Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСОЛО́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МОСОЛО́В Алек­сандр Ва­силь­е­вич [29.7 (11.8).1900, Ки­ев – 12.7.1973, Мо­ск­ва], российский ком­по­зи­тор, пиа­нист. Мать – пиа­ни­ст­ка и пе­ви­ца Н. А. Коль­цо­ва (псевдоним Ан­то­ни­на Мил­лер), от­чим – ху­дож­ник М. В. Леб­лан. С 1903 жил в Мо­ск­ве. В 1925 окончил Московскую кон­серваторию, где учился по классу фортепиано у Г. П. Про­кофь­е­ва и К. Н. Игум­но­ва, по классу композиции у Р. М. Гли­эра и Н. Я. Мяс­ков­ско­го. С 1925 действительный член Ас­со­циа­ции со­вре­мен­ной му­зы­ки (АСМ), воз­глав­лял сек­цию ка­мер­ной му­зы­ки при кон­церт­ной ко­мис­сии ГАХН, вы­сту­пал как пиа­нист, пи­сал ста­тьи о современной му­зы­ке (в том числе о твор­че­ст­ве П. Хин­де­ми­та). В 1924–28 соз­дал около 30 опу­сов, сре­ди них: Кон­церт для фортепиано с ор­ке­ст­ром (1927), Сим­фо­ния (1928; не сохранилась), камерные ан­самб­ли, 5 фортепианных со­нат (3-я не сохранилась), фортепианная сюита «Туркменские ночи» (1928), во­каль­ные цик­лы «Три дет­ские сцен­ки» (на собственный текст) и «Че­ты­ре га­зет­ных объ­яв­ле­ния» (тек­сты из газеты «Из­вес­тия»; оба 1926). Яр­кий творческий взлёт в 1920-е гг., свя­зан­ный с идея­ми «но­вой му­зы­ки», в том числе с кон­цеп­ци­ей кон­ст­рук­ти­виз­ма, ак­тив­ное уча­стие в дея­тель­но­сти АСМ сде­ла­ли М. из­вест­ным в СССР и за ру­бе­жом. Его про­из­ве­де­ния ис­пол­ня­лись на родине [в кон­цер­тах уча­ст­во­ва­ли мать М. и его же­на – пиа­ни­ст­ка Е. Ф. Ко­ло­бо­ва (1892–1948)], включались в программы западноевропейских музыкальных фестивалей. 1-й струн­ный квар­тет (1926) – един­ст­вен­ное со­чи­не­ние советского автора, исполненное на фес­ти­ва­ле Ме­ж­ду­народного общества современной му­зы­ки во Франк­фур­те-на-Май­не (1927). Для фес­ти­ва­ля ка­мер­ной опе­ры в Ба­ден-Ба­де­не им была написана од­но­акт­ная опе­ра «Ге­рой» (1928; пре­мье­ра не со­стоя­лась).

В 1920-х гг. М. пред­став­лял од­но из са­мых ра­ди­каль­ных на­прав­ле­ний русской му­зы­ки, в его твор­че­ст­ве на­шла яр­кое вы­ра­же­ние ур­ба­ни­сти­че­ски-кон­ст­рук­ти­ви­ст­ская об­раз­ность в сти­ле­вой ма­не­ре авангардизма. Композитор ис­поль­зо­вал две­на­дца­ти­то­но­вую хро­ма­ти­ку (гемитонику), по­ли­то­наль­ность, приём о­сти­нат­о, со­нор­ы (см. Сонорика), «удар­ную» тех­ни­ку фортепиано, звукоподражание (в частности, ими­тировал сред­ст­ва­ми ор­ке­ст­ра про­из­вод­ст­вен­ные зву­ча­ния), а так­же пред­вос­хи­щавшие кон­крет­ную му­зы­ку шу­мо­вые эф­фек­ты (фаб­рич­ные гуд­ки, па­ро­воз­ные сви­ст­ки, те­ле­фон­ные звон­ки). Имел ре­пу­та­цию «ком­по­зи­то­ра-ур­ба­ни­ста», «ульт­ра­со­вре­мен­но­го мо­дер­ни­ста». Прес­са 1920-x гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­ла его 1-ю фортепианную со­на­ту как «биб­лию мо­дер­низ­ма» (Н. А. Ро­сла­вец), 4-ю – как во­пло­ще­ние «ли­хо­рад­ки со­вре­мен­но­го де­ло­во­го го­ро­да», квар­тет – как «пе­ре­ход­ную сту­пень» к «шу­мо­вой му­зы­ке» (А. Уг­лов). Осо­бую из­вест­ность при­об­ре­ла оркестровая пьеса «За­вод. Му­зы­ка ма­шин» (1927; в пар­ти­ту­ру вве­де­на пар­тия «же­лез­но­го лис­та») – часть сюиты из музыки балета «Сталь» (полностью балет не был написан). Впер­вые ис­пол­нен­ная в 1927 в Мо­ск­ве (кон­цер­т к 10-ле­тию Ок­тяб­ря), пьеса вско­ре про­зву­ча­ла в го­ро­дах Ев­ро­пы и США. На эту му­зы­ку осу­ще­ст­в­ле­ны хо­рео­гра­фические по­ста­нов­ки: «Ме­ха­ни­че­ский ба­лет» (Гол­ли­вуд, 1932, ба­летмейстер А. Р. Больм), «E=mc2» (Мар­сель, 1964).

