БЕ́РИО ЛУЧАНО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́РИО (Berio) Лучано (24.10.1925, Онелья – 27.5.2003, Рим), итальянский композитор, педагог. Из семьи музыкантов (отец и дед — профессиональные органисты). Окончил Миланскую консерваторию (1951), учился композиции у Дж. Гедини (1948–51) и Л. Даллапикколы (1952). В 1955 основал Студию музыкальной фонологии (Studio di Fonologia Musicale, содиректор Б. Мадерна), которая стала под его руководством одним из самых значительных центров электронной музыки в Европе. Главный редактор (1956–60) и автор статей в журнале «Incontri musicali» (Милан), посвящённых проблемам современной музыки. В 1950–65 был женат на певице К. Бербериан, которая впервые исполнила многие его сочинения. С середины 1950-х гг. регулярно вёл занятия на Дармштадтских летних курсах современной музыки. В 1962–72 жил главным образом в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже (Окленд), Гарвардском университете, Джульярдской школе музыки; среди его учеников – С. Райх. В 1974–80 руководитель отдела в Институте исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM) в Париже. Основатель (1987) и руководитель центра «Настоящее время» («Centro Tempo Reale») во Флоренции (научно-технические и образовательные программы в области электронной музыки; организация концертов современной музыки).
Б. считался одним из наиболее радикальных авангардистов своего времени. Сочинял с использованием практически всех современных средств композиции, в т. ч. серийной техники (в ранних произведениях), алеаторики, электронной музыки (после 1975 утратил интерес к сочинению чисто электронной музыки), полистилистики; часто прибегал к музыкальным и текстовым коллажам, в т. ч. из прозы Дж. Джойса (многолетним интересом к ней он обязан своему другу У. Эко) и И. Кальвино, народной и рок-музыки. Среди сочинений для музыкального театра: «Опера» (Санта-Фе, 1970; 2-я ред. – Флоренция, 1977), «Утис» (Милан, 1996), «Хроника места» (Зальцбург, 1999). Среди др. произведений: 13 небольших виртуозных пьес, названных им «секвенциями» (№ 3 – для голоса соло, остальные – для разных инструментов соло, 1958–96); «Дань почтения Джойсу» (для магнитофона, 1958); Симфония для 8 голосов и оркестра на тексты К. Леви-Строса, С. Беккета и Б. (1968). Премия «Грэмми» (1969). Премия Сименса (1989).