Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́РИО ЛУЧАНО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Афиша концерта Л. Берио. 1970. Париж.

БЕ́РИО (Berio) Лу­ча­но (24.10.1925, Оне­лья  27.5.2003, Рим), итальянский ком­по­зи­тор, пе­да­гог. Из се­мьи музыкантов (отец и дед — профессиональные органисты). Окон­чил Ми­лан­скую консерваторию (1951), учил­ся ком­по­зи­ции у Дж. Ге­ди­ни (194851) и Л. Дал­ла­пик­ко­лы (1952). В 1955 ос­но­вал Сту­дию музыкальной фо­но­ло­гии (Studio di Fono­lo­gia Musicale, со­ди­рек­тор Б. Ма­дер­на), ко­то­рая ста­ла под его ру­ко­во­дством од­ним из са­мых зна­чительных цен­тров элек­трон­ной му­зы­ки в Ев­ро­пе. Главный ре­дак­тор (195660) и ав­тор ста­тей в журнале «Incontri musicali» (Ми­лан), по­свя­щён­ных про­бле­мам современной му­зы­ки. В 195065 был же­нат на пе­ви­це К. Бер­бе­ри­ан, ко­то­рая впер­вые ис­пол­ни­ла многие его со­чи­не­ния. С середины 1950-х гг. ре­гу­ляр­но вёл за­ня­тия на Дарм­штадт­ских лет­них кур­сах современной му­зы­ки. В 196272 жил главным образом в США, где пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Миллс-кол­лед­же (Ок­ленд), Гар­вард­ском университете, Джуль­ярд­ской шко­ле му­зы­ки; сре­ди его уче­ни­ков  С. Райх. В 197480 ру­ко­во­ди­тель от­де­ла в Институте ис­сле­до­ва­ний и ко­ор­ди­на­ции музыкально-аку­стических про­блем (IRCAM) в Па­ри­же. Ос­но­ва­тель (1987) и ру­ко­во­ди­тель цен­тра «На­сто­ящее вре­мя» («Centro Tempo Reale») во Фло­рен­ции (на­учно-тех­нические и об­ра­зо­вательные про­грам­мы в об­лас­ти элек­трон­ной му­зы­ки; ор­га­ни­за­ция кон­цер­тов современ­ной му­зы­ки).

Б. счи­тал­ся од­ним из наи­бо­лее ра­ди­каль­ных аван­гар­ди­стов сво­его вре­ме­ни. Со­чи­нял с ис­поль­зо­ва­ни­ем прак­ти­че­ски всех современных средств ком­по­зи­ции, в т. ч. се­рий­ной тех­ни­ки (в ран­них про­из­ве­де­ни­ях), алеа­то­ри­киэлек­трон­ной му­зы­ки (по­сле 1975 ут­ра­тил ин­те­рес к со­чи­не­нию чис­то элек­трон­ной му­зы­ки), по­ли­сти­ли­сти­ки; час­то при­бе­гал к му­зы­каль­ным и тек­сто­вым кол­ла­жам, в т. ч. из про­зы Дж. Джой­са (мно­го­лет­ним ин­те­ре­сом к не­й он обя­зан сво­ему дру­гу У. Эко) и И. Каль­ви­но, на­род­ной и рок-му­зы­ки. Сре­ди со­чи­не­ний для музыкального те­ат­ра: «Опе­ра» (Сан­та-Фе, 1970; 2-я ред.  Фло­рен­ция, 1977), «Утис» (Ми­лан, 1996), «Хро­ни­ка мес­та» (Зальц­бург, 1999). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: 13 небольших виртуозных пьес, названных им «секвенциями» (№ 3 для го­ло­са со­ло, ос­таль­ные  для разных ин­ст­ру­мен­тов со­ло, 195896); «Дань почтения Джой­су» (для маг­ни­то­фо­на, 1958); Сим­фо­ния для 8 го­ло­сов и ор­ке­ст­ра на тек­сты К. Ле­ви-Стро­са, С. Бек­ке­та и Б. (1968). Премия «Грэмми» (1969). Премия Сименса (1989).

Лит.: Altmann P. Sinfonia von L. Berio: Eine analytische Studie. W., 1977; Dressen N. Sprache und Musik bei L. Berio. Regensburg, 1982; Osmond-Smith D. Berio. Oxf., 1991; Gartmann T. «…dass nichts an sich jemals voll­endet ist»: Untersuchungen zum Instru­men­talschaffen von L. Berio. Bern, 1995.

Вернуться к началу