КОНСТИТУ́ЦИЯ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНСТИТУ́ЦИЯ, особый правовой документ – основной закон государства, имеющий важнейшее значение в жизни страны.
Понятие «К.» употреблялось в некоторых актах рим. императоров и стало их названием (наряду с декретами, эдиктами и др.), иногда использовалось в средние века (в т. ч. для названий уставов некоторых монашеских орденов), но эти акты не были К. ни по содержанию, ни по форме. Как особый документ К. возникла на определённом этапе развития общества для ограничения королевского и феодального произвола. Первая писаная К. государства была принята в США в 1787.
К. характеризуется особым порядком принятия и изменения, высшей юридич. силой, особым объектом правового регулирования и особыми способами защиты. К. обычно принимается специально создаваемым для этой цели органом – Учредительным (конституционным и др.) собранием или референдумом избирателей. Учредит. собрание, как правило, орган однопалатный и после принятия К. прекращает свою деятельность, но иногда учредит. собранием провозглашает себя действующий парламент – тогда оно может быть однопалатным (в Танзании в 1977) и двухпалатным (в Бразилии при принятии К. 1988). В странах мусульм. права основные низамы дарованы (октроированы) монархами (напр., в Саудовской Аравии в 1992), но настоящей К. считается Коран, ему должны соответствовать основные низамы. Временные К. (обычно краткие) иногда провозглашались в странах Азии и Африки военными (военно-революционными и др.) советами после воен. переворотов. Изменение К. (поправки и др.) также осуществляется более сложным порядком по сравнению с др. законами. К. является юридич. базой развития законодательства и правоприменительной практики, все правовые акты, практика деятельности гос. органов должны соответствовать К., иначе они являются недействующими (акты), правонарушающими (действия органов).
К. регулирует основы обществ. и гос. строя, основы правового положения человека и гражданина. Др. законы, правовые акты тоже могут регулировать отд. важные вопросы обществ. и гос. строя (напр., законы о политич. партиях или о выборах в парламент), но не весь комплекс основ обществ. и гос. строя, статуса личности. Для правовой защиты К. действует конституционный контроль. К. – не только юридический, но также политич. и идеологич. документ. Она закрепляет принципы сотрудничества и одновременно правовые рамки борьбы и состязательности разл. социально-политических сил в обществе, отражает идеологию доминирующих в обществе слоёв.
Действующие в государствах мира К. различаются по своей сущности, содержанию и форме. Содержание К. неодинаково в зависимости от регулируемых ими отношений, правовых институтов (напр., в монархич. и республиканских государствах). Различают совр., социальные К. и «старые», инструментальные К. (они ограничиваются перечнем основных политических и личных прав, закрепляют систему органов государства и почти или совсем не содержат социальных положений). Так, «старую» К. США (1787) отличают от «живой» К. толкования конституц. норм Верховным судом США. Это относится и к К. Норвегии 1814. По форме К. бывают консолидированными (единый документ, поправки вносятся в его текст, напр. К. Китая или Украины), неконсолидированными (состоят из нескольких основных законов, принятых в разное время, как, напр., в Израиле, Швеции), комбинированными (включают обыкновенные законы или статуты, судебные прецеденты, конституц. обычаи, правовую доктрину, напр. в Великобритании, Новой Зеландии). Различают К. гибкие и жёсткие (изменение последних очень затруднено), постоянные и временные (указан срок или событие, когда они прекращают действие), народные (принимаются представительными органами или референдумом) и октроированные (даруются монархами). Если фактич. положение в государстве не соответствует конституц. нормам, такую юридич. К. называют фиктивной.
Конституция в России
Исторический очерк
В Рос. империи первыми документами конституц. свойства (не считая Конституции Царства Польского 1815, носившей локальный характер) были общерос. акты – Манифест имп. Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17(30).10.1905 и Основные государственные законы 1906.
После Окт. революции 1917 в Сов. республике конституц. основы обществ. и гос. строя впервые в обобщённой форме закреплены 3(16).1.1918 в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и резолюции 3-го Всерос. съезда Советов от 15(28).1.1918 «О Федеральных учреждениях Российской Республики».
Проект Конституции РСФСР 1918 готовился образованной в апр. 1918 комиссией ВЦИК. В её состав входили представители ВЦИК [от большевиков М. Н. Покровский, И. В. Сталин, Я. М. Свердлов (пред. комиссии), от левых эсеров Д. А. Магеровский и А. А. Шрейдер, от эсеров-максималистов с правом совещат. голоса А. И. Бердников], а также представители от наркоматов (Н. И. Бухарин и др., имевшие право совещат. голоса). Большевики настаивали на закреплении в К. идеи диктатуры пролетариата, левые эсеры и эсеры-максималисты выступали против этого, считая РСФСР государством – выразителем власти всего трудового народа. Большевики, признавая необходимость федеративной формы гос. устройства (в качестве субъектов федерации И. В. Сталин рассматривал автономные области, отличавшиеся особым бытом и нац. составом), тем не менее были сторонниками централизов. модели государства без разделения властных структур на законодат. и исполнит. ветви и стремились прежде всего усилить компетенцию центр. органов. Левые эсеры были приверженцами децентрализов. модели государства с широкой автономией местного самоуправления. Все члены комиссии были едины в решении лишить «эксплуататоров» (буржуазию) избират. прав. Однако по всем остальным аспектам избират. права их мнения разделились: некоторые выступали за равное избират. право для всех трудящихся города и деревни при условии их членства в профсоюзе, за коллективное избират. право (от политических, профессиональных или кооперативных организаций), однако большинство настаивало на законодат. закреплении преимуществ рабочего класса. Дискутировались и др. вопросы. Свой вариант проекта К. подготовила коллегия Наркомата юстиции под рук. П. И. Стучки. Отд. части проектов ВЦИК и Наркомата юстиции были объединены в один проект комиссией ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным (образована предположительно в конце июня – начале июля 1918), при этом были вновь полностью разработаны 11 глав (44 статьи), 9 статей и 3 пункта.
