Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́РУСНЫЙ ФЛОТ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 399-400

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Коряковцев

ПА́РУСНЫЙ ФЛОТ, во­ен.-мор. флот, со­сто­ящий из ко­раб­лей и су­дов, ко­то­рые в ка­че­ст­ве осн. сред­ст­ва дви­же­ния ис­поль­зу­ют па­рус. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие П. ф. про­ис­хо­ди­ло в те­че­ние не­сколь­ких сто­ле­тий, в про­цес­се пе­ре­хо­да от греб­ных су­дов с па­ру­сом к па­рус­ным су­дам. Па­рус­ный спе­циа­ли­зир. во­ен. ко­рабль впер­вые по­стро­ен в нач. 16 в. в Анг­лии и по­лу­чил имя «Ве­ли­кий Гар­ри» («Great Harry»). В Рос­сии пер­вый рус. во­ен. ко­рабль «Орёл» спу­щен на во­ду в 1668.

Ре­гу­ляр­ный во­ен. П. ф. поя­вил­ся в 17 в. в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии и др. стра­нах Зап. Ев­ро­пы. К нач. 18 в. в боль­шин­ст­ве ев­роп. го­су­дарств соз­да­ние П. ф. и фор­ми­ро­ва­ние их ор­га­ни­зац. струк­тур за­вер­ши­лось. Ко­раб­ли де­ли­лись на ран­ги в за­ви­си­мо­сти от во­до­из­ме­ще­ния и чис­ла арт. ору­дий. К ко­раб­лям пер­вых трёх ран­гов от­но­сились ли­ней­ные ко­раб­ли; 4 и 5 ран­гов – фре­га­ты; 6 и 7 ран­гов – кор­ве­ты, бри­ги, тен­де­ры и др. В П. ф., кро­ме то­го, име­лись бом­бар­дир­ские ко­раб­ли, бран­де­ры, а так­же транс­порт­ные и вспо­мо­гат. су­да (кли­пе­ры, шлю­пы, па­кет­бо­ты и др.). Бое­вые ко­раб­ли объ­еди­ня­лись в эс­кад­ры, вклю­чав­шие по 3 ди­ви­зии ка­ж­дая. Бое­вой по­ря­док эс­кад­ры со­сто­ял из аван­гар­да, кор­де­ба­та­лии и арь­ер­гар­да.

Соз­да­ние ре­гу­ляр­но­го рус. во­ен.-мор. П. ф. свя­за­но с дея­тель­но­стью Пет­ра I. 20(30).10.1696 (да­та офиц. соз­да­ния ВМФ Рос­сии) Бо­яр­ская ду­ма по на­стоя­нию Пет­ра I вы­не­сла «при­го­вор»: «Мор­ским су­дам быть». Со­глас­но это­му «при­го­во­ру» и ре­ше­ни­ям «кон­си­лии ге­не­ра­лов» от 4(14).11.1696, в Рос­сии ста­ла осу­ще­ст­в­лять­ся круп­ная ко­раб­ле­стро­ит. про­грам­ма. На­чав соз­да­вать свой флот позд­нее др. стран, Рос­сия уже к кон. Се­вер­ной вой­ны 1700–21 име­ла один из силь­ней­ших фло­тов в Ев­ро­пе. За ис­клю­че­ни­ем не­сколь­ких ко­раб­лей, су­да рос. П. ф. бы­ли по­строе­ны на отеч. вер­фях. П. ф. обес­пе­чил Рос­сии вы­ход к бе­ре­гам Бал­тий­ско­го, Азов­ско­го и Чёр­но­го мо­рей, спо­соб­ст­во­вал на­ча­лу ос­вое­ния Даль­не­го Вос­то­ка.

