Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́РНБЕРГЕР ИОГАНН ФИЛИПП

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КИ́РНБЕРГЕР (Kirnberger) Ио­ганн Фи­липп (кре­щён 24.4.1721, Заль­фельд, Тю­рин­гия – 26 или 27.7.1783, Бер­лин), немецкий музыкальный тео­ре­тик и ком­по­зи­тор. Пред­ста­ви­тель бер­лин­ской шко­лы. Иг­ре на ор­га­не обу­чал­ся у И. П. Кель­не­ра и Г. Н. Гер­бе­ра (1738–39), кон­тра­пунк­ту – у И. С. Ба­ха в Лейп­ци­ге (1739–41). С 1741 слу­жил при дво­рах польских ари­сто­кра­тов, был так­же ка­пель­мей­сте­ром мо­на­сты­ря бе­не­дик­ти­нок в Ройш-Лем­бер­ге. С 1751 скри­пач ко­ро­лев­ской ка­пел­лы в Бер­ли­не, с 1754 учи­тель ком­по­зи­ции и при­двор­ный ка­пель­мей­стер прин­цес­сы Ан­ны Ама­лии Прус­ской, для ко­то­рой соб­рал бо­га­тую нот­ную библиотеку. Пе­да­го­гические прин­ци­пы К. сфор­ми­ро­ва­лись под воз­дей­ст­ви­ем Ба­ха (не­ко­то­рые со­чи­не­ния Ба­ха из­вест­ны толь­ко бла­го­да­ря ко­пи­ям, вы­пол­нен­ным К.), в эс­те­тических су­ж­де­ни­ях ска­за­лось так­же влия­ние аф­фек­тов тео­рии. Ис­то­рический ком­про­мисс ме­ж­ду уче­ни­ем о гар­мо­нии Ж. Ф. Ра­мо и прак­ти­кой ге­не­рал-ба­са лёг в ос­но­ву наи­бо­лее из­вест­но­го тру­да К. – трак­та­та «Ис­кус­ст­во пра­виль­ной му­зы­каль­ной ком­по­зи­ции» («Die Kunst des reinen Satzes in der Musik», Bd 1–2, 1771–79), где нор­мы ком­по­зи­ции позд­не­го ба­рок­ко вы­во­дят­ся из пра­вил гар­мо­нии и кон­тра­пунк­та (их К. ил­лю­ст­ри­ру­ет мно­го­численными при­ме­ра­ми, в том числе из му­зы­ки Ба­ха); рас­про­стра­нён­ные в то вре­мя тан­цы при­вле­ка­ют­ся для ха­рак­те­ри­сти­ки тем­па и ти­пов рит­мического дви­же­ния, что де­ла­ет из­лиш­ни­ми как сло­вес­ные, так и чис­лен­ные ука­за­ния ско­ро­сти. Раз­ра­ба­ты­вая тео­рию строя му­зы­каль­но­го, К. ис­хо­дил из прак­тической за­да­чи – соз­дать про­стей­шие спо­со­бы на­строй­ки тем­пе­ри­ро­ван­но­го ин­ст­ру­мен­та (см. Тем­пе­ра­ция). Ра­нее (1760) К. опуб­ли­ко­вал ме­тод на­строй­ки кла­виш­ных ин­стру­мен­тов в рав­но­мер­ной тем­пе­ра­ции, ко­то­рой, од­на­ко, от­во­дил лишь вспо­мо­гательную роль, счи­тая её не­при­ем­ле­мой в ху­дожественном от­но­ше­нии. Из трёх ори­ги­наль­ных тем­пе­ра­ций К. наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ла тре­тья (так называемая Кирн­бер­гер-3), опи­сан­ная в 1779: 4 квин­ты вверх от зву­ка «до» су­жа­ют­ся ка­ж­дая на 1/4 син­то­ни­че­ской ком­мы, что да­ёт чи­сто зву­ча­щую боль­шую тер­цию; ос­таль­ные квин­ты аку­сти­чес­ки чис­тые (эта тем­пе­ра­ция ны­не ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в на­строй­ке кла­виш­ных ин­стру­мен­тов для ис­пол­не­ния му­зы­ки 18 – нач. 19 вв.). Трак­тат ока­зал влия­ние на тео­ре­ти­ков клас­сической шко­лы (Д. Г. Тюрк, Г. К. Кох и др.). К. – ав­тор ста­тей о му­зы­ке в эн­цик­ло­педии «Все­об­щая тео­рия изящ­ных ис­кусств» И. Г. Зуль­це­ра (т. 1–2, 1771–74; ряд ста­тей для 2-го то­ма на­пи­са­ны его уче­ни­ком И. А. П. Шуль­цем; 2-е изд., т. 1–4, 1792–99).

Сре­ди музыкальных со­чи­не­ний – уп­раж­не­ния, со­на­ты, фу­ги и не­боль­шие пье­сы (с ком­мен­та­рия­ми) для кла­ви­ра и ор­га­на, а так­же ор­ке­ст­ро­вые сюи­ты, трио-со­на­ты, пес­ни и др.

Соч.: Konstruktion der gleichschwebenden Tem­peratur. В., 1760; Die Kunst des reinen Satzes in der Musik… B., 1771–1779. Bd 1–2. Hil­des­heim, 1968; Grundsätze des General-Basses als erste Linien zur Komposition. В., 1781; Ge­danken über die verschiedenen Lehrarten in der Komposition als Vorbereitung zur Fugenkent­niss. В., 1782.

Лит.: Benary P. Die deutschen Kompositions­lehre des 18. Jahrhunderts. 2. Aufl. Lpz., 1961; Engelhardt R. Untersuchungen über Einflüsse J. S. Bachs auf das theoretische und praktische Wirken seines Schülers J. Ph. Kirnberger. S. l., 1974; Aldrich P. Rhythmic harmony as taught by J. Ph. Kirnberger // Studies in 18th-century music. 2nd ed. N. Y., 1979; До­ку­мен­ты жиз­ни и дея­тель­но­сти И. С. Ба­ха. М., 1980; Wentz J. Les indications de tempo de J. S. Bach а̀ la lumière de «Die Kunst des reinen Satzes» de J. Ph. Kirn­berger // Le mouvement en musique à l’époque baroque. Metz, 1996; Ки­рил­ли­на Л. Клас­си­че­ский стиль в му­зы­ке XVIII – на­ча­ла XIX в. М., 2007. Ч. 2.

Вернуться к началу