В 1927 на­ча­лась трав­ля М. со сто­ро­ны дея­те­лей Рос­сий­ской ас­со­циа­ции про­ле­тар­ских му­зы­кан­тов (РАПМ), некоторое время про­из­ве­де­ния М. не ис­пол­нялись. Объ­ек­том унич­то­жаю­щей кри­ти­ки стал, в ча­ст­но­сти, 4-й акт ба­ле­та «Че­ты­ре Мо­ск­вы» (1928-29; партитура утеряна). В феврале 1936 М. был исключён из Союза композиторов, в ноябре 1937 аре­сто­ван, об­ви­нён в ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де и за­клю­чён в Вол­го­лаг (Ры­бин­ский район Яро­слав­ской области). Пись­мо в за­щи­ту М., направленное Р. М. Глиэром и Н. Я. Мясковским в марте 1938 М. И. Ка­ли­ни­ну, ве­ро­ят­но, спо­соб­ст­во­ва­ло его ос­во­бо­ж­де­нию в августе 1938 с ог­ра­ни­че­ни­ем про­жи­ва­ния за 101-м км от Мо­ск­вы. Пережив жизненный и творческий кризис, М. радикально изменил свой стиль: уси­ли­лась ли­рическая и «фольклорная» на­прав­лен­ность твор­че­ст­ва, значительно упростился музыкальный язык. В но­ябре 1942 М. вер­нул­ся в Мо­ск­ву.

Во вре­мя Великой Отечественной вой­ны и в пер­вые по­сле­во­ен­ные го­ды соз­да­ны опе­ры «Сиг­нал» (1941) и «Мас­ка­рад» (1944, обе не поставлены), 2-й кон­церт для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром, во­каль­но-ор­ке­ст­ро­вые со­чи­не­ния на пат­рио­тические те­мы (кан­та­та «Ми­нин и По­жар­ский», ора­то­рии «Го­ро­да-ге­рои», «Мо­ск­ва», пес­ни об Алек­сан­д­ре Нев­ском, А. В. Су­во­ро­ве, М. И. Ку­ту­зо­ве), Ок­тябрь­ская кан­та­та. В конце 1940-х – 1950-х гг. М. со­би­рал, ис­сле­до­вал и об­ра­ба­ты­вал музыкальный фольк­лор Северного Кав­ка­за. С 1964 по­дол­гу жил в Ар­хан­гель­ске, изу­чал се­вер­но­рус­ский фольк­лор, со­труд­ни­чал с Се­вер­ным рус­ским на­род­ным хо­ром [его ру­ко­во­ди­тель Н. К. Меш­ко (1917–2008) бы­ла же­ной М.]. Написал около 150 про­из­ве­де­ний для хора а капелла (в их числе – циклы «Дороги фронтовые», «Колхозные поля»), а так­же для народного хо­ра с ор­ке­ст­ром народных ин­ст­ру­мен­тов. По­след­нее круп­ное со­чи­не­ние М. – 5-я сим­фо­ния (1965).

Судьба многих партитур М. «авангардного» перида остаётся невыясненной, справочные данные о них противоречивы.

Лит.: Бе­ля­ев В. М. А. В. Мо­со­лов // Со­вре­мен­ная му­зы­ка. 1926. № 13/14; он же. Фор­те­пи­ан­ный кон­церт Мо­со­ло­ва // Там же. 1928. № 30; Бар­со­ва И. А. Мо­со­лов: два­дца­тые го­ды // Со­вет­ская му­зы­ка. 1976. № 12; она же. Про­гул­ки по вы­став­ке «Мо­ск­ва – Па­риж». Твор­че­ст­во А. Мо­со­ло­ва в кон­тек­сте му­зы­каль­но­го кон­ст­рук­ти­виз­ма 1920-х гг. // она же. Кон­ту­ры сто­ле­тия. СПб., 2007; она же. Опе­ра «Ге­рой» А. Мо­со­ло­ва. Ис­то­рия соз­да­ния и судь­ба ру­ко­пи­си // Там же; Пе­ре­пис­ка А. В. Мо­со­ло­ва. Ма­те­риа­лы и до­ку­мен­ты из его ар­хи­ва / Публ. Л. Б. Рим­ско­го // Из про­шло­го со­вет­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1982. Вып. 3; А. В. Мо­со­лов. Ста­тьи и вос­по­ми­на­ния / Сост. Н. К. Меш­ко. М., 1986; Из не­опуб­ли­ко­ван­ных ар­хи­вов А. В. Мо­со­ло­ва / Публ. и вступ. ст. И. Бар­со­вой // Со­вет­ская му­зы­ка. 1989. № 7–8; Холопов Ю. Н. А. Мо­со­лов и его фор­те­пи­ан­ная му­зы­ка // Мо­со­лов А. В. Из­бран­ные со­чи­не­ния для фор­те­пиа­но. М., 1991; Sitsky L. Music of the repressed Russian avant-garde 1900–1929. Westport, CT, 1994; Во­робь­ев И. С. Рус­ский аван­гард и твор­че­ст­во А. Мо­со­ло­ва 1920-х– 1930-х гг. СПб., 2001; Hakobian L. Music of the Soviet era: 1917–1991. N.Y.; L., 2017.

  • МОСОЛО́В Александр Васильевич, [29.7(11.8).1900–12.7.1973], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист (2012)
Вернуться к началу