К. РСФСР принята 10.7.1918 5-м Всерос. съездом Советов, 18 июля рассмотрена Президиумом ВЦИК, 19 июля вступила в действие. Сохранила в своём составе «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Носила ярко выраженный классовый характер, закрепила установление «диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком». Утвердила вхождение в состав РСФСР областных автономий на федеративных началах, принадлежность верховной власти Всерос. съезду Советов, а в промежутках между съездами – ВЦИК как высшему законодат., распорядит. и контролирующему органу. Этим был закреплён отказ от принципа разделения властей. К. предоставила демократич. права и свободы только трудящимся, им также давалось исключительное право «защищать революцию с оружием в руках». К. установила производственно-территориальный принцип выборов в Советы. Для гор. населения выборы были прямыми, для сельского – многоступенчатыми (сельские Советы избирали депутатов на волостные и уездные съезды Советов, которые затем посылали депутатов на губернские и областные съезды, а те, в свою очередь, – на Всерос. съезд). Представительство на Всерос. съезде советов от городских Советов осуществлялось по норме 1 депутат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жит.: в результате рабочие получили приблизительно 3-кратное преимущество по сравнению с крестьянством и др. категориями населения. Избират. права были лишены: лица, прибегавшие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.); частные торговцы, торговые и коммерч. посредники; священнослужители; быв. агенты полиции и служащие особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома Романовых; душевнобольные или умалишённые; осуждённые. К. ставила задачу обеспечить трудящимся бесплатное и всестороннее образование. В ней указывалось также, что финансовая политика сов. государства способствует осн. цели – «экспроприации буржуазии» и подготовке условий для «всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств». К. 1918 установила герб и флаг РСФСР. Её положения легли в основу принятых в 1919–29 конституций автономных республик в составе РСФСР, а также сов. республик (УССР, БССР, ЗСФСР).
Конституция СССР 1924 разработана в связи с образованием СССР в дек. 1922. Её основой стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР 1922, утверждённые 1-м Всесоюзным съездом Советов (1922). Оба документа дорабатывались Конституц. комиссией ЦИК СССР (образована в янв. 1923 во главе с М. И. Калининым), которая с февраля действовала под рук. комиссии ЦК РКП (б) во главе с И. В. Сталиным. Свои редакции Декларации и Договора представили ЦИК РСФСР, ЦИК УССР, ЦИК БССР, поправки и замечания по Договору поступили от ЗСФСР. Расхождения в проектах и мнениях членов Конституц. комиссии ЦИК СССР предопределялись различиями во взглядах на модель создаваемого союзного государства. Несмотря на официально закреплённую в Договоре об образовании СССР точку зрения В. И. Ленина о необходимости сочетания суверенитета (полновластия) Союза с суверенитетом входивших в него республик, значит. часть парт. и гос. руководителей (Сталин, Калинин, Д. И. Курский, Д. З. Мануильский, Г. К. Орджоникидзе и др.) считали наиболее жизнеспособным государство с сильным центром. Часть парт.-гос. элиты союзных республик (Х. Г. Раковский, Н. А. Скрыпник, П. Г. Мдивани, Ф. И. Махарадзе и др.) пыталась предельно расширить полномочия республиканских органов власти и управления. Согласованный проект был утверждён 6.7.1923 2-й сессией ЦИК СССР 1-го созыва, и К. была немедленно введена в действие. Окончат. её утверждение состоялось на 2-м съезде Советов СССР 31.1.1924.
К. СССР 1924 закрепила объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, их территориальную целостность, установила единую денежную и кредитную систему, единое союзное гражданство и одновременно гражданство каждой республики. Союзным республикам гарантировалось право свободного выхода из Союза (носило декларативный характер, т. к. не был выработан механизм его реализации). К ведению верховных органов Союза было отнесено: регулирование всех важнейших направлений внешней и внутр. политики единого государства, включая представительство СССР в междунар. отношениях; изменение внешних границ; решение вопроса о приёме в состав Союза новых республик; руководство Вооруж. Силами Союза ССР; определение соответствия постановлений высших органов власти союзных республик К. СССР и др.
Система высших органов власти отражала доктринальную установку сов. руководства на отказ от принципа разделения властей. Верховным органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся в соответствии с неравным избират. правом: от городских Советов по норме 1 депутат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жит. В период между съездами Советов высшим органом власти являлся ЦИК СССР, объединяющий законодат. и исполнит. функции, а в период между сессиями ЦИК – его Президиум. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета (избирался Всесоюзным съездом Советов пропорционально населению каждой из союзных республик) и Совета Национальностей (формировался из представителей союзных и автономных республик, автономных областей), каждая из палат избирала свой Президиум, члены которого в полном составе входили в состав Президиума союзного ЦИК. ЦИК СССР образовывал правительство – СНК, ответственное перед ЦИК и его Президиумом, являвшееся исполнит. и распорядит. органом, но обладавшее также законодат. функциями – правом издавать декреты. Для непосредственного руководства отд. сферами гос. управления создавались наркоматы – общесоюзные, а также объединённые, образуемые как в центре, так и в союзных республиках. К. закрепляла систему высших органов власти и управления союзных республик, аналогичную союзной.
