го ком­по­нен­та. Они воз­ни­ка­ют из-за воз­бу­ж­де­ния низ­ких собств. час­тот зву­ча­ще­го те­ла, а так­же вслед­ст­вие не­ли­ней­но-аку­стич. (см. Ком­би­на­ци­он­ные то­на, Па­ра­мет­ри­че­ский ре­зо­нанс) и пси­хо­аку­стич. эф­фек­тов. Тер­мин «У.» от­но­сят и к фан­том­но­му сиг­на­лу на час­то­те f0, ко­то­рый мо­жет быть ус­лы­шан при сме­ше­нии двух си­ну­сои­даль­ных аку­стич. сиг­на­лов с час­то­та­ми 2f0 и 3f0. Это яв­ле­ние из­дав­на экс­плуа­ти­ру­ет­ся му­зы­кан­та­ми для ими­та­ции от­сут­ст­вую­ще­го ба­со­во­го то­на (т. н. ре­зуль­тант­ный бас), напр. в не­боль­ших ор­га­нах при от­сут­ст­вии гро­мозд­ких труб ла­би­аль­ных ре­ги­ст­ров. П. Хин­де­мит (1937) свя­зы­вал его с воз­ник­но­ве­ни­ем раз­но­ст­но­го ком­би­на­ци­он­но­го то­на, од­на­ко ны­не оно рас­смат­ри­ва­ет­ся как про­яв­ле­ние пси­хо­аку­стич. фе­но­ме­на вос­ста­нов­ле­ния «от­сут­ст­вую­ще­го ос­нов­но­го то­на» (англ. missing fundamental).

Лит.: Oettingen A. von. Harmoniesystem in dua­ler Entwickelung. Dorpat; Lpz., 1866; Rie­mann H. Musikalische Syntaxis. Lpz., 1877; ibid. Das Problem des harmonischen Dualis­mus // Neue Zeitschrift für Musik. 1905. Bd 72; Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. Mainz, 1937. Bd 1; Roederer J. G. In­tro­duc­tion to the physics and psychophysics of music. N. Y., 1975; Howard D. M., Angus J. A. S. Acoustics and psychoacoustics. 4th ed. Oxf., 2009.

Вернуться к началу