Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЁРТУИСЛ ХАРРИСОН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

БЁРТУИСЛ, Бертуистл (Birtwistle) Харрисон (р. 15.7.1934, Аккрингтон, графство Ланкашир), английский композитор, кларнетист. С 1948 выступал как кларнетист и саксофонист в местном военном оркестре, в любительских коллективах. В 1955 окончил Королевский музыкальный колледж в Манчестере (класс кларнета Ф. Тёрстона, класс композиции Р. Холла). В 1953 вместе с П. М. Дейвисом, А. Гёром, Дж. Огдоном и Э. Хауартом основал творческую группу «Новая музыка (Манчестер)». Посещал Летние курсы новой музыки в Дармштадте (в 1954 как кларнетист, в 1956 как композитор). По окончании в 1958 аспирантуры Королевской академии музыки в Лондоне (класс кларнета Р. Келла) работал в Ливерпульском филармоническом оркестре. В 1967–70 вместе с С. Праслином, А. Хакером и Дейвисом руководил лондонским ансамблем современной музыки «Pierrot Players». В 1966–68 (с перерывами) стажировался в США в Принстонском (изучал сериализм и электронную музыку у М. Бэббитта и др.) и Колорадском университетах. В 1970–72 возглавлял Британское общество электронной музыки; при сочинении электронной музыки [«Хронометр», 1972; фрагменты оперы «Маска Орфея» (пост. в Лондоне, 1986)] сотрудничал с английским инженером и изобретателем музыкальных инструментов П. Л. Зиновьевым и парижским Институтом исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM). В 1975–83 музыкальный руководитель Национального (драматического) театра в Лондоне. В 1973–76 преподавал композицию в США (с 1975 в Университете штата Нью-Йорк в Буффало), в 1994–2001 – в Королевском колледже музыки в Лондоне. Сэр (1988).

В ранних сочинениях подражал Р. Воан-Уильямсу, в университетские годы испытал влияние «Турангалилы» О. Мессиана и «Весны священной» И. Ф. Стравинского («Танцы земли» для оркестра, 1986, — отклик на неё), позднее – Э. Вареза. Первое зрелое сочинение – духовой квинтет «Рефрены и хоры» (1957), где обозначилась характерная для Б. тенденция к развёртыванию звуковысотного материала из одной ноты. В эволюции музыкального языка Б. важное значение имела «Трагедия» (1965) – «инструментальная драма», построенная на полиритмических остинато с сохранением устойчивого пост-тонального центра (одного высотного класса). Художественный метод Б. в тот период близок генеративной грамматике Н. Хомского; правила, установленные композитором для каждого отдельного произведения, сознательно деформируются псевдослучайными численными схемами. Ключевые черты музыкальной философии Б. — темпоральная логика, диалектика линейности механического времени и цикличности ритуального («Триумф времени», 1972; «Тени биений» на стихи П. Целана, 1996). Место главного формообразующего принципа у Б. занимает континуум, образуемый ритуальной процессией (на миметическом, аффективном и динамическом уровнях) и движением по лабиринту; последний возникает при прокладывании множества различных траекторий-монодий между фиксированными музыкальными объектами.

Сочинения для музыкального театра: трагикомедия «Панч и Джуди» (Олдборо, 1968), «Ян Тан Тетера» («механическая пастораль»; Лондон, 1986), «Вторая миссис Конг» (Глайндборнский фестиваль, 1994), «Минотавр» (Лондон, 2008), «Гавейн» (2-я ред., Лондон, 2014) и др. Из сочинений для драматического театра наиболее известна музыка к классическим греческим трагедиям и к стихотворной драме «Бранд» Г. Ибсена (1978). В театральной музыке Б. материал драматургически не развивается, а модульно размещается в формальном пространстве, где объекты взаимодействуют при постоянном смещении точки зрения на них; структуры и заданные ими роли доминируют над личностями действующих лиц.

Лит.: Hall M. Harrison Birtwistle. L., 1984; Cross J. Harrison Birtwistle: man, mind, music. N. Y., 2000; Beard D. Harrison Birtwistleʼs operas and music theatre. Camb., 2012; Harrison Birtwistle studies, ed. D. Beard et al. Camb., 2015.

Вернуться к началу