Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСОЛО́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

МОСОЛО́В Алек­сандр Ва­силь­е­вич [29.7 (11.8).1900, Ки­ев – 12.7.1973, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор, пиа­нист. Мать – пиа­ни­ст­ка и пе­ви­ца Н. А. Коль­цо­ва (псевд. Ан­то­ни­на Мил­лер), от­чим – ху­дож­ник М. В. Леб­лан. С 1903 жил в Мо­ск­ве. В 1921–25 учил­ся в Моск. кон­серватории у Г. П. Про­кофь­е­ва, К. Н. Игум­но­ва

 >>
(фп.), Р. М. Гли­эра
 >>
, за­тем у Н. Я. Мяс­ков­ско­го
 >>
(ком­по­зи­ция, гар­мо­ния, кон­тра­пункт). С 1925 д. чл. Ас­со­циа­ции со­вре­мен­ной му­зы­ки
 >>
(АСМ), воз­глав­лял сек­цию ка­мер­ной му­зы­ки при кон­церт­ной ко­мис­сии ГАХН, вы­сту­пал как пиа­нист, пи­сал ста­тьи о совр. му­зы­ке (в т. ч. о твор­че­ст­ве П. Хин­де­ми­та). В 1924–28 соз­дал ок. 30 опу­сов, сре­ди них: Сим­фо­ния (1928), Кон­церт для фп. и ма­ло­го ор­ке­ст­ра (1926), му­зы­ка к ба­ле­ту «Сталь» (1927), 5 со­нат для фп., ин­ст­ру­мен­таль­ные ми­ниа­тю­ры и ан­самб­ли, ок. 50 во­каль­ных про­из­ве­де­ний, в т. ч. во­каль­ные цик­лы «Три дет­ских сцен­ки» (на собств. текст) и «Че­ты­ре га­зет­ных объ­яв­ле­ния» (тек­сты из газ. «Из­вес­тия»; оба 1926). Яр­кий творч. взлёт в сер. 1920-х гг., свя­зан­ный с идея­ми «но­вой му­зы­ки», в т. ч. с кон­цеп­ци­ей кон­ст­рук­ти­виз­ма
 >>
, ак­тив­ное уча­стие в дея­тель­но­сти АСМ сде­ла­ли М. из­вест­ным в СССР и за ру­бе­жом. Его про­из­ве­де­ния ис­пол­ня­лись на ро­ди­не [в кон­цер­тах уча­ст­во­ва­ли мать М. и его же­на – пиа­ни­ст­ка Е. Ф. Ко­ло­бо­ва (1892–1948)], вклю­ча­лись в про­грам­мы зап.-ев­роп. фес­ти­ва­лей совр. му­зы­ки. 1-й струн­ный квар­тет М. (1926) – един­ст­вен­ное со­чи­не­ние, пред­став­ляв­шее но­вую рус. му­зы­ку на фес­ти­ва­ле Ме­ж­ду­нар. об-ва совр. му­зы­ки во Франк­фур­те-на-Май­не (1927), од­но­акт­ная опе­ра «Ге­рой» на­пи­са­на для фес­ти­ва­ля ка­мер­ной опе­ры в Ба­ден-Ба­де­не (1928, пре­мье­ра не со­стоя­лась).

В 1920-х гг. М. пред­став­лял од­но из са­мых ра­ди­каль­ных на­прав­ле­ний сов. му­зы­ки, в его твор­че­ст­ве на­шла яр­кое вы­ра­же­ние ур­ба­ни­сти­че­ски-кон­ст­рук­ти­ви­ст­ская об­раз­ность в аван­гард­ной сти­ле­вой ма­не­ре. Ис­поль­зо­вал две­на­дца­ти­то­но­вую хро­ма­ти­ку, по­ли­то­наль­ность, по­лио­сти­нат­ность, ост­рые со­нор­ные зву­ко­со­че­та­ния, «удар­ную» тех­ни­ку фп., ими­та­цию сред­ст­ва­ми ор­ке­ст­ра про­из­вод­ст­вен­ных зву­ча­ний, а так­же пред­вос­хи­щаю­щие кон­крет­ную му­зы­ку

