МЕЙЕ́Р
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЙЕ́Р (Meyer) Марсель (22.5.1897, Лилль – 17.11.1958, Париж), франц. пианистка. Училась в Парижской конс. у М. Лонг и А. Корто (1911–13), совершенствовалась у Р. Виньеса и Х. Итурби; в 1918 под рук. К. Дебюсси изучала его произведения. Начиная с 1917 сблизилась с Э. Сати и композиторами «Шестёрки», Ж. Кокто, П. Пикассо, И. Ф. Стравинским; по просьбе С. П. Дягилева участвовала в премьерах Русского балета Дягилева («Парад» Сати, 1917; «Свадебка» Стравинского, 1923). Концертировала в странах Европы, выступала с дирижёрами В. Менгельбергом, Т. Бичемом, Э. Ансерме, А. Боултом, П. Монтё, Р. Дезормьером, Ш. Мюншем, А. Клюитенсом, Р. Штраусом, Г. фон Караяном. С 1948 жила в Риме. Обширный репертуар М. включал музыку композиторов барокко (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, И. С. Бах), В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Брамса, Ф. Листа, Э. Грига, М. А. Балакирева. Особое место в программах М. занимала совр. музыка: одной из первых М. сыграла большинство фп. сочинений Дебюсси и М. Равеля, впервые исполнила ряд произведений Равеля («Вальс» в переложении для 2 фп. – вместе с автором для Дягилева, 1920), Д. Мийо, Ф. Пуленка, Стравинского (выступала с ними в фп. ансамблях), А. Онеггера, Н. Набокова, А. Казеллы и др.; пропагандировала также музыку Э. Шабрие, М. де Фальи, П. Хиндемита. Обладая совершенной техникой и безупречным чувством стиля, М. подчиняла виртуозные задачи ясности общей концепции, выявлению структуры произведения. Первые аудиозаписи сделала в 1925 в Лондоне (сочинения Стравинского, И. Альбениса), множество записей – в 1940–50-е гг.; переизданная в кон. 20 – нач. 21 вв. дискография позволила заново оценить иск-во М. как одной из лучших представительниц франц. фп. школы 20 в.