Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАБА́ЧИ ДЖОВАННИ МАРИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 325-326

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ТРАБА́ЧИ (Trabaci) Джо­ван­ни Ма­рия (ок. 1575, Мон­те­пе­ло­зо, ны­не Ир­си­на – 31.12.1647, Не­аполь), итал. ком­по­зи­тор, ор­га­нист и кла­ве­си­нист. Учил­ся му­зы­ке у Дж. де Ма­ка (или Ма­ке). В 1594 пел в хо­ре ц. Сан­тис­си­ма-Ан­нун­циа­та в Неа­по­ле. В 1597 вы­пол­нил экс­пер­ти­зу но­во­го ор­га­на в ора­то­рии по­сле­до­ва­те­лей Ф. Не­ри в Не­апо­ле, там же в 1597–98 и 1625–30 слу­жил ор­га­ни­стом. В 1601–1647 ор­га­нист и (с 1614) ка­пель­мей­стер при исп. дво­ре в Не­апо­ле (од­но­вре­мен­но там ра­бо­та­ли А. Май­о­не и де Мак). Пи­сал в раз­ных жан­рах ду­хов­ной му­зы­ки, сре­ди со­чи­не­ний (все­го ок. 170) – мес­сы, пас­сио­ны, об­ра­бот­ки ка­то­лич. гим­нов, мно­го­го­лос­ные лау­ды, лат. ду­хов­ные пес­ни (rithmi). В мо­те­тах (в 1602 из­дан сбор­ник) экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в об­лас­ти хро­ма­ти­чес­кой гар­мо­нии (напр., в мо­те­те «O dulcissimae filiae Sion» при­ме­нил не­обыч­ные мо­ду­ля­ции), что пред­по­ло­жи­тель­но ока­за­ло влия­ние на К. Дже­зу­аль­до. Ав­тор ок. 60 со­чи­не­ний свет­ской во­каль­ной му­зы­ки: мад­ри­га­лов, вил­ла­нелл и др.

Наи­боль­шая по объ­ё­му часть на­сле­дия – му­зы­ка для ор­га­на и кла­ви­ра; здесь Т. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал в об­лас­ти гар­мо­нии, рит­ма, фак­ту­ры, ме­ло­дии (ха­рак­тер­на изо­бре­та­тель­ная ме­ло­дич. раз­ра­бот­ка). Для кла­вир­ной и ан­самб­ле­вой (с уча­сти­ем кла­ви­ра) му­зы­ки Т. спе­ци­фич­ны по­ли­фо­ни­чес­кие ва­риа­ции в эк­зо­тич. тех­ни­ке inganni. Те­ма – не­из­менная по­сле­до­ва­тель­ность сло­гов («вок­сов») Гви­до­но­ва гек­са­хор­да (напр., ut-fa-mi-re-ut-fa-mi). В раз­ра­бот­ке та­кой те­мы при­ме­ня­ет­ся гек­са­хор­до­вая му­та­ция, в т. ч. лож­ная [отcюда, ве­ро­ят­но, и сам тер­мин «inganni» (букв. – об­ман­ки, под­ме­ны)], что де­ла­ет не­од­но­знач­ной вы­сот­ную по­зи­цию то­го или ино­го сло­га, ве­дёт к ра­ди­каль­но­му из­ме­не­нию пер­во­на­чаль­но­го ме­ло­дич. рель­е­фа. Сбор­ни­ки кла­вир­ной му­зы­ки (1603, 1615) со­дер­жат цик­лы ри­чер­ка­ров во всех 12 ла­дах то­го вре­ме­ни и др. В пар­ти­тах – ва­риа­ци­ях на те­мы «Ruggiero», «Fidele» и «Zefiro» Т. варь­и­ру­ет пер­во­на­чаль­ную гар­мо­нию те­мы, пре­об­ра­жая её до не­уз­на­вае­мо­сти. Ряд пьес на­пи­сан для т. н. хро­ма­ти­че­ско­го кла­ве­си­на (итал. cim­balo cromatico), что оп­ре­де­ля­ет не­обыч­ность их ка­ден­ци­он­но­го пла­на и гар­мо­нии в це­лом.

Вернуться к началу