К. СССР 1924 определила компетенцию нового высшего судебного органа – Верховного суда СССР. Спец. глава была посвящена Объединённому государственному политическому управлению (ОГПУ). К. установила герб и флаг СССР. Остальные вопросы конституц. права (обществ. устройство, права, свободы и обязанности граждан, избират. система) регулировались республиканскими конституциями, они предусматривали преимущество рабочих по сравнению с крестьянством в реализации пассивного и активного избират. права, лишение этого права многих категорий населения, многоступенчатую систему выборов. Изменение К. СССР являлось исключительной прерогативой Всесоюзного съезда Советов.
Конституция РСФСР 1925 принята 12-м Всерос. съездом Советов 11.5.1925. Закрепила вхождение РСФСР в состав СССР и передачу союзным органам части республиканских полномочий. Определила юридич. статус автономных республик как субъектов РСФСР, структуру их высших органов гос. власти и управления. Впервые за Президиумом ВЦИК был закреплён статус законодат. органа (в период между сессиями ВЦИК). К. ввела президиумы исполкомов местных советов для руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центр. власти. Закрепила вхождение в СНК РСФСР уполномоченных от общесоюзных наркоматов. На 14-м Всерос. съезде Советов (1929) в 37 из 89 статей были внесены изменения, а в 22 статьи – редакционные поправки, отразившие завершение процесса адм.-терр. деления.
Конституция СССР 1936 разрабатывалась Конституц. комиссией, в которую вошли И. В. Сталин (пред.), Н. И. Бухарин, К. Е. Ворошилов, А. Я. Вышинский, А. А. Жданов, Л. М. Каганович, М. М. Литвинов, В. М. Молотов, К. Б. Радек, В. Я. Чубарь и др. Первоначально предполагалось внести дополнения и исправления в действующую К. СССР, однако в процессе работы комиссия пришла к выводу о необходимости выработки новой К., которая бы законодательно закрепила изменения в экономике, социальной структуре, нац.-гос. строительстве (ликвидацию частного сектора в пром-сти и с. х-ве, создание колхозной системы и др.).
К. СССР принял 8-й чрезвычайный съезд Советов СССР 5.12.1936. Она состояла из 13 глав, 146 статей. Отразила вхождение в состав СССР Азерб. ССР, Арм. ССР, Груз. ССР (быв. субъектов ЗСФСР), Казах. ССР, Кирг. ССР (быв. субъектов РСФСР), а также Узб. ССР, Тадж. ССР, Туркм. ССР. Подтвердила суверенитет и права союзных республик. В К. 1936 говорилось о победе социализма в СССР, установлении социалистич. системы хозяйства, социалистич. системы собственности на средства произ-ва в двух формах – государственной и кооперативно-колхозной. Признавалось право личной собственности на трудовые доходы, сбережения, подсобное хозяйство и др. Допускалось также мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключавшее эксплуатацию чужого труда.
К. СССР 1936 внесла изменения в систему высших и местных органов власти. Вместо Всесоюзного съезда Советов, 2-палатного ЦИК СССР и его Президиума предусматривалось образование ВС СССР, состоявшего из 2 равноправных палат (Совета Союза и Совета Национальностей), и его Президиума (избирался ВС СССР на совместном заседании обеих палат). Президиум ВС СССР был подотчётен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности. В К. 1936 впервые декларировалось разделение органов власти на законодательные и исполнительные. Она установила принадлежность законодат. власти исключительно Верховным Советам – как Союза, так и союзных и автономных республик. Президиум ВС СССР получил право издавать только указы (силу законодат. актов приобретали после утверждения их ВС СССР). За СНК СССР закреплялась высшая исполнит. и распорядит. власть. Впервые К. зафиксировала место Коммунистич. партии в политич. системе сов. общества, определила её как «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Советы (теперь – депутатов трудящихся) всех уровней – в городах и селениях, в краях, областях, автономных областях, округах, районах – стали постоянными органами.
В связи с ликвидацией «эксплуататорских классов» К. 1936 впервые в СССР провозгласила всеобщее равное и прямое избират. право при тайном голосовании, предоставила пассивное и активное избират. право всем сов. гражданам, достигшим 18 лет (кроме лиц, признанных умалишёнными). Право быть избранными в ВС СССР получили граждане с 23 лет. Согласно К. введено тайное голосование, заменён производственно-территориальный принцип организации выборов на территориальный. К., а также основанное на ней Положение о выборах в Верховный Совет СССР 1937 не исключали проведения выборов на альтернативной основе, но на практике действовала безальтернативная система выборов (один округ – один кандидат).
К. закрепила права (свободу совести, слова, собраний, союзов, право на отдых, образование, материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности, впервые – право на труд в связи с ликвидацией хозяйств. кризисов и безработицы) и обязанности [соблюдать К. СССР, законы, дисциплину труда, уважать правила социалистич. общежития, беречь социалистич. собственность (покушавшиеся на неё объявлялись «врагами народа»), всеобщую воинскую обязанность] граждан. Декларировала равенство прав мужчин и женщин, равноправие всех граждан вне зависимости от национальности, неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки. Гарантировала всеобщее начальное образование. Содержала положение о том, что никто не может быть подвергнут аресту без постановления суда или без санкции прокурора.
