ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКИЕ ЛАДЫ́
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКИЕ ЛАДЫ́, древнегреческие тоны (греч. τόνοι, τρόποι, лат. modi, toni, tropi), модальная система в музыке античной Греции (см. Модальность). Для выводов о специфике Д. л. нотированные музыкальные памятники (сохранившиеся главным образом во фрагментах) недостаточно репрезентативны; современные представления о «тонах» основаны на теоретических исследованиях древних греков и римлян. Важнейшая (и весьма древняя) часть ладовой теории греков – учение о видах первых консонансов, т. е. о различных способах поступенного заполнения кварты (тетрахорда), квинты и особенно октавы (оригинальные термины для понятия «вид»: греч. εἶδος и σχῆμα, лат. species; во времена Платона и Аристотеля для обозначения вида октавы использовалось слово «гармония», ἁρμονία). Возможно, первым теоретиком, систематизировавшим виды консонансов, был Эратокл (его упоминает Аристоксен; оригинальное ладовое учение самого Аристоксена сохранилось лишь фрагментарно).
В зависимости от того, как виды октавы проецируются на звукоряд Совершенной системы, выделяются 2 теоретические концепции. Клеонид (со ссылкой на Аристоксена), Аристид Квинтилиан, Алипий и другие ставили разновидность «тона» в зависимость от относительного высотного положения всех звукоступеней системы (в терминах Аристоксена – от «места голоса», греч. ὁ τῆς ϕωνῆς τόπος). При этом этнические и производные от них наименования ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского и ионийского, их разновидностей – гипо- и гиперладов), вероятно, обозначали звуковысотные позиции звукорядов одинаковой интервальной структуры (всего 13 или 15 звукорядов). Каждая последующая позиция описывается как отстоящая от предыдущей на интервал полутона (лиммы); гиполад – звукоряд, отстоящий от основного вида на кварту вниз, гиперлад – на кварту вверх. Дальнейшее функционирование в музыке произведённых таким образом «тонов» (западноевропейская теория 19 в. объявила их «транспозиционными гаммами») старинная теория не оговаривает.
В другой концепции (Птолемей, Боэций; у каждого – собственный метод выведения ладов из видов октавы) этнические наименования (дорийский, фригийский, лидийский с их гипопарами, а также миксолидийский) прилагаются к 7 звукорядам разного интервального состава. Каждому (диатоническому) ладовому звукоряду присуще уникальное расположение целых тонов и полутонов (см. нотный пример 1).
Наряду с диатоникой мелодика Д. л. могла включать интервалы хроматики и энармоники (см. Роды интервальных систем), а также различных оттенков диатоники и хроматики (в энармонике оттенков не было), что совершенно очевидно по результатам анализа музыкальных памятников. Однако самые ранние теоретические свидетельства о Д. л. относятся к периоду эллинизма, когда былое родовое разнообразие древнегреческой музыки существенно упростилось; их недостаточно, чтобы составить развёрнутое суждение о хроматических и энармонических ладах. Наряду с многочисленными факторами, определявшими локально-этническую характерность музыки, её бытовое и государственное (культово-церемониальное) функционирование (содержание поэтического текста, тембр музыкального инструмента, высотный регистр, ритмоформулы, хореографические жесты и т. п.; см. Этос), вероятно, существовали и характерные модально-функциональные обороты Д. л., и собственная («фригийская», «дорийская» и т. д.) логика развёртывания устоев и неустоев. Примеры древнегреческой музыки свидетельствуют о целостности, самодостаточности и художественной выразительности Д. л. (см. нотный пример 2).
См. также нотный пример в ст. Греция Древняя.
Древнегреческая модальная система (генезис ладов из видов, диатонические октавные звукоряды, система этнонимов) послужила прототипом музыки западной цивилизации, модальной системы западноевропейского Средневековья и Возрождения.