ПА́РУСНЫЙ ФЛОТ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́РУСНЫЙ ФЛОТ, воен.-мор. флот, состоящий из кораблей и судов, которые в качестве осн. средства движения используют парус. Возникновение и развитие П. ф. происходило в течение нескольких столетий, в процессе перехода от гребных судов с парусом к парусным судам. Парусный специализир. воен. корабль впервые построен в нач. 16 в. в Англии и получил имя «Великий Гарри» («Great Harry»). В России первый рус. воен. корабль «Орёл» спущен на воду в 1668.
Регулярный воен. П. ф. появился в 17 в. в Великобритании, Франции, Испании, Португалии и др. странах Зап. Европы. К нач. 18 в. в большинстве европ. государств создание П. ф. и формирование их организац. структур завершилось. Корабли делились на ранги в зависимости от водоизмещения и числа арт. орудий. К кораблям первых трёх рангов относились линейные корабли; 4 и 5 рангов – фрегаты; 6 и 7 рангов – корветы, бриги, тендеры и др. В П. ф., кроме того, имелись бомбардирские корабли, брандеры, а также транспортные и вспомогат. суда (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.). Боевые корабли объединялись в эскадры, включавшие по 3 дивизии каждая. Боевой порядок эскадры состоял из авангарда, кордебаталии и арьергарда.
Создание регулярного рус. воен.-мор. П. ф. связано с деятельностью Петра I. 20(30).10.1696 (дата офиц. создания ВМФ России) Боярская дума по настоянию Петра I вынесла «приговор»: «Морским судам быть». Согласно этому «приговору» и решениям «консилии генералов» от 4(14).11.1696, в России стала осуществляться крупная кораблестроит. программа. Начав создавать свой флот позднее др. стран, Россия уже к кон. Северной войны 1700–21 имела один из сильнейших флотов в Европе. За исключением нескольких кораблей, суда рос. П. ф. были построены на отеч. верфях. П. ф. обеспечил России выход к берегам Балтийского, Азовского и Чёрного морей, способствовал началу освоения Дальнего Востока.
Способы боевого применения П. ф. вначале не отличались от способов ведения боя гребными флотами. Первая победа рус. П. ф. в открытом море была одержана в Эзельском бою 1719 эскадрой кораблей под команд. капитана 2 ранга Н. А. Сенявина над швед. эскадрой парусных кораблей. После победы рус. П. ф. над превосходившими вдвое силами тур. флота в Чесменском сражении 1770 Россия окончательно вошла в число мор. держав. В рус.-тур. войне 1787–91 Черноморский флот под команд. вице-адм. Ф. Ф. Ушакова, применяя новую тактику, основанную на сочетании манёвра и огня, одержал крупные победы. Большой вклад в развитие тактики П. ф. внесли выдающиеся флотоводцы – рус. адмиралы Г. А. Спиридов, Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов, брит. адм. Г. Нельсон. Они применяли передовую манёвренную тактику и одержали ряд крупных побед в мор. боях и сражениях. Многие важные географич. открытия сделаны моряками рус. П. ф.: в 18 в. открыта Сев.-Зап. Америка; в 19 в. осуществлено 42 кругосветных и полукругосветных плавания; на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев достигли Антарктиды (1819–21).
Наивысшего расцвета П. ф. достиг к сер. 19 в., когда водоизмещение парусных линейных кораблей возросло до 5,5 тыс. т, а их вооружение до 135 орудий. Соответственно возросли показатели и у кораблей др. рангов. Со 2-й пол. 19 в. в связи с появлением и развитием кораблей с паровыми машинами значение П. ф. стало падать. Хотя ядро воен. флотов и составляли парусные корабли, в ведущих странах начали строить паровые колёсные, затем винтовые корабли с металлич. корпусом. В 1840-х гг. рос. П. ф. достиг высшего расцвета; по качеству кораблей и их вооружения, выучке экипажей он занимал одно из ведущих мест в мире.
Синопское сражение 1853 стало последним крупным сражением П. ф. После Крымской войны 1853–56 во всех государствах были созданы паровые броненосные флоты (см. Паровой флот). Во 2-й пол. 19 в. на паровых кораблях ещё нередко применялись паруса, но лишь как вспомогат. движитель. В кон. 19 в. П. ф. утратил своё значение. В совр. условиях парусные суда используются преим. в учебных, научно-исследовательских, спортивных и туристич. целях, участвуют в междунар. парусных регатах. В РФ традиции П. ф. продолжают учебные корабли «Седов», «Крузенштерн», «Мир», «Паллада» и др.