Хотя К. СССР 1936 была одной из самых демократичных К. в мире, мн. конституц. нормы (политич. права и свободы граждан, право на материальное обеспечение в старости и на отдых для миллионов колхозников, осуществление правосудия только судами) не реализовывались на практике в условиях господствовавшего в стране политич. режима, массовых репрессий, проводимых особыми «тройками» во внесудебном порядке, особенно в период «большого террора».
Конституция РСФСР 1937 принята 17-м чрезвычайным Всерос. съездом Советов 21.1.1937. По содержанию, предметам конституц. регулирования, нормам, определявшим структуру высших и местных органов гос. власти, права и обязанности граждан, избират. систему, была идентична К. СССР 1936.
Конституция СССР 1977. Вопрос о необходимости внесения изменений в действующую К. был поставлен Н. С. Хрущёвым на 21-м съезде КПСС (1959) в связи с выдвинутым тезисом о полной и окончат. победе социализма в СССР и о вступлении страны в период развёрнутого строительства коммунизма. После принятия на 22-м съезде партии (1961) новой Программы КПСС была образована Конституц. комиссия (25.4.1962; пред. Хрущёв), которая в 1963 в соответствии с установками новой парт. программы составила проект К. В нём построение коммунизма провозглашалось высшей целью сов. народа, который объявлялся «единственным источником власти», «верховным законодателем и верховным правителем». Подтверждалась руководящая роль КПСС, а также фиксировалось постепенное перерастание социалистич. государственности в обществ. самоуправление с последующей передачей отд. функций гос. органов обществ. организациям. Предусматривались формы непосредственной демократии: нар. собрания производств. коллективов и собрания граждан по месту жительства для обсуждения вопросов гос., хозяйств. и культурного строительства общесоюзного, республиканского и местного значения. Планировалось снижение возрастного ценза с 23 до 18 лет при выборах в верховный орган гос. власти, обновление при каждых выборах состава депутатов Советов всех уровней не менее чем на 1/3. В связи со смещением Хрущёва с руководящих постов в окт. 1964 подготовка К. была приостановлена. ВС СССР 11.12.1964 лишь утвердил Л. И. Брежнева новым пред. Конституц. комиссии. Только 20.6.1968 Политбюро ЦК КПСС приняло решение о возобновлении подготовки проекта К. рабочей группой, которую возглавил А. Н. Яковлев. К марту 1969 в высшем руководстве страны возобладало мнение о необходимости внести ряд принципиальных изменений и поправок в действовавшую К. вместо разработки новой. В мае – июне 1969 составлен проект поправок, но его принятие было отложено. К кон. 1972 мнение сов. руководства вновь изменилось в пользу подготовки новой К. В апр. – окт. 1973 проект К. СССР был подготовлен новой рабочей группой под рук. Б. Н. Пономарёва, однако его доработка была завершена только в 1977. Проект К. опубликован 4.6.1977 для всенародного обсуждения, в ходе которого было внесено ок. 400 тыс. замечаний, предложений и поправок, часть из которых была учтена. В то же время были отвергнуты предложения перейти к многопартийной политич. системе, чётко разделить гос. и парт. функции, осуществлять периодич. ротацию работников властных структур всех уровней, выработать дополнит. гарантии от возникновения культа личности высших руководителей и злоупотребления властью в центре и на местах и др. предложения подобного рода.
К. была принята на внеочередной сессии ВС СССР 7.10.1977 и немедленно введена в действие. Она состояла из преамбулы, 174 статей (75 из них были новыми, б. ч. остальных претерпела изменения), 21 главы (8 новых) и 9 разделов. В К. СССР 1977 указывалось, что государство диктатуры пролетариата, выполнив свои задачи, стало общенародным. Понятие «развитой социализм» определялось как закономерный этап на пути к коммунизму, как общество, в котором созданы «могучие производительные силы», «передовая наука и культура», где на основе сближения «всех классов и социальных слоёв, юридического и фактического равенства всех наций и народностей» возникла «новая историческая общность» – «советский народ». Построение бесклассового коммунистич. общества закреплялось как «высшая цель» сов. государства. К. впервые ввела понятие «политическая система» (государство, КПСС, обществ. организации и трудовые коллективы; основой политич. системы являются Советы). В ст. 6 было подтверждено и усилено положение о руководящей роли КПСС в политич. системе, указывалось, что партия определяет «генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР». Помимо двух форм собственности, указанных в К. СССР 1936, была названа новая – собственность обществ. организаций. К. 1977 подтвердила прежнюю структуру высших и местных органов власти и управления, сложившуюся в 1936, дала новое наименование советам – Советы нар. депутатов. Срок полномочий Верховных Советов (союзного и союзных республик) был увеличен с 4 до 5 лет, а местных – с 2 до 2,5 лет. Впервые включено положение об адвокатуре.
Возрастной ценз активного избират. права в ВС СССР был снижен с 23 лет до 21 года. Предусматривалось проведение всенародного голосования. Наряду с содержавшимися в К. СССР 1936 правами граждан, К. 1977 зафиксировала новые: на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу науч., технич. и худож. творчества; право вносить в гос. органы и обществ. организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; право на судебную защиту от посягательств на честь, достоинство, жизнь, здоровье, личную свободу и имущество граждан и др. К. гарантировала всеобщее среднее образование. Подтвердив право на труд, К. дополнила его декларацией права на выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, подготовкой, образованием. Запретила детский труд, кроме строго лимитированного, связанного с обучением и трудовым воспитанием. Провозгласила охрану со стороны закона личной жизни граждан, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений. Расширила содержание обязанностей граждан (родителей – заботиться о воспитании детей, а детей – заботиться о своих родителях; беречь природу и её богатства), ввела категорию «долг граждан», к которой были отнесены уважение прав и нац. достоинства др. граждан, сохранение историч. памятников, содействие развитию дружбы и сотрудничества с народами др. стран.
