КИ́РНБЕРГЕР ИОГАНН ФИЛИПП
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́РНБЕРГЕР (Kirnberger) Иоганн Филипп (крещён 24.4.1721, Зальфельд, Тюрингия – 26 или 27.7.1783, Берлин), немецкий музыкальный теоретик и композитор. Представитель берлинской школы. Игре на органе обучался у И. П. Кельнера и Г. Н. Гербера (1738–39), контрапункту – у И. С. Баха в Лейпциге (1739–41). С 1741 служил при дворах польских аристократов, был также капельмейстером монастыря бенедиктинок в Ройш-Лемберге. С 1751 скрипач королевской капеллы в Берлине, с 1754 учитель композиции и придворный капельмейстер принцессы Анны Амалии Прусской, для которой собрал богатую нотную библиотеку. Педагогические принципы К. сформировались под воздействием Баха (некоторые сочинения Баха известны только благодаря копиям, выполненным К.), в эстетических суждениях сказалось также влияние аффектов теории. Исторический компромисс между учением о гармонии Ж. Ф. Рамо и практикой генерал-баса лёг в основу наиболее известного труда К. – трактата «Искусство правильной музыкальной композиции» («Die Kunst des reinen Satzes in der Musik», Bd 1–2, 1771–79), где нормы композиции позднего барокко выводятся из правил гармонии и контрапункта (их К. иллюстрирует многочисленными примерами, в том числе из музыки Баха); распространённые в то время танцы привлекаются для характеристики темпа и типов ритмического движения, что делает излишними как словесные, так и численные указания скорости. Разрабатывая теорию строя музыкального, К. исходил из практической задачи – создать простейшие способы настройки темперированного инструмента (см. Темперация). Ранее (1760) К. опубликовал метод настройки клавишных инструментов в равномерной темперации, которой, однако, отводил лишь вспомогательную роль, считая её неприемлемой в художественном отношении. Из трёх оригинальных темпераций К. наибольшую известность получила третья (так называемая Кирнбергер-3), описанная в 1779: 4 квинты вверх от звука «до» сужаются каждая на 1/4 синтонической коммы, что даёт чисто звучащую большую терцию; остальные квинты акустически чистые (эта темперация ныне широко применяется в настройке клавишных инструментов для исполнения музыки 18 – нач. 19 вв.). Трактат оказал влияние на теоретиков классической школы (Д. Г. Тюрк, Г. К. Кох и др.). К. – автор статей о музыке в энциклопедии «Всеобщая теория изящных искусств» И. Г. Зульцера (т. 1–2, 1771–74; ряд статей для 2-го тома написаны его учеником И. А. П. Шульцем; 2-е изд., т. 1–4, 1792–99).
Среди музыкальных сочинений – упражнения, сонаты, фуги и небольшие пьесы (с комментариями) для клавира и органа, а также оркестровые сюиты, трио-сонаты, песни и др.