КОНЧЕ́ТТО
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНЧЕ́ТТО (итал. concetto – восприятие, представление, понятие; причудливый образ), тип изощрённой метафоры, основанный на неожиданном сближении далёких друг от друга образов и понятий. Понимание К., нередко крайне затруднённое, предполагало активную работу читательского интеллекта. К. наиболее характерны для европ. поэзии маньеризма и барокко: к К. (англ. conceit) прибегали поэты метафизической школы в Англии (Дж. Донн, Дж. Херберт и т. д.), приверженцы неопетраркизма, а затем маринизма в Италии; консептизма в Испании и пр. Образец К.: луна – «небесный омлет» (Дж. Марино). К. встречаются также в прозе барокко (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, Ф. Ф. Фругони). Основоположником теории К. считается Дж. Бруно («О героическом энтузиазме», 1585); в Италии её разрабатывали также М. Пеллегрини, П. Сфорца Паллавичини, Д. Бартоли и особенно Э. Тезауро («Подзорная труба Аристотеля», опубл. в 1654); в Испании – Б. Грасиан-и-Моралес («Остроумие, или Искусство изощрённого ума», 1642); в Англии – Ф. Сидни. Классицизм отверг приём К., осудив его как противоречащий принципам ясности и естественности (С. Джонсон и др.).