К. СССР 1977 воплотила тенденцию к усилению союзных начал в сов. федерации, полномочия Союза были установлены по принципу открытого перечня, разрешавшего Союзу, согласно п. 12 ст. 73, рассматривать «и другие вопросы», помимо упомянутых в тексте этой статьи. На союзные органы возлагались функции обеспечения единства законодат. регулирования на всей территории страны, установления основ законодательства СССР и союзных республик, общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов власти. К. подтвердила право союзных республик на свободный выход из СССР. Нац. округа получили назв. «автономные округа», что должно было подчёркивать их статус как формы нац.-политич. автономии, а не адм.-терр. единицы.
В кон. 1980-х гг., в ходе перестройки, в К. СССР были внесены существенные изменения и дополнения, направленные на перераспределение власти от парт. структур к гос. и выборным органам власти, на действительное разделение законодат. и исполнит. власти. Вместо одного высшего органа гос. власти учреждалось два: Съезд нар. депутатов (избирался по территориальным, национально-территориальным округам и от обществ. организаций) и ВС СССР (выбирался Съездом нар. депутатов), преобразованный в постоянно действующий орган, которому передавался ряд полномочий Президиума ВС и СМ СССР. Выборы становились альтернативными, с выдвижением нескольких кандидатур на один мандат. Учреждён Комитет конституционного надзора СССР, увеличен срок полномочий судей с 5 до 10 лет. Предусматривались три формы собственности: гос., коллективная и собственность сов. граждан (любое имущество потребительского и производств. назначения). Граждане получили право вести не запрещённую законом хозяйств. деятельность. В 1990 учреждён пост Президента СССР; упразднена норма ст. 6 К. о КПСС как ядре политич. системы; введено положение о многопартийности. СМ СССР преобразован в Кабинет министров СССР, который был подчинён Президенту СССР. После Августовского кризиса 1991 5-й Съезд нар. депутатов СССР принял закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период» (5 сент.). Высшим органом власти объявлялся ВС, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Республик (должен был формироваться самими республиками). Конституц. вопросы подлежали рассмотрению и решению на совместных заседаниях. Во вновь созданный Гос. совет СССР вошли Президент СССР и высшие должностные лица республик. Исполнительно-распорядит. функциями наделялся Межгосударств. экономич. к-т. С распадом Сов. Союза 25.12.1991 К. СССР прекратила своё действие.
В Конституцию РСФСР 1978 (принята на внеочередной 7-й сессии ВС РСФСР 9-го созыва 12.4.1978, повторяла структуру и осн. положения К. СССР 1977) в 1989–91 также были внесены принципиальные изменения. Часть из них соответствовала изменениям К. СССР. Так, на основании Законов РСФСР от 27.10.1989, 16.6.1990 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» принцип полновластия Советов был заменён принципом разделения законодат. и исполнит. властей. Создана двухуровневая система общерос. представительных органов – Съезд нар. депутатов, избиравшийся на основе принципа состязательности нескольких кандидатов, и постоянно действующий ВС РСФСР, избиравшийся Съездом нар. депутатов и состоявший теперь из двух палат (Совета Республик и Совета Национальностей). В новой редакции ст. 6 (включена в К. РСФСР 1978 при её подготовке) вместо руководящей роли коммунистич. партии предусматривались многопартийность и политич. плюрализм. Др. часть поправок была направлена на обеспечение гос. суверенитета РСФСР, провозглашённого 12.6.1990. Законом РСФСР от 15.12.1990 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» на территории республики признавалось верховенство К. РСФСР и рос. законов над К. СССР и союзными законами. Рос. министерства и ведомства перешли под управление республиканских гос. структур, отменялось их подчинение союзным органам. Законом от 24.5.1991 был учреждён пост Президента РСФСР – главы исполнит. власти и высшего должностного лица республики, избираемого на 5 лет. С согласия ВС РСФСР он назначал пред. СМ и руководил Правительством РСФСР. Повышался статус автономных республик, который теперь определялся как «республики в составе РСФСР». Законом РСФСР от 1.11.1991 был установлен новый Гос. флаг республики.
После распада СССР в российскую К. были внесены изменения (на основании Закона РСФСР от 25.12.1991, Законов РФ от 21 апр. и 9 дек. 1992, и др.), зафиксировавшие новый статус (суверенное федеративное государство) и новое наименование государства – Российская Федерация или Россия. В качестве незыблемых основ его строя закреплялись федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. К субъектам РФ были отнесены не только входившие в состав России республики, автономные области и автономные округа, но и территориальные образования – края, области, города федерального значения. Декларировался отказ от признания приоритета гос. собственности по сравнению с др. формами собственности. Вместо принципа планового развития экономики провозглашались ориентация на рыночные отношения, свобода экономич. деятельности и добросовестная конкуренция. В текст К. была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ, принятая ВС РСФСР 22.11.1991.
