Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ОРЁЛ»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 380

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков
Первый русский парусный корабль «Орёл». Гравюра. 1971. Фрагмент почтовой марки.

«ОРЁЛ», на­зва­ние ря­да ко­раб­лей и су­дов рус. ВМФ. 1) 3-мач­то­вый па­рус­ный во­ен. ко­рабль, пер­ве­нец отеч. во­ен. ко­раб­ле­строе­ния. За­ло­жен в 1667 на вер­фи с. Де­ди­но­во Ко­ло­мен­ско­го у. (ны­не Лу­хо­виц­ко­го р-на Моск. обл.) на р. Ока, спу­щен на во­ду в 1668, во­шёл в строй вес­ной 1669. Строи­те­ли – ко­ра­бель­ные мас­те­ра Я. По­лу­ек­тов и С. Пет­ров. Во­до­из­ме­ще­ние ок. 250 т; дли­на 24,5 м, ши­ри­на 6,5 м, осад­ка 1,5 м; во­ору­же­ние – 22 6-фун­то­вые пуш­ки-пи­ща­ли; эки­паж 22 мат­ро­са (в осн. ино­стран­цы) и 35 стрель­цов. Для ор­га­ни­за­ции служ­бы и дей­ст­вий эки­па­жа в бою впер­вые раз­ра­бо­та­ны 34 «ста­тьи ар­ти­куль­ные» – про­об­раз мор. ус­та­ва. Ле­том 1669 «О.» (ка­пи­тан Д. Бут­лер) пе­ре­шёл в Ниж­ний Нов­го­род для ус­та­нов­ки ар­тил­ле­рии, а за­тем по Вол­ге – в Ас­т­ра­хань. В 1670 за­хва­чен от­ря­да­ми С. Т. Ра­зи­на (см. Ра­зи­на вос­ста­ние 1670–71) и пе­реве­дён в про­то­ку Ку­тум, где про­сто­ял неск. лет и при­шёл в пол­ную не­год­ность. Опыт по­строй­ки «О.» в по­сле­дую­щем ис­поль­зо­вал­ся при соз­да­нии в кон. 17 в. Азов­ско­го фло­та. 2) Эс­кад­рен­ный бро­не­носец Балт. фло­та и 2-й Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры. За­ло­жен в 1900 в С.-Пе­тер­бур­ге, всту­пил в строй в 1904. Во­до­из­ме­ще­ние св. 13,5 тыс. т; дли­на 121,2 м, ши­ри­на 23,2 м, осад­ка 7,9 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 15,8 тыс. л. с. (ок. 12 тыс. кВт); ско­рость 17,6 уз (ок. 32,6 км/ч); даль­ность пла­ва­ния св. 6 тыс. миль (св. 11,1 тыс. км); воо­ру­же­ние – 60 арт. ору­дий разл. ка­либ­ров, 8 пу­лемё­тов, 4 тор­пед­ных ап­па­ра­та; эки­паж 858 чел. В со­ста­ве 2-й Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры «О.» (ком. – ка­пи­тан 1 ран­га Н. В. Юнг) со­вер­шил пе­ре­ход из Крон­штад­та на Даль­ний Вос­ток. Уча­ст­во­вал в Цу­сим­ском сра­же­нии 1905, по­лу­чил зна­чит. по­вре­ж­де­ния и 15(28) мая, по­сле ги­бе­ли ко­ман­ди­ра, по при­ка­зу контр-адм. Н. И. Не­бо­га­то­ва сдан про­тив­ни­ку. Под назв. «Ива­ми» до 1922 вхо­дил в со­став ВМС Япо­нии. 3) Па­ро­ход Доб­ро­воль­ного фло­та. По­стро­ен в 1890 фир­мой «R. & W. Haw­thorn, Leslie & Co.» (Ве­ли­ко­бри­та­ния). Во­до­из­ме­ще­ние ок. 8 тыс. т; гру­зо­вме­сти­мость св. 4,5 тыс. рег.