Спо­со­бы бое­во­го при­ме­не­ния П. ф. вна­ча­ле не от­ли­ча­лись от спо­со­бов ве­дения боя греб­ны­ми фло­та­ми. Пер­вая по­бе­да рус. П. ф. в от­кры­том мо­ре бы­ла одер­жа­на в Эзель­ском бою 1719 эс­кад­рой ко­раб­лей под ко­манд. капитана 2 ран­га Н. А. Се­ня­ви­на над швед. эс­кад­рой па­рус­ных ко­раб­лей. По­сле по­бе­ды рус. П. ф. над пре­вос­хо­див­ши­ми вдвое си­лами тур. фло­та в Чес­мен­ском сра­же­нии 1770 Рос­сия окон­ча­тель­но во­шла в чис­ло мор. дер­жав. В рус.-тур. вой­не 1787–91 Чер­но­мор­ский флот под ко­манд. ви­це-адм. Ф. Ф. Уша­ко­ва, при­ме­няя но­вую так­ти­ку, ос­но­ван­ную на со­че­та­нии ма­нёв­ра и ог­ня, одер­жал круп­ные по­бе­ды. Боль­шой вклад в раз­ви­тие так­ти­ки П. ф. вне­сли вы­даю­щие­ся фло­то­вод­цы – рус. ад­ми­ра­лы Г. А. Спи­ри­дов, Уша­ков, Д. Н. Се­ня­вин, П. С. На­хи­мов, брит. адм. Г. Нель­сон. Они при­ме­ня­ли пе­ре­до­вую ма­нёв­рен­ную так­ти­ку и одер­жа­ли ряд круп­ных по­бед в мор. бо­ях и сра­же­ни­ях. Мно­гие важ­ные гео­гра­фич. от­кры­тия сде­ла­ны мо­ря­ка­ми рус. П. ф.: в 18 в. от­кры­та Сев.-Зап. Аме­ри­ка; в 19 в. осу­ще­ст­в­ле­но 42 кру­го­свет­ных и по­лу­кру­го­свет­ных пла­ва­ния; на па­рус­ных шлю­пах «Вос­ток» и «Мир­ный» Ф. Ф. Бел­линс­гау­зен и М. П. Ла­за­рев дос­тиг­ли Ан­тарк­ти­ды (1819–21).

И. К. Айвазовский. «Смотр Черноморского флота в 1849». Центральный Военно-морской музей (С.-Петербург).

Наи­выс­ше­го рас­цве­та П. ф. дос­тиг к сер. 19 в., ко­гда во­до­из­ме­ще­ние па­рус­ных ли­ней­ных ко­раб­лей воз­рос­ло до 5,5 тыс. т, а их воо­ру­же­ние до 135 ору­дий. Со­от­вет­ст­вен­но воз­рос­ли по­ка­за­те­ли и у ко­раб­лей др. ран­гов. Со 2-й пол. 19 в. в свя­зи с по­яв­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем ко­раб­лей с па­ро­вы­ми ма­ши­на­ми зна­че­ние П. ф. ста­ло па­дать. Хо­тя яд­ро во­ен. фло­тов и со­став­ля­ли па­рус­ные ко­раб­ли, в ве­ду­щих стра­нах на­ча­ли стро­ить па­ро­вые ко­лёс­ные, за­тем вин­то­вые ко­раб­ли с ме­тал­лич. кор­пу­сом. В 1840-х гг. рос. П. ф. дос­тиг выс­ше­го рас­цве­та; по ка­че­ст­ву ко­раб­лей и их воо­ру­же­ния, вы­уч­ке эки­па­жей он за­ни­мал од­но из ве­ду­щих мест в ми­ре.

Си­ноп­ское сра­же­ние 1853 ста­ло по­след­ним круп­ным сра­же­ни­ем П. ф. По­сле Крым­ской вой­ны 1853–56 во всех го­су­дар­ст­вах бы­ли соз­да­ны па­ро­вые бро­не­нос­ные фло­ты (см. Па­ро­вой флот). Во 2-й пол. 19 в. на па­ро­вых ко­раб­лях ещё не­ред­ко при­ме­ня­лись па­ру­са, но лишь как вспо­мо­гат. дви­жи­тель. В кон. 19 в. П. ф. ут­ра­тил своё зна­че­ние. В совр. ус­ло­ви­ях па­рус­ные су­да ис­поль­зу­ют­ся пре­им. в учеб­ных, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских, спор­тив­ных и ту­ри­стич. це­лях, уча­ст­ву­ют в ме­ж­ду­нар. па­рус­ных ре­га­тах. В РФ тра­ди­ции П. ф. про­дол­жа­ют учеб­ные ко­раб­ли «Се­дов», «Кру­зен­штерн», «Мир», «Пал­ла­да» и др.

Лит.: Бо­го­лю­бов Н. П. Ис­то­рия ко­раб­ля: об­ще­дос­туп­ное из­ло­же­ние су­до­строе­ния и су­до­ход­ст­ва у всех при­бреж­ных на­ро­дов от древ­ней­ших вре­мен до на­ших вклю­чи­тель­но. М., 1879–1880. Т. 1–2; Раз­дол­гин А. А., Фа­те­ев М. А. На рум­бах мор­ской сла­вы. Л., 1988; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1994. Т. 1; Шер­шов А. П. Ис­то­рия во­ен­но­го ко­раб­ле­строе­ния. СПб., 1994; Чер­ны­шев А. А. Рос­сий­ский па­рус­ный флот: Спра­воч­ник. М., 1997–2002. Т. 1–2; Штен­цель Г. А. Ис­то­рия войн на мо­ре. М., 2002. T. 1; Winton J. An illustrated history of the Royal Navy. L., 2005; Rodger N. The command of the ocean: a naval history of Britain, 1649–1815. N. Y., 2005; Хо­варт Д. Бое­вые па­рус­ни­ки. М., 2008.

Вернуться к началу