ТРАБА́ЧИ ДЖОВАННИ МАРИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРАБА́ЧИ (Trabaci) Джованни Мария (ок. 1575, Монтепелозо, ныне Ирсина – 31.12.1647, Неаполь), итал. композитор, органист и клавесинист. Учился музыке у Дж. де Мака (или Маке). В 1594 пел в хоре ц. Сантиссима-Аннунциата в Неаполе. В 1597 выполнил экспертизу нового органа в оратории последователей Ф. Нери в Неаполе, там же в 1597–98 и 1625–30 служил органистом. В 1601–1647 органист и (с 1614) капельмейстер при исп. дворе в Неаполе (одновременно там работали А. Майоне и де Мак). Писал в разных жанрах духовной музыки, среди сочинений (всего ок. 170) – мессы, пассионы, обработки католич. гимнов, многоголосные лауды, лат. духовные песни (rithmi). В мотетах (в 1602 издан сборник) экспериментировал в области хроматической гармонии (напр., в мотете «O dulcissimae filiae Sion» применил необычные модуляции), что предположительно оказало влияние на К. Джезуальдо. Автор ок. 60 сочинений светской вокальной музыки: мадригалов, вилланелл и др.
Наибольшая по объёму часть наследия – музыка для органа и клавира; здесь Т. экспериментировал в области гармонии, ритма, фактуры, мелодии (характерна изобретательная мелодич. разработка). Для клавирной и ансамблевой (с участием клавира) музыки Т. специфичны полифонические вариации в экзотич. технике inganni. Тема – неизменная последовательность слогов («воксов») Гвидонова гексахорда (напр., ut-fa-mi-re-ut-fa-mi). В разработке такой темы применяется гексахордовая мутация, в т. ч. ложная [отcюда, вероятно, и сам термин «inganni» (букв. – обманки, подмены)], что делает неоднозначной высотную позицию того или иного слога, ведёт к радикальному изменению первоначального мелодич. рельефа. Сборники клавирной музыки (1603, 1615) содержат циклы ричеркаров во всех 12 ладах того времени и др. В партитах – вариациях на темы «Ruggiero», «Fidele» и «Zefiro» Т. варьирует первоначальную гармонию темы, преображая её до неузнаваемости. Ряд пьес написан для т. н. хроматического клавесина (итал. cimbalo cromatico), что определяет необычность их каденционного плана и гармонии в целом.