Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСТРОУ́МИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 620

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М

ОСТРОУ́МИЕ (лат. ingenium, англ. wit, нем. Witz, франц. esprit, итал. ingegno), спо­соб­ность к не­ожи­дан­но­му сбли­же­нию по­ня­тий и пред­ме­тов, внеш­не да­лё­ких друг от дру­га или да­же ан­ти­но­мич­ных, связь ме­ж­ду ко­то­ры­ми не­оче­вид­на на ло­ги­че­ски ра­цио­наль­ном уров­не; эс­те­тич. ка­те­го­рия. По­ня­тие «О.» воз­ник­ло в ан­тич­ной ри­то­ри­ке. Ари­сто­тель под О. по­ни­мал уме­ние со­став­лять на­гляд­ные ме­та­фо­ры, «ко­то­рые да­ют нам ка­кое-ли­бо зна­ние», от­кры­вая но­вую, не­ожи­дан­ную связь ме­ж­ду пред­ме­та­ми (Ри­то­ри­ка. Кн. 3. 10–11). В даль­ней­шем ри­то­ри­ка трак­то­ва­ла О. как спо­соб­ность к изо­бре­те­нию (inventio). Осо­бое зна­че­ние О. по­лу­чи­ло в тео­рии (Б. Гра­си­ан-и-Мо­ралес) и прак­ти­ке ба­рок­ко: на идее О. ос­но­ва­ны ма­ри­низм, гон­го­ризм, пре­ци­оз­ность, кон­сеп­тизм, ме­та­фи­зи­че­ская шко­ла. Са­мо Бо­же­ст­вен­ное тво­ре­ние рас­смат­ри­ва­лось тео­ре­ти­ка­ми ба­рок­ко (Э. Те­зау­ро) как иде­аль­ный об­ра­зец О., что вне­сло су­ще­ст­вен­ные кор­рек­ти­вы в по­ни­ма­ние ми­ме­тич. функ­ции иск-ва: пи­са­тель из под­ра­жа­те­ля при­ро­ды ста­но­вил­ся под­ра­жа­те­лем са­мо­го Твор­ца. На сти­ли­стич. уров­не О. ба­роч­ных тек­стов про­яви­лось в при­чуд­ли­во­сти об­ра­зов, па­ра­док­саль­ной иг­ре ан­ти­тез и др. Пред­ста­ви­те­ли Йен­ско­го ро­ман­тиз­ма свя­за­ли О. с прин­ци­пом ин­тел­лек­ту­аль­ной сво­бо­ды (Ф. Шле­гель), од­на­ко позд­няя ро­ман­тич. эс­те­ти­ка от­ка­зы­ва­ет­ся от по­ня­тия «О.» в поль­зу «во­об­ра­же­ния», «фан­та­зии»: С. Т. Кол­ридж в «Biogra­phia literaria» осу­дил «ло­ги­ку ост­ро­умия» как «пе­ре­вод про­заи­че­ских мыс­лей на язык по­эзии».

С сер. 18 в. О. те­ря­ет зна­че­ние фун­дам. эс­те­тич. ка­те­го­рии, осмысляясь от­ны­не как воз­мож­ное свой­ст­во ав­тор­ско­го соз­на­ния, как ха­рак­те­ри­сти­ка пер­со­на­жа или ат­ри­бут отд. лит. жан­ров (фель­е­тон, юмо­ри­стич. рас­сказ, эпи­грам­ма).

Лит.: Williamson G. The proper wit of poetry. L., 1961; Preisendanz W. Über den Witz. Konstanz, 1970; Gilman EB. The curious perspective: literary and pictorial wit in the seventeenth century. New Haven, 1978; Biester J. Lyric wonder: rhetoric and wit in Renaissance English poetry. Ithaca, 1997.

Вернуться к началу