Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУЦКО́ ЮРИЙ МАРКОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. П. Рахманова

БУЦКО́ Юрий Мар­ко­вич (28.5.1938, Луб­ны Пол­тав­ской обл.  25.4.2015, Москва), рос. ком­по­зитор. Из семьи военнослужащего. Окон­чил Московскую консерваторию по клас­су С. А. Ба­ла­са­ня­на (1966), аспирантуру (1968). В про­дол­же­ние тра­ди­ций М. П. Мусоргского им на­пи­са­ны мо­но­опе­ра «За­пис­ки су­ма­сшед­ше­го» (по Н. В. Го­го­лю; соч. 1968, кон­церт­ное ис­пол­не­ние  1971), ка­мер­ная опе­ра «Бе­лые но­чи» (по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му; соч. 1968, впервые поставлена в Дрез­де­не в 1973, впервые в России  2011, «Санктѣ-Петербургѣ Опера»). Ряд со­чи­не­ний 1960–70-х гг. об­на­ру­жи­ва­ет связь с «но­вой фольк­лор­ной вол­ной» (кан­та­ты «Ве­че­рок», «Сва­деб­ные пес­ни», ора­то­рия «Ска­за­ние о Пу­га­чёв­ском бун­те»). В даль­ней­шем Б. раз­ра­бо­тал ла­до­гар­мо­ническую и по­ли­фо­ническую сис­те­му, вос­хо­дя­щую к оби­ход­но­му зву­ко­ря­ду, в ко­то­рой опор­ные то­ны, от­стоя­щие друг от дру­га на квар­ту, в сум­ме со­став­ля­ют «12-зву­чие на рас­стоя­нии»; наи­бо­лее круп­ное про­изв. это­го сти­ля – По­ли­фо­ни­че­ский кон­церт для 4 кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов на древнерусские те­мы (1970). Сре­ди др. со­чи­не­ний: мо­но­опе­ра «Из пи­сем ху­дож­ника» (по К. А. Ко­ро­ви­ну; пост. в 1978, Мо­ск­ва), ора­то­рия «Пес­но­слов» (сти­хи Н. А. Клюе­ва, 2003), 7 сим­фо­ний (7-я – 1996), 6 сим­фо­ний-сю­ит (на фольк­лор­ном ма­те­риа­ле), 3 ка­мер­ные сим­фо­нии, 5 концертных симфоний (в т. ч. «Литургическая музыка», 2007, «Безмолвие осени», 2008), кон­цер­ты для ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­стром (в т. ч. 4 скрипичных, 4-й – 2005), ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные цик­лы, сочинения для органа (Большая органная тетрадь № 1 и 2, 2004 и 2011), хоровые и вокальные сочинения. До сер. 1980-х гг. много писал для театра и кино: му­зы­ка к спек­так­лям «Пугачёв», «Мать», «Гамлет» (Театр на Таганке), «Петербургские сновидения», «Братья Карамазовы» (Московский театр имени Моссовета), к филь­му «Хо­ж­де­ние по му­кам» (телесериал, 1977, реж. В. С. Ордынский), саундтрек к восстановленному фильму «Барышня и хулиган» (по сценарию В. В. Маяковского) и др. С 1968 пре­по­давал в Московской консерватории на ка­фед­ре ин­ст­ру­мен­тов­ки (профессор с 2000). Ряд сочинений (в т. ч. крупных) не исполнен.

 Лит.: Лукерченко С. В. О музыкальной диалогике Юрия Буцко // Музыковедение. 2008. № 2.

Вернуться к началу