Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ДЕС ТОМАС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

А́ДЕС (Adès) Томас (р. 1.3.1971, Лондон), британский композитор, дирижёр и пианист. Отец – поэт-переводчик Тимоти Адес (р. 1941), мать – искусствовед, видный исследователь сюрреализма Дон Адес (р. 1943). В 1988 окончил Гилдхоллскую школу музыки и театра, где учился игре на фортепиано у М. Блэкмора и П. Берковица, композиции у Э. Фокса и Р. Сакстона, игре на ударных инструментах. В 1992 окончил Королевский колледж Кембриджского университета, где обучался композиции у Р. Холлоуэя и А. Гёра. В 1988–89 и 1993–94 изучал искусство игры на фортепиано в камерном ансамбле у Д. Куртага. 2-я премия конкурса «Молодой музыкант года» корпорации Би-Би-Си (по специальности фортепиано, 1989). В 1993–95 штатный («резидентный») композитор манчестерского «Халле-оркестра». В 1998–2000 художественный руководитель Бирмингемской группы современной музыки, в 1999–2008 – Музыкального фестиваля в Олдборо. В разные годы работал приглашённым дирижёром Лос-Анджелесского филармонического оркестра, Бостонского и  Лондонского симфонических оркестров,  оркестра «Консертгебау» и др. В репертуаре Адеса-дирижёра – все симфонии Л. ван Бетховена, сочинения И. Ф. Стравинского (известность приобрела постановка оперы «Похождения повесы» в театре «Ковент-Гарден», 2008), Дж. Барри и др., а также все собственные произведения. Как пианист исполнял преимущественно камерную музыку в ансамбле с С. Иссерлисом, И. Бостриджем, Э. Марвудом и др. С 2016 художественный консультант Бостонского симфонического оркестра.

Как композитор формировался под влиянием И. Ф. Стравинского, а также Д. Лигети, Д. Куртага, Л. Яначека, Г. Берлиоза. Характерным для Адеса является музыкальный плюрализм, который концептуально близок полистилистике А. Г. Шнитке, а также сферическому и радиальному представлениям о музыкальном времени у Б. А. Циммермана и Дж. Рохберга. В музыке Адеса задействованы разнородные пласты – от оркестровой реконструкции электронной танцевальной музыки (симфония «Убежище», 1997), выполняющей роль, аналогичную танцевальным жанрам в сочинениях академических композиторов прошлых столетий, до «деконструкции» оркестрового письма И. Брамса («Брамс» для баритона с оркестром, на стихи пианиста А. Бренделя, 2001) и самоцитирования. При этом Адес тяготеет к целостности изложения, достигаемой в том числе за счёт сюрреалистического понимания классических форм (пересмотренная сонатная форма в Фортепианном квинтете, 2000) и программ (в явном виде в сочинениях 1989–96). Адес стремился к «обнажению приёма», чтобы исходные элементы музыкальной речи (которые Адес сравнивал с химическими элементами), процесс их дальнейшей трансформации и взаимодействия непосредственно воспринимались на слух. Музыкальный язык Адеса является посттональным (т. е. свободным от функциональной логики, но с аллюзиями на неё). Гармония зачастую построена на т. н. интервальных циклах (англ. interval cycles; в равномерно темперированном строе – комплексы, построенные из нескольких разновысотных интервалов одного и того же качества; см. Высотной класс), например, в композиции «Америка: пророчество» (для меццо-сопрано с оркестром, 1999) и скрипичном концерте «Концентрические пути» (2005). Характерно также использование необычно высокой вокальной тесситуры (партия Ариэль в опере «Буря») и полиритмии («Concerto Conciso», 1997).

Началу международного признания Адеса в большой мере способствовал С. Реттл – заказчик и первый исполнитель «Убежища» и оркестровой пьесы «Тевот» (2007). Адес – автор трёх опер: «Припудри ей лицо» (либретто Ф. Хеншера на основе биографии М. Кэмпбелл, герцогини Аргайл; 1995, Лондон), «Буря» (по У. Шекспиру; 2004, Лондон; премия «Грэмми» в номинации «лучшая оперная запись», 2014), «Ангел-истребитель» (по одноимённому кинофильму Л. Буньюэля; 2016, Зальцбург). Ему принадлежит реконструкция незавершённого «Концерта для пианолы с оркестром» К. Нанкэрроу (вариант для фортепиано с оркестром). Некоторые произведения Адеса в качестве обязательного элемента включают видеоинсталляции: концерт для фортепиано с оркестром и видеоизображением «За семь дней» (2008), «Полярис» (2010; оба – в соавторстве с художником Т. Роснером).

Лит.: Thomas Ades: Full of noises. Conversations with Tom Service. L., 2012.

Вернуться к началу