ГРЕБНО́Й ФЛОТ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЕБНО́Й ФЛОТ, флот, состоявший из кораблей, основными движителями которых являлись вёсла. Г. ф. возник в глубокой древности, просуществовал ок. 3 тыс. лет. Гребные суда древних государств (Древний Египет, Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим) имели один ряд вёсел (униремы), 2 ряда (биремы), 3 ряда (триремы, или триеры) и т. д. Позднее на них появился простейший прямоугольный парус, используемый лишь при попутном ветре. При отсутствии средств навигации в открытом море переходы Г. ф. осуществлялись в пределах видимости берегов. Первоначально он использовался для перевозки войск и транспортировки грузов. Боевые корабли Древней Греции 50-вёсельные пентеконтеры (12–6 вв. до н. э.) имели 3-метровый бронированный таран в носовой части, а на площадках носовой и кормовой мачт размещались воины, вооружённые пращами и луками. Осн. способом ведения боя Г. ф. был таран с последующим абордажем. К 5 в. до н. э. на кораблях Г. ф. появились абордажные вороны (спец. перекидной мостик с крюком на конце, которым цеплялись за борт или палубу корабля), гарпы [тяжёлый гарпун с крюком, выстреливаемый метательной машиной (баллистой или катапультой)], а с 7 в. н. э. метательное оружие стало использоваться для поджога кораблей противника греческим огнём. Повышение скорости кораблей Г. ф. за счёт увеличения числа вёсел и гребцов приводило к росту размеров кораблей и уменьшению их манёвренности. В 1 в. до н. э. римляне создали новый тип боевых судов (либурны) водоизмещением до 80 т, которые имели палубу, 30 пар вёсел, расположенных в 1–2 ряда, в носовой части и на корме башни, предназначенные для воинов; эти суда оснащались 3 мачтами с парусами, которые убирались перед боем. Они обладали хорошими мореходными качествами и прекрасной манёвренностью. В 7 в. венецианцы создали усовершенствованный тип гребного судна – галеру, а Г. ф. получил назв. «галерный флот». Численный состав Г. ф. некоторых средиземноморских государств достигал 1 тыс. кораблей и более. Последнее крупное сражение Г. ф. в Зап. Европе произошло в 1571 при Лепанто, когда исп.-венецианский флот (команд. – Хуан Австрийский; 250 кораблей) разгромил тур. флот (Али-паша Муэдин-заде; 275 кораблей). С переходом большинства стран к парусному флоту (16 – сер. 17 вв.) Г. ф. сохранился в отд. странах (напр., в России, Швеции) и использовался для действий в прибрежных районах. В России Г. ф. (как часть регулярного ВМФ) был создан Петром I в кон. 17 – нач. 18 вв. Рос. Г. ф. принимал участие в боевых действиях при Азове (1696), в Северной войне 1700–21. В отд. периоды этой войны в составе рос. Г. ф. имелось св. 200 кораблей (галер, скампавей и разл. мелких судов). Они оснащались артиллерией, а также брали на борт абордажные партии и десантные войска (общей численностью до 26 тыс. чел.). Со 2-й пол. 18 в. гребные корабли в рос. ВМФ стали заменяться парусными, имевшими более сильное арт. вооружение, лучшую мореходность и меньший экипаж. Последний раз Г. ф. России участвовал в рус.-тур. войне 1828–29, в ходе которой 28.5(9.6).1828 в Мачинском рукаве р. Дунай был уничтожен тур. Г. ф. Гребные корабли в качестве учебных имелись в воен. флотах Швеции, Норвегии и др. государств до 1870-х гг.