-бр. т; дли­на 126,5 м, ши­ри­на 14,6 м, осад­ка 7,3 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 9 тыс. л. с. (св. 7 тыс. кВт); ско­рость 19 уз (ок. 35,2 км/ч). В во­ен. вре­мя пред­на­зна­чал­ся для ис­поль­зо­ва­ния в ка­че­стве вспо­мо­гат. крей­се­ра с ус­та­нов­кой 21 арт. ору­дия разл. ка­либ­ров. Ра­бо­тал на ли­ни­ях Чёр­ное м. – Даль­ний Вос­ток. В 1904 мо­би­ли­зо­ван и пе­ре­обо­ру­до­ван в гос­пи­таль­ное суд­но 2-й Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры. Уча­ст­во­вал в Цу­сим­ском сра­же­нии 1905 и 14(27) мая за­хва­чен про­тив­ни­ком. В по­сле­дую­щем под назв. «Ку­зу­хо Ма­ру» при­над­ле­жал Япо­нии. 4) Вспо­мо­гат. крей­сер Си­бир­ской во­ен­ной фло­ти­лии. По­стро­ен в 1909 в Гер­ма­нии по за­ка­зу Доб­ро­воль­но­го фло­та. Во­до­из­ме­ще­ние ок. 3,5 тыс. т; дли­на 102,6 м, ши­ри­на 13,8 м, осад­ка 6,9 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 4,2 тыс. л. с. (ок. 3,1 тыс. кВт); ско­рость 10 уз (св. 18,5 км/ч); даль­ность пла­ва­ния 2,4 тыс. миль (св. 4,4 тыс. км). Ис­поль­зо­вал­ся для гру­зо-пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок на Даль­нем Вос­то­ке. В 1914 мо­би­ли­зо­ван, воо­ру­жён (8 арт. ору­дий разл. ка­либ­ров) и вклю­чён в со­став Си­бир­ской во­ен. фло­ти­лии. Обес­пе­чи­вал мор. прак­ти­ку гар­де­ма­рин во­ен.-мор. учеб­ных за­ве­де­ний, при­бы­вав­ших из г. Пет­ро­град. В но­яб. 1917, во вре­мя пре­бы­ва­ния «О.» в Япо­нии, гар­де­ма­ри­ны под рук. ка­пи­та­на 1 ран­га М. А. Ки­ти­цы­на от­ка­за­лись при­знать сов. власть и вер­нуть ко­рабль в Рос­сию. В те­че­ние не­сколь­ких лет ко­рабль ис­поль­зо­вал­ся для ком­мерч. пе­ре­во­зок за ру­бе­жом, за­тем воз­вра­щён Доб­ро­воль­но­му фло­ту. В 1922 (по др. дан­ным, в 1921) про­дан брит. су­дов­ла­дель­цам и пе­ре­име­но­ван в «Силь­вия». 5) Крей­сер От­дель­но­го кор­пу­са по­гра­нич­ной стра­жи. По­стро­ен в 1896. Во­до­из­ме­ще­ние 125 т; дли­на 35,1 м, ши­ри­на 5,1 м, осад­ка 2,4 м; мощ­ность энер­ге­тич. ус­та­нов­ки 250 л. с. (ок. 183,9 кВт); ско­рость 12 уз (св. 22,2 км/ч); воо­ру­же­ние – 2 арт. ору­дия; эки­паж 28 чел. Вхо­дил в со­став Балт. та­мо­жен­ной крей­сер­ской фло­ти­лии, в 1914 мо­би­ли­зо­ван в ка­че­ст­ве по­сыль­но­го суд­на Балт. фло­та. Уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не. В 1918 пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­ван в гид­ро­гра­фич. суд­но, в 1924 пе­ре­дан Во­ен.-мор. инж. уч-щу в Пет­ро­гра­де, в 1928 сдан на слом.

На­зва­ние «О.» в раз­ное вре­мя но­сил ряд ко­раб­лей и су­дов сов. ВМФ и гражд. фло­та.

Вернуться к началу