 >>
шу­мо­вые эф­фек­ты (фаб­рич­ные гуд­ки, па­ро­воз­ные сви­ст­ки, те­ле­фон­ные звон­ки). Имел ре­пу­та­цию «ком­по­зи­то­ра-ур­ба­ни­ста», «ульт­ра­со­вре­мен­но­го мо­дер­ни­ста». Прес­са 1920-x гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­ла его 1-ю фп. со­на­ту как «биб­лию мо­дер­низ­ма» (Н. А. Ро­сла­вец), 4-ю – как во­пло­ще­ние «ли­хо­рад­ки со­вре­мен­но­го де­ло­во­го го­ро­да», квар­тет – как «пе­ре­ход­ную сту­пень» к «шу­мо­вой му­зы­ке» (А. Уг­лов). Осо­бую из­вест­ность при­об­ре­ла часть сюи­ты из ба­ле­та «Сталь», став­шая са­мо­стоя­тель­ным ор­ке­ст­ро­вым про­изв. «За­вод. Му­зы­ка ма­шин» (1928; в пар­ти­ту­ру вве­де­на пар­тия «же­лез­но­го лис­та»). Впер­вые ис­пол­нен­ная в кон. 1927 в Мо­ск­ве на кон­цер­те к 10-ле­тию Ок­тяб­ря, она вско­ре про­зву­ча­ла в го­ро­дах Ев­ро­пы и США, вы­звав ши­ро­кий ре­зонанс в муз. ми­ре. На эту му­зы­ку осу­ще­ст­в­ле­ны хо­рео­гра­фич. по­ста­нов­ки: «Ме­ха­ни­че­ский ба­лет» (Гол­ли­вуд, 1932, ба­летм. А. Р. Больм), «E=mc2» (Мар­сель, 1964).

В 1927 на­ча­лась трав­ля М. со сто­ро­ны дея­те­лей Рос­сий­ской ас­со­циа­ции про­ле­тар­ских му­зы­кан­тов

 >>
, в ре­зуль­та­те ко­то­рой про­из­ве­де­ния М. пе­ре­ста­ли ис­пол­нять­ся и из­да­вать­ся. Объ­ек­том унич­то­жаю­щей кри­ти­ки стал, в ча­ст­но­сти, 4-й акт ба­ле­та «Че­ты­ре Мо­ск­вы», за­казан­но­го в 1926 Л. А. По­ло­вин­ки­ну
 >>
, Ан. Н. Алек­сан­д­ро­ву
 >>
, Д. Д. Шос­та­ко­ви­чу
 >>
и М. Сис­те­ма­тич. по­езд­ки по стра­не с це­лью за­пи­си, изу­че­ния и об­ра­бот­ки раз­но­на­цио­наль­но­го фольк­ло­ра при­ве­ли к из­ме­не­нию сти­ля ком­по­зи­то­ра: поя­ви­лись мно­го­числ. ор­ке­ст­ро­вые сюи­ты на фольк­лор­ные те­мы (Турк­мен­ская, Уз­бек­ская, Ку­бан­ская и др.), уси­ли­лась ли­рич. на­прав­лен­ность твор­че­ст­ва, уп­ро­сти­лись сред­ст­ва вы­ра­же­ния. В но­яб. 1937 М. был аре­сто­ван, об­ви­нён в ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де и за­клю­чён в Вол­го­лаг (Ры­бин­ский р-н Яро­слав­ской обл.). Пись­мо М. И. Ка­ли­ни­ну (март 1938) Р. М. Гли­эра и Н. Я. Мяс­ков­ско­го в за­щи­ту М., ве­ро­ят­но, спо­соб­ст­во­ва­ло его ос­во­бо­ж­де­нию в авг. 1938 с ог­ра­ни­че­ни­ем про­жи­ва­ния за 101-м ки­ло­мет­ром от Мо­ск­вы. Со­бы­ти­ем ста­ло ис­пол­не­ние в 1939 Кон­цер­та для ар­фы с ор­ке­ст­ром (со­ли­ст­ка В. Г. Ду­ло­ва, ди­ри­жёр А. В. Га­ук). В но­яб. 1942 М. вер­нул­ся в Мо­ск­ву.

Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны и в пер­вые по­сле­во­ен­ные го­ды соз­да­ны опе­ры «Сиг­нал» (1941), «Мас­ка­рад» (ок. 1944), Кон­церт для вио­лон­че­ли с ор­ке­ст­ром, сим­фо­ния-по­эма «Ук­раи­на», во­каль­но-ор­ке­ст­ро­вые со­чи­не­ния на пат­рио­тич. те­мы (пес­ни об Алек­сан­д­ре Нев­ском, Су­во­ро­ве, Ку­ту­зо­ве, кан­та­та «Ми­нин и По­жар­ский», ора­то­рии «Го­ро­да-ге­рои», «Мо­ск­ва»), Ок­тябрь­ская кан­та­та. В кон. 1940-х–1950-х гг. М. со­би­рал, ис­сле­до­вал и раз­ра­ба­ты­вал муз. фольк­лор Сев. Кав­ка­за. С 1964 по­дол­гу жил в Ар­хан­гель­ске, изу­чал се­вер­но­рус­ский фольк­лор, со­труд­ни­чал с Се­вер­ным рус­ским на­род­ным хо­ром

 >>
[его ру­ко­во­ди­тель – нар. арт. СССР Н. К. Меш­ко (1917–2008) – бы­ла же­ной М.]. Соз­дал ок. 150 про­из­ве­де­ний для это­го кол­лек­ти­ва, а так­же ок. 20 те­ма­тич. цик­лов для нар. хо­ра а ка­пел­ла и для нар. хо­ра с ор­ке­ст­ром нар. ин­ст­ру­мен­тов. По­след­нее круп­ное со­чи­не­ние М. – 5-я сим­фо­ния (1965).

Лит.: Бе­ля­ев В. М. А. В. Мо­со­лов // Со­вре­мен­ная му­зы­ка. 1926. № 13/14; он же. Фор­те­пи­ан­ный кон­церт Мо­со­ло­ва // Там же. 1928. № 30; Бар­со­ва И. А. Мо­со­лов: два­дца­тые го­ды // Со­вет­ская му­зы­ка. 1976. № 12; она же. Про­гул­ки по вы­став­ке «Мо­ск­ва – Па­риж». Твор­че­ст­во А. Мо­со­ло­ва в кон­тек­сте му­зы­каль­но­го кон­ст­рук­ти­виз­ма 1920-х гг. // она же. Кон­ту­ры сто­ле­тия. СПб., 2007; она же. Опе­ра «Ге­рой» А. Мо­со­ло­ва. Ис­то­рия соз­да­ния и судь­ба ру­ко­пи­си // Там же; Пе­ре­пис­ка А. В. Мо­со­ло­ва. Ма­те­риа­лы и до­ку­мен­ты из его ар­хи­ва / Публ. Л. Б. Рим­ско­го // Из про­шло­го со­вет­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1982. Вып. 3; А. В. Мо­со­лов. Ста­тьи и вос­по­ми­на­ния / Сост. Н. К. Меш­ко. М., 1986; Из не­опуб­ли­ко­ван­ных ар­хи­вов А. В. Мо­со­ло­ва / Публ. и вступ. ст. И. Бар­со­вой // Со­вет­ская му­зы­ка. 1989. № 7–8; Холопов Ю. Н. А. Мо­со­лов и его фор­те­пи­ан­ная му­зы­ка // Мо­со­лов А. В. Из­бран­ные со­чи­не­ния для фор­те­пиа­но. М., 1991; Во­робь­ев И. С. Рус­ский аван­гард и твор­че­ст­во А. Мо­со­ло­ва 1920-х– 1930-х гг. СПб., 2001.

Вернуться к началу