Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНЧЕ́ТТО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 182

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОНЧЕ́ТТО (итал. concetto – вос­при­ятие, пред­став­ле­ние, по­ня­тие; при­чуд­ли­вый об­раз), тип изо­щрён­ной ме­та­фо­ры, ос­но­ван­ный на не­ожи­дан­ном сбли­же­нии да­лё­ких друг от дру­га об­ра­зов и по­ня­тий. По­ни­ма­ние К., не­ред­ко край­не за­труд­нён­ное, пред­по­ла­га­ло ак­тив­ную ра­бо­ту чи­та­тель­ско­го ин­тел­лек­та. К. наи­бо­лее ха­рак­тер­ны для ев­роп. по­эзии мань­е­риз­ма и ба­рок­ко: к К. (англ. conceit) при­бе­га­ли по­эты ме­та­фи­зи­че­ской шко­лы в Анг­лии (Дж. Донн, Дж. Хер­берт и т. д.), при­вер­жен­цы не­опет­рар­киз­ма, а за­тем ма­ри­низ­ма в Ита­лии; кон­сеп­тиз­ма в Ис­па­нии и пр. Об­ра­зец К.: лу­на – «не­бес­ный ом­лет» (Дж. Ма­ри­но). К. встре­ча­ют­ся так­же в про­зе ба­рок­ко (Ф. де Ке­ве­до-и-Виль­е­гас, Ф. Ф. Фру­го­ни). Ос­но­во­по­лож­ни­ком тео­рии К. счи­та­ет­ся Дж. Бру­но («О ге­рои­че­ском эн­ту­зи­аз­ме», 1585); в Ита­лии её раз­ра­ба­ты­вали так­же М. Пел­лег­ри­ни, П. Сфор­ца Пал­ла­ви­чи­ни, Д. Бар­то­ли и осо­бен­но Э. Те­зау­ро («Под­зор­ная тру­ба Ари­сто­те­ля», опубл. в 1654); в Ис­па­нии – Б. Гра­си­ан-и-Мо­ра­лес («Ост­ро­умие, или Ис­кус­ст­во изо­щрён­но­го ума», 1642); в Анг­лии – Ф. Сид­ни. Клас­си­цизм от­верг при­ём К., осу­див его как про­ти­во­ре­ча­щий прин­ци­пам яс­но­сти и ес­те­ст­вен­но­сти (С. Джон­сон и др.).

Лит.: Praz M. Studi sul concettismo. Firenze, 1946; Conte G. La metafora barocca. Mil., 1972; Berghof L. E. Tesauro und seine Con­cetti. Münch., 1979; Blanco M. Les rhétori­ques de la pointe: B. Gracián et le Conceptisme en Europe. Gen., 1992.

Вернуться к началу