«ОРЁЛ»
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ОРЁЛ», название ряда кораблей и судов рус. ВМФ. 1) 3-мачтовый парусный воен. корабль, первенец отеч. воен. кораблестроения. Заложен в 1667 на верфи с. Дединово Коломенского у. (ныне Луховицкого р-на Моск. обл.) на р. Ока, спущен на воду в 1668, вошёл в строй весной 1669. Строители – корабельные мастера Я. Полуектов и С. Петров. Водоизмещение ок. 250 т; длина 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка 1,5 м; вооружение – 22 6-фунтовые пушки-пищали; экипаж 22 матроса (в осн. иностранцы) и 35 стрельцов. Для организации службы и действий экипажа в бою впервые разработаны 34 «статьи артикульные» – прообраз мор. устава. Летом 1669 «О.» (капитан Д. Бутлер) перешёл в Нижний Новгород для установки артиллерии, а затем по Волге – в Астрахань. В 1670 захвачен отрядами С. Т. Разина (см. Разина восстание 1670–71) и переведён в протоку Кутум, где простоял неск. лет и пришёл в полную негодность. Опыт постройки «О.» в последующем использовался при создании в кон. 17 в. Азовского флота. 2) Эскадренный броненосец Балт. флота и 2-й Тихоокеанской эскадры. Заложен в 1900 в С.-Петербурге, вступил в строй в 1904. Водоизмещение св. 13,5 тыс. т; длина 121,2 м, ширина 23,2 м, осадка 7,9 м; мощность энергетич. установки 15,8 тыс. л. с. (ок. 12 тыс. кВт); скорость 17,6 уз (ок. 32,6 км/ч); дальность плавания св. 6 тыс. миль (св. 11,1 тыс. км); вооружение – 60 арт. орудий разл. калибров, 8 пулемётов, 4 торпедных аппарата; экипаж 858 чел. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры «О.» (ком. – капитан 1 ранга Н. В. Юнг) совершил переход из Кронштадта на Дальний Восток. Участвовал в Цусимском сражении 1905, получил значит. повреждения и 15(28) мая, после гибели командира, по приказу контр-адм. Н. И. Небогатова сдан противнику. Под назв. «Ивами» до 1922 входил в состав ВМС Японии. 3) Пароход Добровольного флота. Построен в 1890 фирмой «R. & W. Hawthorn, Leslie & Co.» (Великобритания). Водоизмещение ок. 8 тыс. т; грузовместимость св. 4,5 тыс. рег.-бр. т; длина 126,5 м, ширина 14,6 м, осадка 7,3 м; мощность энергетич. установки 9 тыс. л. с. (св. 7 тыс. кВт); скорость 19 уз (ок. 35,2 км/ч). В воен. время предназначался для использования в качестве вспомогат. крейсера с установкой 21 арт. орудия разл. калибров. Работал на линиях Чёрное м. – Дальний Восток. В 1904 мобилизован и переоборудован в госпитальное судно 2-й Тихоокеанской эскадры. Участвовал в Цусимском сражении 1905 и 14(27) мая захвачен противником. В последующем под назв. «Кузухо Мару» принадлежал Японии. 4) Вспомогат. крейсер Сибирской военной флотилии. Построен в 1909 в Германии по заказу Добровольного флота. Водоизмещение ок. 3,5 тыс. т; длина 102,6 м, ширина 13,8 м, осадка 6,9 м; мощность энергетич. установки 4,2 тыс. л. с. (ок. 3,1 тыс. кВт); скорость 10 уз (св. 18,5 км/ч); дальность плавания 2,4 тыс. миль (св. 4,4 тыс. км). Использовался для грузо-пассажирских перевозок на Дальнем Востоке. В 1914 мобилизован, вооружён (8 арт. орудий разл. калибров) и включён в состав Сибирской воен. флотилии. Обеспечивал мор. практику гардемарин воен.-мор. учебных заведений, прибывавших из г. Петроград. В нояб. 1917, во время пребывания «О.» в Японии, гардемарины под рук. капитана 1 ранга М. А. Китицына отказались признать сов. власть и вернуть корабль в Россию. В течение нескольких лет корабль использовался для коммерч. перевозок за рубежом, затем возвращён Добровольному флоту. В 1922 (по др. данным, в 1921) продан брит. судовладельцам и переименован в «Сильвия». 5) Крейсер Отдельного корпуса пограничной стражи. Построен в 1896. Водоизмещение 125 т; длина 35,1 м, ширина 5,1 м, осадка 2,4 м; мощность энергетич. установки 250 л. с. (ок. 183,9 кВт); скорость 12 уз (св. 22,2 км/ч); вооружение – 2 арт. орудия; экипаж 28 чел. Входил в состав Балт. таможенной крейсерской флотилии, в 1914 мобилизован в качестве посыльного судна Балт. флота. Участвовал в 1-й мировой войне. В 1918 переквалифицирован в гидрографич. судно, в 1924 передан Воен.-мор. инж. уч-щу в Петрограде, в 1928 сдан на слом.
Название «О.» в разное время носил ряд кораблей и судов сов. ВМФ и гражд. флота.