МОСОЛО́В
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСОЛО́В Александр Васильевич [29.7 (11.8).1900, Киев – 12.7.1973, Москва], российский композитор, пианист. Мать – пианистка и певица Н. А. Кольцова (псевдоним Антонина Миллер), отчим – художник М. В. Леблан. С 1903 жил в Москве. В 1925 окончил Московскую консерваторию, где учился по классу фортепиано у Г. П. Прокофьева и К. Н. Игумнова, по классу композиции у Р. М. Глиэра и Н. Я. Мясковского. С 1925 действительный член Ассоциации современной музыки (АСМ), возглавлял секцию камерной музыки при концертной комиссии ГАХН, выступал как пианист, писал статьи о современной музыке (в том числе о творчестве П. Хиндемита). В 1924–28 создал около 30 опусов, среди них: Концерт для фортепиано с оркестром (1927), Симфония (1928; не сохранилась), камерные ансамбли, 5 фортепианных сонат (3-я не сохранилась), фортепианная сюита «Туркменские ночи» (1928), вокальные циклы «Три детские сценки» (на собственный текст) и «Четыре газетных объявления» (тексты из газеты «Известия»; оба 1926). Яркий творческий взлёт в 1920-е гг., связанный с идеями «новой музыки», в том числе с концепцией конструктивизма, активное участие в деятельности АСМ сделали М. известным в СССР и за рубежом. Его произведения исполнялись на родине [в концертах участвовали мать М. и его жена – пианистка Е. Ф. Колобова (1892–1948)], включались в программы западноевропейских музыкальных фестивалей. 1-й струнный квартет (1926) – единственное сочинение советского автора, исполненное на фестивале Международного общества современной музыки во Франкфурте-на-Майне (1927). Для фестиваля камерной оперы в Баден-Бадене им была написана одноактная опера «Герой» (1928; премьера не состоялась).
В 1920-х гг. М. представлял одно из самых радикальных направлений русской музыки, в его творчестве нашла яркое выражение урбанистически-конструктивистская образность в стилевой манере авангардизма. Композитор использовал двенадцатитоновую хроматику (гемитонику), политональность, приём остинато, соноры (см. Сонорика), «ударную» технику фортепиано, звукоподражание (в частности, имитировал средствами оркестра производственные звучания), а также предвосхищавшие конкретную музыку шумовые эффекты (фабричные гудки, паровозные свистки, телефонные звонки). Имел репутацию «композитора-урбаниста», «ультрасовременного модерниста». Пресса 1920-x гг. характеризовала его 1-ю фортепианную сонату как «библию модернизма» (Н. А. Рославец), 4-ю – как воплощение «лихорадки современного делового города», квартет – как «переходную ступень» к «шумовой музыке» (А. Углов). Особую известность приобрела оркестровая пьеса «Завод. Музыка машин» (1927; в партитуру введена партия «железного листа») – часть сюиты из музыки балета «Сталь» (полностью балет не был написан). Впервые исполненная в 1927 в Москве (концерт к 10-летию Октября), пьеса вскоре прозвучала в городах Европы и США. На эту музыку осуществлены хореографические постановки: «Механический балет» (Голливуд, 1932, балетмейстер А. Р. Больм), «E=mc2» (Марсель, 1964).
В 1927 началась травля М. со стороны деятелей Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), некоторое время произведения М. не исполнялись. Объектом уничтожающей критики стал, в частности, 4-й акт балета «Четыре Москвы» (1928-29; партитура утеряна). В феврале 1936 М. был исключён из Союза композиторов, в ноябре 1937 арестован, обвинён в антисоветской пропаганде и заключён в Волголаг (Рыбинский район Ярославской области). Письмо в защиту М., направленное Р. М. Глиэром и Н. Я. Мясковским в марте 1938 М. И. Калинину, вероятно, способствовало его освобождению в августе 1938 с ограничением проживания за 101-м км от Москвы. Пережив жизненный и творческий кризис, М. радикально изменил свой стиль: усилилась лирическая и «фольклорная» направленность творчества, значительно упростился музыкальный язык. В ноябре 1942 М. вернулся в Москву.
Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы созданы оперы «Сигнал» (1941) и «Маскарад» (1944, обе не поставлены), 2-й концерт для виолончели с оркестром, вокально-оркестровые сочинения на патриотические темы (кантата «Минин и Пожарский», оратории «Города-герои», «Москва», песни об Александре Невском, А. В. Суворове, М. И. Кутузове), Октябрьская кантата. В конце 1940-х – 1950-х гг. М. собирал, исследовал и обрабатывал музыкальный фольклор Северного Кавказа. С 1964 подолгу жил в Архангельске, изучал севернорусский фольклор, сотрудничал с Северным русским народным хором [его руководитель Н. К. Мешко (1917–2008) была женой М.]. Написал около 150 произведений для хора а капелла (в их числе – циклы «Дороги фронтовые», «Колхозные поля»), а также для народного хора с оркестром народных инструментов. Последнее крупное сочинение М. – 5-я симфония (1965).
Судьба многих партитур М. «авангардного» перида остаётся невыясненной, справочные данные о них противоречивы.