Конституция Российской Федерации
Для подготовки проекта новой К. указом президента РФ Б. Н. Ельцина от 20.5.1993 был создан особый непостоянный консультативный орган – Конституц. совещание. Оно должно было выработать единый текст Конституции РФ на основе двух проектов – проекта, подготовленного конституц. комиссией парламента (образована на 1-м Съезде нар. депутатов в июне 1990), и проекта Президента РФ (возражавшего против ключевых положений, предложенных комиссией, касавшихся вопросов организации высших органов гос. власти). Учитывались также авторские проекты отд. учёных и их групп. В состав Конституц. совещания входили ок. 250 членов, частично назначенных Президентом РФ, др. федеральными органами, органами субъектов РФ, а частично избранных или делегированных разл. объединениями (политич. партиями, обществ. организациями и др.). Совещание работало по 5 секциям, созданным с учётом осн. социально-политич. сил страны: секция представителей федеральных органов гос. власти, представителей органов власти субъектов РФ, представителей местного самоуправления, представителей партий и обществ. организаций, а также религ. конфессий, представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Пленарные заседания проходили по двум палатам: государственной и общественной. Были образованы также разл. экспертные группы в осн. из учёных. Конституц. совещание подготовило проект Конституции РФ («проект согласия»). Его основу составляли положения президентского проекта. На референдуме 12.12.1993 Конституция РФ была принята. В голосовании на референдуме приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие К. проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании. Поскольку по условиям референдума он считался состоявшимся при участии более половины зарегистрированных избирателей, а проект считался принятым, если за него проголосуют более половины участвующих в голосовании, результаты референдума означали, что К. принята. То обстоятельство, что в некоторых субъектах РФ в голосовании участвовало менее половины населения, а в отд. субъектах РФ голосования не проводилось, не отменяет факта её принятия: в акте о референдуме не было условий, относящихся к субъектам РФ, да и междунар. практика исходит из того, что федеральная конституция, принятая в соответствии с установленными заранее правилами, действует на территории всех субъектов, включая те, которые отклонили проект (так было при принятии К. США 1787, Основного закона Германии 1949). Конституция РФ вступила в силу со дня опубликования результатов референдума – 25.12.1993.
Конституция РФ – Основной закон Российской Федерации. Состоит из преамбулы (введения, в котором говорится о принципах жизни и целях народа) и двух разделов: первый раздел не имеет общего заголовка и состоит из 9 глав, которые делятся на статьи; второй раздел «Заключительные и переходные положения» содержит 9 пунктов, предусматривающих необходимые меры для реализации Конституции.
Первая глава К. «Основы конституционного строя» устанавливает, что Россия – суверенное, демократич., правовое, социальное, федеративное и республиканское государство, содержит принципиальные положения о человеке и его правах и свободах как высшей ценности, закрепляет принципы экономич., социальной, политич. систем и духовной жизни общества. В этой же главе К. регулирует основы института гражданства. Прекращение гражданства допускается по взаимному согласию гражданина и государства (органов, представляющих государство), лишение гражданства запрещено. В РФ возможно двойное и множественное гражданство. В сфере экономич. отношений К. устанавливает свободу экономич. деятельности, предпринимательства (в рамках закона) и свободу труда, многообразие форм собственности и их равную защиту, свободу законной конкуренции и ограничение монополистич. деятельности (возможны гос. монополии, установленные законом), единство экономич. пространства и вместе с тем свободное перемещение трудовых ресурсов, товаров, финансовых средств между субъектами РФ (таможенные барьеры на адм. границах между субъектами РФ запрещены); в сфере социальных отношений К. исходит из равноправия всех социальных слоёв общества, социального партнёрства и социальной солидарности. В области политич. отношений К. устанавливает власть народа, которая осуществляется им непосредственно (выборы, референдум и др.), а также через органы гос. власти и местного самоуправления, закрепляет гос. суверенитет, который распространяется на всю территорию РФ и на отношения РФ с др. государствами и междунар. объединениями, она устанавливает характер и форму государства – важнейшего политич. института общества, многопартийность, свободу создания обществ. объединений и их равноправие. Вместе с тем К. запрещает создание и деятельность обществ. объединений, цели и деятельность которых направлены на насильств. изменение конституц. строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруж. формирований, разжигание социальной, расовой, нац. и религ. розни. В сфере духовной жизни К. закрепляет принцип идеологич. многообразия, никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос. или обязательной. Запрещается пропаганда социальной, расовой, нац. и религ. розни.
Вторая глава К. закрепляет права и свободы человека и гражданина. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам междунар. права (см. в ст. Конституционные права граждан). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы др. лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодат. и исполнит. власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (см. Конституционные гарантии).
Третья глава К. посвящена федеративному устройству. РФ – конституционно-договорная федерация (при её переустройстве использовалась форма договора – Федеративный договор 1992, получивший закрепление в Конституции РФ). Российская Федерация состоит из равноправных субъектов РФ – республик в составе РФ, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (83 субъекта РФ на 1.7.2009). Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию, действует конституц. принцип верховенства федерального права. Российская Федерация имеет свою К., свои высшие и иные федеральные органы гос. власти, субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия, свои основные законы (конституции в республиках, уставы в др. субъектах РФ), свои законодат., исполнит. и некоторые судебные органы (мировые суды и конституционные или уставные суды). Народы субъектов РФ (их население, территориальные публичные коллективы субъектов РФ) обладают правом на самоопределение в рамках Федерации, субъекты РФ могут преобразовываться, объединяться и т. д. (всё это влечёт изменение адм.-терр. границ между субъектами РФ и может производиться только на двухсторонней основе – по соглашению Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ), но гос. суверенитетом они не обладают, права выхода из РФ не имеют. К. разграничивает предметы ведения и полномочия между РФ и её субъектами. К исключит. полномочиям РФ, например, относятся принятие и изменение федеральной К., регулирование прав и свобод человека и гражданина, оборона и безопасность, внешняя политика, федеральные энергетич. системы и др.; к совместным полномочиям (в этой сфере возможно законодательное и иное регулирование Федерации и её субъектов, но верховенство имеет федеральный закон) относятся защита прав и свобод человека и гражданина, природопользование, трудовое, административное право и т. д.; «остаточные» полномочия (за вычетом двух первых групп) относятся к исключит. ведению субъектов РФ – в этой сфере закон субъекта РФ имеет верховенство, но он должен соответствовать К. и законам РФ, иначе он является недействующим.
