Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОНТИ́ ЖАН ЛЮК

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

ПОНТИ́ (Ponty) Жан Люк (р. 29.9.1942, Авранш, деп-т Манш, Нижняя Нормандия), французский джазовый скрипач и композитор. Из семьи академических музыкантов. В 1960 окончил Парижскую консерваторию. В течение 3 лет играл в симфоническом «Оркестре Ламурё» («Orchestre Lamoureux»), затем увлёкся джазом. В 1964 выпустил свой дебютный альбом «Jazz long playing». Получил первую известность в 1966 после концерта в Базеле, где играл в ансамбле с известными скрипачами С. Граппелли, С. Асмуссеном и С. Смитом. В 1967 впервые гастролировал в США. В конце 1960-х гг. оснастил скрипку электромагнитным звукоснимателем и с тех пор в концертной и студийной работе почти не использовал акустический инструмент. Участвовал в записи альбома Ф. Заппы «Hot Rats» (1969), выпустил собственный альбом «King Kong» (1969), составленный из музыки Заппы. В 1969 работал с трио Дж. Дюка, в том же году выпустил совместно с ним альбом, который считается одним из ранних примеров стиля фьюжн. В 1973 эмигрировал в США. Пик творческой активности П. пришёлся на 2-ю половину 1970-х – начало 1980-х гг., когда он выступал и записывался с «Оркестром Махавишну» («Mahavishnu Orchestra») Дж. Маклафлина («Apocalypse», при участии Лондонского симфонического оркестра под управлением М. Тилсона Томаса, 1974; «Visions of the emerald beyond», 1975), с Чиком Кориа [«My Spanish heart» («Моё испанское сердце»), 1976]. Среди лучших сольных альбомов: «Аврора» (1976), «Imaginary voyage» («Воображаемое путешествие», 1976), «Enigmatic ocean» («Загадочный океан», 1977), «Cosmic messenger» («Космический посланник», 1978), «A taste for passion» («Вкус к страсти», 1979), «Civilized evil» («Цивилизованное зло», 1980). Позднее пытался синтезировать традиционную музыку (англ. World music) и джаз («Tchokola», 1991; в ансамбле с африканскими музыкантами, играющими на оригинальных инструментах). В 1995 с Э. Ди Меолой и С. Кларком записал «акустический» альбом «The rite of strings» (букв. – «Обряд струнных инструментов», 1995; обыгрывается английский вариант названия балета «Весна священная» И. Ф. Стравинского – «The rite of spring»). В 1990-е и 2000-е гг. записывался редко (последний сольный альбом – «Atacama experience», вышел в 2007), но при этом продолжал гастролировать в разных странах (с 2006 неоднократно выступал в России), участвовал в международных джазовых фестивалях (включая Джазовый фестиваль в Монтрё, где впервые играл в 1967) и в знаменитых концертных залах (в нью-йоркском Карнеги-холле с 1987, в Дрезденской опере в 2001).

Для стиля П. характерны красочная гармония (с ощутимым влиянием французского импрессионизма, как в композиции «Waking dream»), гармонические остинато с опорой на звукоряды симметричных ладов, включение фольклорного тематизма и ритмики, но без прямых заимствований («New country», жига «Celtic steps»), эксперименты с музыкальной формой (4-частная композиция «Enigmatic ocean», 3-частная – «The struggle of the turtle to the sea»), виртуозная импровизация (иногда специфически «белая», без опоры на стилевые клише афроамериканского джаза), «синтетические» тембры и специальные эффекты, существенно изменяющие оригинальный звук скрипки («Мираж»; одна из самых популярных композиций П.).

Вернуться к началу