Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАСИА́Н-И-МОРА́ЛЕС БАЛЬТАСАР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 634

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Устинова

ГРАСИА́Н-И-МОРА́ЛЕС (Gracián y Mo­ra­les) Баль­та­сар (8.1.1601, Бель­мон­те, пров. Ара­гон – 6.12.1658, Тараcона), исп. пи­са­тель, фи­ло­соф. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в ие­зу­ит­ских кол­ле­ги­ях То­ле­до, Ка­ла­таю­да и Са­ра­го­сы (1616–27); ру­ко­по­ло­жен в 1627. Слу­жил в кол­ле­ги­ях Ара­го­на и Ва­лен­сии, ис­пол­нял обя­зан­но­сти ви­це-рек­то­ра кол­ле­гии в Тараcоне (1642–1644). Лит. де­бю­ты (1620–24) – нек­ро­ло­ги в ха­рак­тер­ном для ран­не­го Г.-и-М. па­не­ги­ри­ко-ди­дак­тич. жан­ре. Все со­чи­не­ния Г.-и-М., кро­ме един­ст­вен­но­го в его на­сле­дии ре­лиг. трак­та­та «Раз­мыш­ле­ние о при­час­тии» («El comulgatorio», 1655), пуб­ли­ко­ва­лись ано­ним­но. В трак­та­те «Ге­рой» («El Héroe», 1637, рус. пер. под назв. «Ирой» – 1792), по­ле­мич­ном по от­но­ше­нию к «Го­су­да­рю» Н. Ма­киа­вел­ли, от­ра­же­но пред­став­ле­ние Г.-и-М. об идеа­ле хри­сти­ан­ско­го пра­ви­те­ля. На­чи­ная с на­зи­дат. па­не­ги­ри­ка «По­ли­тик Фер­нан­до...» («El politico Don Fer­nan­do el católico», 1640) в его со­чи­не­ни­ях уси­ли­ва­ют­ся са­ти­рич. на­ча­ло и пес­си­ми­стич. взгляд на мир. От­ме­чен­ный сти­ле­вой изы­скан­но­стью трак­тат «Бла­го­ра­зум­ный» («El discreto», 1646) на­пи­сан в ду­хе «При­двор­но­го» Б. Кас­тиль­о­не. Кн. «Кар­ман­ный ора­кул, или Ис­кус­ст­во быть бла­го­ра­зум­ным» («Oráculo ma­nual y arte de prudencia», 1647, рус. пер. под назв. «При­двор­ный че­ло­век» – 1739) – со­б­ра­ние 300 афо­риз­мов, пра­вил жи­тей­ской муд­ро­сти, ил­лю­ст­ри­рую­щих ан­ти­но­мию «во­ли» (при­ро­ды) и «ра­зу­ма» (ду­ха). Наи­бо­лее из­вест­ное из тео­ре­тич. со­чи­не­ний Г.-и-М. – ри­то­рич. трак­тат «Ост­ро­умие, или Ис­кус­ст­во изо­щрён­но­го ума» («Agudeza y arte de in­genio», 1642), со­дер­жа­щий раз­вёр­ну­тую тео­рию ба­роч­ной ме­та­фо­ры и раз­гра­ни­чи­ваю­щий про­ти­во­бор­ст­вую­щие на­прав­ле­ния в исп. ба­рок­ко – кон­сеп­тизм и куль­те­ра­низм; впер­вые в ис­то­рии эс­те­тич. мыс­ли Г.-и-М. вы­дви­га­ет вкус (gus­to) в ка­че­ст­ве кри­те­рия оцен­ки про­из­ве­де­ния. Фи­лос. ро­ман «Кри­ти­кон» («El criticón», т. 1 –3, 1651–57) опи­ра­ет­ся на тра­ди­ции плу­тов­ско­го и ры­цар­ско­го ро­ма­нов, а так­же ан­тич­ной и ви­зант. про­зы. Гар­мо­ния при­ро­ды про­ти­во­пос­тав­ле­на в ро­ма­не не­со­вер­шен­ст­ву со­циу­ма; ал­ле­го­рич. мо­ре­пла­ва­ние к Ост­ро­ву Бес­смер­тия впи­сы­ва­ет­ся в хри­сти­ан­скую тра­ди­цию по­ис­ков «Гра­да Не­бес­но­го». Со­чи­не­ния Г.-и-М. ока­за­ли влия­ние на Ф. де Ла­рош­фу­ко, Ж. Ж. Рус­со, Воль­те­ра, Д. Де­фо, Ф. Ниц­ше, А. Шо­пен­гау­эра и др.

Соч.: Ост­ро­умие, или Ис­кус­ст­во изо­щрен­но­го ума // Ис­пан­ская эс­те­ти­ка: Ре­нес­санс. Ба­рок­ко. Про­све­ще­ние. М., 1977; Кар­ман­ный ора­кул. Кри­ти­кон. М., 1984; Obras completas. Мadrid, 2001.

Лит.: Correa Calderón E. B. Gracián, su vida у su obra. 2 ed. Madrid, 1970; Pelegrín B. Éthi­que et esthétique du baroque, l'espace jésuiti­que de B. Gracián. Arles; P., 1985; Ayala J. M. Gracián: Vida, estilo, y reflexión. Madrid, 1987; Пин­ский Л. Е. Жизнь и твор­че­ст­во Б. Гра­сиа­на // Пин­ский Л. Е. Ма­ги­ст­раль­ный сю­жет. М., 1989; Blanco M. Les rhétoriques de la pointe: B. Gracián et le conceptisme en Europe. P., 1992; B. Gracián: antropología y estética. B., 2004.

Вернуться к началу