Четвёртая глава К. посвящена правовому статусу Президента РФ. Президент – глава государства, он представляет РФ внутри страны и в междунар. отношениях, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране гос. суверенитета, независимости и гос. целостности РФ. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти. Власть президента не относится к законодат., исполнит. или судебной ветви гос. власти, но как глава государства он участвует в осуществлении законодат. власти (право вето и др.), исполнит. власти (ему непосредственно подчинены «силовые» и некоторые др. министры и т. д.), у него есть право помилования осуждённых судом преступников и смягчения наказаний – полномочия, связанные с судебной властью. К. закрепляет обширные полномочия президента по образцу президентской республики с некоторыми элементами парламентарной (необходимость согласия нижней палаты парламента на назначение Председателя Правительства РФ, возможность вотума недоверия Правительству). Президент РФ может быть отрешён досрочно в порядке импичмента верхней палатой парламента – Советом Федерации при участии нижней палаты, которая выдвигает обвинение против президента, а также может уйти в отставку или прекратить исполнение своих полномочий по причине стойкой неспособности осуществлять их по состоянию здоровья.
В пятой главе К. говорится о парламенте – Федеральном собрании РФ, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Парламент принимает законы (обыкновенные, конституционные, законы о поправках к К.), формирует некоторые высшие органы государства и назначает некоторых высших должностных лиц, даёт согласие (Гос. дума) на назначение президентом председателя правительства (министры назначаются президентом без участия парламента). Гос. дума вправе выразить недоверие правительству (необходимы два вотума недоверия для того, чтобы президент решал вопрос об отставке правительства или о роспуске Гос. думы с назначением даты новых выборов). Федеральное собрание осуществляет также некоторые др. полномочия, типичные для парламентов.
Шестая глава К. посвящена Правительству РФ – высшему коллегиальному органу исполнит. власти РФ, состоящему из федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Гос. думы, министров президент назначает самостоятельно. Некоторые министры («силовые» и др.) подчинены только президенту (в их отношении председатель правительства и правительство в целом осуществляют лишь координирующую роль). Правительство несёт ответственность перед парламентом (возможен вотум недоверия Гос. думы) и президентом.
В седьмой главе К. говорится о судебной власти, о статусе судов и судей, о высших судах – конституционном, верховном, высшем арбитражном, о порядке их формирования, полномочиях. В этой главе говорится также о прокуратуре, которая осуществляет надзор за соблюдением К. и законов, осуществляет гос. обвинение в суде и выполняет некоторые др. функции.
Восьмая глава К. посвящена местному самоуправлению, которое обеспечивает самостоят. решение населением вопросов местного значения. Оно осуществляется в муниципальных образованиях гражданами путём референдума, выборов, др. форм прямого волеизъявления, через выборные и др. органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов гос. власти, но вместе с ними осуществляют единую публичную власть народа и сотрудничают в этом. Муниципальные образования имеют свою собственность, принимают ежегодный местный бюджет.
В заключительной, девятой главе говорится о поправках и пересмотре Конституции. В Конституции РФ предусматривается четыре способа её изменения: внесение поправок (для этого необходимы голоса 2/3 депутатов Гос. думы, 3/4 членов Совета Федерации и ратификация поправок 2/3 субъектов РФ), в результате принимается закон о поправке к конституции; включение названия нового субъекта РФ, принятого на основе добровольного присоединения или образования нового субъекта РФ (путём принятия федерального конституционного закона – 2/3 голосов депутатов Гос. думы и 3/4 членов Совета Федерации, это применялось неоднократно при объединении автономных округов с краями или областями, в состав которых они входили); изменение названия нового субъекта РФ, уже состоящего в Федерации (новое название принимается законодат. собранием субъекта РФ и включается в текст); пересмотр К. Поскольку внесение поправок в главы 1, 2 и 9 невозможно (запрещено К.), то при такой необходимости осуществляется общий пересмотр К. Он производится Конституционным собранием, которое либо подтверждает неизменность К., либо принимает новый текст К. 2/3 голосов, либо выносит его на референдум.
Второй раздел Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» регулирует порядок реализации новых положений К., действие законодательства, систему органов государства в переходный период.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Поправка к Конституции 2020
Одобренная в ходе общероссийского голосования 1.7.2020 (77,92% «за» от числа голосовавших) поправка к Конституции РФ вносит коррективы в 3–8 главы К. 1993, определяющие федеративное устройство государства и порядок формирования и полномочия публичной власти (206 изменений, что потребует пересмотра 98 федеральных законов).
