ДОБРОВО́ЛЬНЫЙ ФЛОТ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОБРОВО́ЛЬНЫЙ ФЛОТ, одно из крупнейших судоходных обществ в Рос. империи. Правление находилось в С.-Петербурге. Создан по инициативе Имп. об-ва для содействия рус. торговому мореходству на пожертвования, которые вносились представителями всех сословий. К-т по устройству Д. ф. возглавлял вел. кн. Александр Александрович (будущий имп. Александр III), вице-пред. – статс-секретарь К. П. Победоносцев. Суда и береговое имущество Д. ф. при общей или частичной мобилизации и в иных исключит. случаях передавались во врем. распоряжение или в собственность Военного или Морского мин-ва. На собранные средства (3,7 млн. руб.) в июне 1878 в Германии приобретены 3 первых парохода для Д. ф., которые предполагалось использовать в качестве воен. кораблей в случае вероятной войны с Великобританией. Использование пожертвований, коммерч. эксплуатация пароходов, поддержание их в готовности для передачи во время войны в состав воен. флота были возложены на созданное в 1879 частное Об-во добровольного флота (в состав его правления входили представители правительства). Оно имело ряд привилегий: право безвозмездного использования казённых земель для своих верфей, зданий, сооружений; преимущественное перед др. пароходными компаниями право на перевозку войск и казённых грузов; с 1885 получало ежегодную субсидию от государства.
Исключительным правом Д. ф. было впервые организованное его судами регулярное товаро-пассажирское сообщение между Одессой и рос. портами на Тихом ок. Важную роль играли перевозки переселенцев во Владивосток (ок. 90 тыс. чел. в 1883–1906) и ссыльных на о. Сахалин. Основным грузом на обратном пути из Владивостока был чай, закупавшийся в Китае и Индии. В 1891 пароходы Д. ф. стали ходить по линии Одесса – С.-Петербург. В 1906–08 пароходы Д. ф. обслуживали товаро-пассажирскую линию Либава – Нью-Йорк, с 1907 (по поручению правительства) – 3 дальневосточные линии, соединявшие Владивосток с Николаевском и портами Китая (Шанхай) и Японии (Цуруга), а с 1908 также с портами Камчатки и побережья Охотского м. В 1911 сев. рейсы были продлены до Нижнеколымска. В 1914 Д. ф. имел св. 40 пароходов, из них ок. 20 обслуживали дальневосточные линии, гл. обр. северные. Агентства Д. ф. имелись в Лондоне, Сан-Франциско, Нью-Йорке и др. крупнейших портах мира.
Суда Д. ф. осуществили обширные перевозки войск и грузов в Порт-Артур (1898) и во время подавления движения Ихэтуань в Китае (1900). В рус.-япон. войну 1904–05 и в 1-ю мировую войну 1914–18 часть пароходов Д. ф. была вооружена и использовалась в качестве воен. кораблей, а другие служили госпитальными и транспортными судами (в 1905–06 перевозили на родину войска и пленных с Дальнего Востока). После Окт. революции 1917 суда Д. ф., находившиеся в портах быв. союзников России по войне, были реквизированы. В Гражд. войну 1917–22 пароходы Д. ф. использовались при эвакуации «Русской армии» из Крыма (1920) и Земской рати из Владивостока (1922), впоследствии они были либо проданы, либо брошены; оставшиеся в России пароходы Д. ф. были национализированы. В 1922 в РСФСР образовано новое правление Д. ф., которое отсудило у брит. правительства 9 судов (были обременены долгами, их выплата привела к значит. убыткам Д. ф.). К 1925 в ведении Д. ф. находилось ок. 1/3 судов, бывших в его собственности к 1914. В 1925 суда и имущество Д. ф. переданы акционерному об-ву «Сов. торговый флот». В 1969 списано последнее из ранее принадлежавших Д. ф. судов – «Колыма».