Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАЛЕ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 307-308

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Потехин
Венецианская одномачтовая галера. Художники В. А. Дыгало, М. Ф. Аверьянов.

ГАЛЕ́РА (итал. galera), де­ре­вян­ное во­енное па­рус­но-греб­ное суд­но. Впер­вые поя­ви­лись в Ве­не­ции в 7 в., с 12 в. в ка­че­ст­ве вспо­мо­гат. во­ен. су­дов вхо­ди­ли в со­став фло­тов ря­да ев­роп. стран. Г. – низ­ко­борт­ное суд­но с длин­ным уз­ким но­сом и при­под­ня­той кор­мой, ма­ло­ос­той­чи­вое (осо­бен­но при хо­де под па­ру­са­ми). Гл. дви­жи­тель Г. – вёс­ла (по 16–32 на борт, дли­ной до 16 м), рас­по­ло­жен­ные в ряд (по 4–6 греб­цов на вес­ло), в ка­че­ст­ве вспо­мо­гат. дви­жи­те­ля ис­поль­зо­ва­лись ко­сые па­ру­са (на 1–3 мач­тах), управ­ля­лись Г. ру­ле­вы­ми вёс­ла­ми, с кон. 13 в. – ру­лём. Ср. ско­рость хо­да на вёс­лах до 7 уз­лов (ок. 13 км/ч). Эки­паж Г., вклю­чая вои­нов, на­счи­ты­вал до 450 чел. Греб­ца­ми на Г. бы­ли в осн. ра­бы, осуж­дён­ные пре­ступ­ни­ки (др. назв. Г. – «ка­тор­га» – пер­во­на­чаль­но ис­поль­зо­ва­лось и в Рос­сии), во­ен­но­плен­ные и др. (в рос. фло­те греб­ца­ми бы­ли сол­да­ты, что по­вы­ша­ло бое­спо­соб­ность эки­па­жа). Осн. ору­жи­ем на Г. до сер. 14 в. бы­ли над­вод­ный та­ран, ме­та­тель­ные ма­ши­ны, ар­ба­ле­ты. Позд­нее на Г. ус­та­нав­ли­ва­ли арт. ору­дия (бом­бар­ды, ку­лев­ри­ны и др.). Раз­ли­ча­лись сле­дую­щие ти­пы Г.: га­лио­ты (ев­роп. стра­ны в 12–18 вв.), ук­се­ры (Фран­ция в 13–14 вв.), пи­на­сы (стра­ны Сре­ди­зем­но­мо­рья в 13–14 вв., сев.-ев­роп. стра­ны в 14–17 вв.), рам­бер­ги (Анг­лия в 14–17 вв.), га­леа­сы (ев­роп. стра­ны в 16–17 вв.; наи­бо­лее круп­ные Г.) и др. В Рос­сии Г. впер­вые поя­ви­лись при Пет­ре I, строи­лись по голл. об­раз­цу на Оло­нец­кой вер­фи, на вер­фях Во­ро­не­жа, С.-Пе­тер­бур­га, Вы­бор­га и др. В рос. фло­те ис­поль­зо­ва­лись гл. обр. 2-мач­то­вые Г. ср. раз­ме­ра (до 50 вё­сел), имев­шие до 20 пу­шек. Бла­го­да­ря не­боль­шой осад­ке и вы­со­ким ма­нёв­рен­ным ка­че­ст­вам Г. об­ла­да­ли пре­иму­ще­ст­вом пе­ред па­рус­ны­ми су­да­ми в мел­ко­вод­ных и шхер­ных при­бреж­ных рай­о­нах. В нач. 18 в. Ф. М. Скляе­вым соз­да­на Г. но­во­го ти­па – скам­па­вея (дли­на до 30 м, до 18 пар вё­сел, 1–2 мач­ты с ко­сы­ми па­ру­са­ми, 1–2 пуш­ки ма­ло­го ка­либ­ра, вме­ща­ла до 200 чел.), об­ла­дав­шая по­вы­шен­ны­ми ско­ро­стью и мо­ре­ход­ны­ми ка­че­ст­ва­ми. Г. при­ме­нялись при оса­де Азо­ва в 1696, в Се­вер­ной вой­не 1700–21, яв­ля­лись гл. си­ла­ми рос. фло­та в Ган­гут­ском мор­ском сра­же­нии 1714 и Грен­гам­ском сра­же­нии 1720. В со­ста­ве рос. фло­та Г. на­хо­ди­лись до кон. 18 в.

Лит.: Бо­го­лю­бов Н. П. Ис­то­рия ко­раб­ля. М., 1879. Т. 1; Шер­шов А. П. Ис­то­рия во­ен­но­го ко­раб­ле­строе­ния. СПб., 1994; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1994. Т. 1.

Вернуться к началу