В третьей главе уточнён состав территории РФ, установлена возможность создания в государственных границах федеральных территорий и расположения федеральных органов исполнительной власти не только в столице. К. провозглашены полномочия государства по защите своего суверенитета и территориальной целостности, запрет действий, направленных на отчуждение части территории, определены условия участия РФ в межгосударственных объединениях и пределы исполнения решений их органов, а также обязанности государства по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Признано правопреемство РФ в отношении СССР, в том числе на международной арене, и преемственность в развитии Российского государства. Эта преемственность выражается, в частности, в обеспечении защиты исторической правды, почитании памяти защитников Отечества, признании традиционных приоритетов государственной политики.
К исключительным полномочиям РФ дополнительно отнесены: организация публичной власти (единой системы государственной власти и местного самоуправления); установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования; федеральные программы научно-технологического развития; информационные технологии; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий и обороте цифровых данных; космическая деятельность; метрологическая служба.
Уточнён предмет совместного ведения РФ и её субъектов, к которому, в частности, добавлены: сельское хозяйство; молодёжная политика; обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья; создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; защита института брака; создание условий для достойного воспитания детей в семье и для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Государство принимает на себя гарантии в отношении устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, уважения человека труда, в том числе путём установления минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения, формирования системы пенсионного обеспечения граждан при ежегодной индексации пенсий, системы обязательного социального страхования и адресной социальной поддержки граждан при индексации социальных пособий и иных социальных выплат, защиты достоинства граждан и обеспечения сбалансированности их прав и обязанностей. Приоритетами провозглашены взаимное доверие государства и общества, экономическая, политическая и социальная солидарность, социальное партнёрство.
Конституционными нормами прямо установлены ограничения для государственных и муниципальных служащих; определены требования к высшим должностным лицам субъекта РФ, руководителям федеральных государственных органов, сенаторам, депутатам, судьям и прокурорам.
Поправки к главе четвертой К., определяющей статус Президента РФ как главы государства, дополнительно вменяют ему поддержание гражданского мира и согласия в стране, обеспечение согласованного функционирования единой системы публичной власти, общее руководство Правительством РФ и утверждение его структуры.
Уточнены полномочия Президента РФ в отношении порядка назначения и освобождения от должности Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров и руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; Председателя, заместителей Председателя и судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и других федеральных судов; Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, иных прокуроров в соответствии с федеральным законом; в отношении порядка представления кандидатур для назначения на должность Председателя Счётной палаты, его заместителя и аудиторов; в отношении формирования Государственного Совета РФ, Совета Безопасности РФ и Администрации Президента РФ.
Изменены требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента РФ, определён статус президента, прекратившего свои полномочия, а также уточнён порядок и последствия отрешения президента от должности.
В главе пятой Конституции РФ, посвящённой Федеральному Собранию, расширен перечень вопросов, находящихся в ведении парламента РФ, усилена его роль в части формирования Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти и в части осуществления парламентского контроля, предусмотрен новый подход к формированию Совета Федерации.
Члены верхней палаты парламента официально именуются сенаторами, назначаются на 6 лет. Состав Совета Федерации претерпел изменения: пожизненными сенаторами становятся бывшие президенты РФ (вправе отказаться от этих полномочий); увеличено количество представителей, назначаемых в состав Совета Федерации Президентом РФ, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно; для сенаторов устанавливается возрастной ценз (30 лет).
К обновлённому перечню полномочий Совета Федерации относятся: лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; назначение и прекращение полномочий Председателя, заместителя и судей Конституционного суда РФ, Председателя, заместителей и судей Верховного суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи и в иных случаях; назначение и прекращение полномочий Председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты; проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в стране в рамках парламентского контроля.
К уточнённым полномочиям Государственной думы отнесено: выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, заместителя главы Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов, Уполномоченного по правам человека; заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка; утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, за исключением министров «силового блока» и иностранных дел.
Изменены процедуры преодоления Федеральным собранием вето Президента РФ и роспуска Государственной думы.
В поправках к шестой главе К., определяющей статус Правительства РФ, уточняется, что исполнительная власть РФ осуществляется под общим руководством Президента РФ, а Председатель Правительства РФ несёт перед Президентом РФ персональную ответственность за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий. Уточнена процедура выражения Государственной думой недоверия Правительству РФ.
Правительству РФ вменяются дополнительные полномочия: обеспечение проведения единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды; обеспечение государственной поддержки научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие её научного потенциала; обеспечение функционирования системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, улучшение качества их жизни; поддержка институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики; поддержка добровольческой (волонтёрской) деятельности; содействие развитию предпринимательства и частной инициативы; осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным, создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
В седьмой главе, определяющей основы судебной власти и статус судов и судей, уточняются состав судебной системы РФ, включающей Конституционный суд РФ и, Верховный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировых судей субъектов РФ, полномочия, порядок образования и деятельности судов.
Конституционный суд РФ провозглашён высшим судебным органом конституционного контроля в РФ; на него, помимо функции осуществления судебной власти в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, возлагаются дополнительные полномочия, в частности проверка по запросу Президента РФ конституционности проектов законов до их подписания Президентом РФ, а также решение вопросов, связанных с исполнением решений межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции РФ.
В этой же главе говорится о Прокуратуре РФ как единой федеральной централизованной системе органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями и иные функции.
Восьмая глава К. посвящена местному самоуправлению, входящему в единую систему публичной власти и обеспечивающему самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В формировании органов местного самоуправления могут участвовать органы государственной власти. Федеральным законом могут быть установлены особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов РФ и на других территориях.
Поправка к Конституции РФ вступила в силу 4.7.2020.