ОСТРОУ́МИЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТРОУ́МИЕ (лат. ingenium, англ. wit, нем. Witz, франц. esprit, итал. ingegno), способность к неожиданному сближению понятий и предметов, внешне далёких друг от друга или даже антиномичных, связь между которыми неочевидна на логически рациональном уровне; эстетич. категория. Понятие «О.» возникло в античной риторике. Аристотель под О. понимал умение составлять наглядные метафоры, «которые дают нам какое-либо знание», открывая новую, неожиданную связь между предметами (Риторика. Кн. 3. 10–11). В дальнейшем риторика трактовала О. как способность к изобретению (inventio). Особое значение О. получило в теории (Б. Грасиан-и-Моралес) и практике барокко: на идее О. основаны маринизм, гонгоризм, прециозность, консептизм, метафизическая школа. Само Божественное творение рассматривалось теоретиками барокко (Э. Тезауро) как идеальный образец О., что внесло существенные коррективы в понимание миметич. функции иск-ва: писатель из подражателя природы становился подражателем самого Творца. На стилистич. уровне О. барочных текстов проявилось в причудливости образов, парадоксальной игре антитез и др. Представители Йенского романтизма связали О. с принципом интеллектуальной свободы (Ф. Шлегель), однако поздняя романтич. эстетика отказывается от понятия «О.» в пользу «воображения», «фантазии»: С. Т. Колридж в «Biographia literaria» осудил «логику остроумия» как «перевод прозаических мыслей на язык поэзии».
С сер. 18 в. О. теряет значение фундам. эстетич. категории, осмысляясь отныне как возможное свойство авторского сознания, как характеристика персонажа или атрибут отд. лит. жанров (фельетон, юмористич. рассказ, эпиграмма).