ГРАСИА́Н-И-МОРА́ЛЕС БАЛЬТАСАР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРАСИА́Н-И-МОРА́ЛЕС (Gracián y Morales) Бальтасар (8.1.1601, Бельмонте, пров. Арагон – 6.12.1658, Тараcона), исп. писатель, философ. Получил образование в иезуитских коллегиях Толедо, Калатаюда и Сарагосы (1616–27); рукоположен в 1627. Служил в коллегиях Арагона и Валенсии, исполнял обязанности вице-ректора коллегии в Тараcоне (1642–1644). Лит. дебюты (1620–24) – некрологи в характерном для раннего Г.-и-М. панегирико-дидактич. жанре. Все сочинения Г.-и-М., кроме единственного в его наследии религ. трактата «Размышление о причастии» («El comulgatorio», 1655), публиковались анонимно. В трактате «Герой» («El Héroe», 1637, рус. пер. под назв. «Ирой» – 1792), полемичном по отношению к «Государю» Н. Макиавелли, отражено представление Г.-и-М. об идеале христианского правителя. Начиная с назидат. панегирика «Политик Фернандо...» («El politico Don Fernando el católico», 1640) в его сочинениях усиливаются сатирич. начало и пессимистич. взгляд на мир. Отмеченный стилевой изысканностью трактат «Благоразумный» («El discreto», 1646) написан в духе «Придворного» Б. Кастильоне. Кн. «Карманный оракул, или Искусство быть благоразумным» («Oráculo manual y arte de prudencia», 1647, рус. пер. под назв. «Придворный человек» – 1739) – собрание 300 афоризмов, правил житейской мудрости, иллюстрирующих антиномию «воли» (природы) и «разума» (духа). Наиболее известное из теоретич. сочинений Г.-и-М. – риторич. трактат «Остроумие, или Искусство изощрённого ума» («Agudeza y arte de ingenio», 1642), содержащий развёрнутую теорию барочной метафоры и разграничивающий противоборствующие направления в исп. барокко – консептизм и культеранизм; впервые в истории эстетич. мысли Г.-и-М. выдвигает вкус (gusto) в качестве критерия оценки произведения. Филос. роман «Критикон» («El criticón», т. 1 –3, 1651–57) опирается на традиции плутовского и рыцарского романов, а также античной и визант. прозы. Гармония природы противопоставлена в романе несовершенству социума; аллегорич. мореплавание к Острову Бессмертия вписывается в христианскую традицию поисков «Града Небесного». Сочинения Г.-и-М. оказали влияние на Ф. де Ларошфуко, Ж. Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дефо, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.