Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́ТТЕРДАМ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 713-714

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова (экономика)
Роттердам. Вид района Коп-ван-Зёйд: мост Эрасмюс (1996, архитектурное бюро «UNStudio») и небоскрёб «Де Роттердам» (2009–13, архитектурное бюро ОМА). Фото Т. Р. Шабаева

РО́ТТЕРДАМ (Rotterdam), го­род в Ни­дер­лан­дах, в пров. Юж. Гол­лан­дия. Нас. 618,5 тыс. чел. (2014; вто­рой по чис­лу жи­те­лей по­сле Ам­стер­да­ма); вме­сте с го­ро­да­ми Ам­стер­дам, Гаа­га и Ут­рехт вхо­дит в ко­нур­ба­цию Ран­д­стад. Рас­по­ло­жен на обо­их бе­ре­гах сев. ру­ка­ва дель­ты р. Рейн (Ньи­ве-Ма­ас). За­щи­щён от на­вод­не­ний ком­плекс­ной сис­те­мой «Дель­та» (1950–2010-е гг.): св. 16 тыс. км дамб, мос­тов, тон­не­лей, шлю­зов и др. Глу­бо­ко­вод­ным ка­на­лом Ньи­ве-Ва­тер­вег (дли­на ок. 10 км) со­еди­нён с Се­вер­ным мо­рем. Один из ве­ду­щих транс­порт­ных уз­лов Зап. Ев­ро­пы. Ав­то­мо­биль­ными и же­лез­ны­ми до­ро­га­ми, внутр. вод­ны­ми пу­тя­ми свя­зан с го­ро­да­ми Ни­дер­лан­дов, Бель­гии, Фран­ции, Гер­ма­нии и др. Круп­ные мор. и реч­ной пор­ты (еже­год­но об­слу­жи­ва­ют­ся ок. 33 тыс. морских и св. 110 тыс. реч­ных су­дов). Па­ром­ное со­об­ще­ние с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей. Мет­ро­по­ли­тен (1968). Ли­ния ско­ро­ст­но­го трам­вая со­еди­ня­ет Р. с Гаа­гой. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Ры­бац­кое по­се­ле­ние на мес­те совр. Р. из­вест­но с 10 в. В 1260-х гг. для за­щи­ты от раз­ли­ва р. Рот­те (при­ток р. Ньи­ве-Ма­ас) по­строе­на дам­ба (от­сю­да назв. го­ро­да). В 1340 гр. Гол­лан­дии Виль­гельм IV да­ро­вал гор. при­ви­ле­гии. Строи­тель­ст­во в 1350-х гг. су­до­ход­но­го ка­на­ла, со­еди­нив­ше­го Р. с др. го­ро­да­ми Гол­лан­дии, пре­вра­ти­ло его в важ­ный тор­го­вый порт. В сред­ние ве­ка центр ло­ва сель­ди, круп­ный ре­мес­лен­ный центр (сук­но­де­лие и др.). В хо­де Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. в 1572 раз­граб­лен исп. вой­ска­ми. В 17–18 вв. ме­сто­на­хо­ж­де­ние од­ной из 6 сек­ций Ни­дерл. Ост-Инд­ской ком­па­нии (см. Ост-Инд­ские ком­па­нии). В 1847 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Гаа­гой, в 1855 с Ан­твер­пе­ном. За­вер­ше­ние в 1872 ка­на­ла Ньи­ве-Ва­тер­вег сде­ла­ло го­род од­ним из круп­ней­ших пор­тов ми­ра. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны 14.5.1940 поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен в ре­зуль­та­те герм. бом­бар­ди­ро­вок, за­тем ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми. Ос­во­бо­ж­дён со­юз­ни­ка­ми в 1945.

Сре­ди со­хра­нив­ших­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны па­мят­ни­ков Р. – позд­не­готич. ц. Св. Ла­уры (Синт-Лау­рен­скерк, Гро­те-керк; ок. 1449–1525; вос­ста­нов­ле­на в 1951–68), дом «Схи­лан­дс­хёйс» в сти­ле клас­си­циз­ма (1662–65, ар­хи­текто­ры П. Пост, Я. Лойс), кон­тор­ское зда­ние «Бе­лый дом» (1897–98, арх. В. Мо­лен­брук; выс. 45 м), Ра­ту­ша (1914–20, арх. Х. Эверс). Мн. по­строй­ки в рус­ле ни­дерл. функ­цио­на­лиз­ма («Но­во­го строи­тель­ст­ва»): та­бач­ная фаб­ри­ка «Van Nelle» (1925–31, ар­хи­тек­торы Й. А. Бринк­ман, Л. К. ван дер Влюгт; вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), ком­плек­сы до­ступ­но­го жи­лья Ауд-Ма­те­нес­се (1922–30), Киф­хук (1925–29; оба – Я. Й. П. Ауд) и др. По­сле вой­ны Р. за­страи­вал­ся по «Ба­зо­во­му пла­ну» с жё­ст­ким функ­цио­наль­ным зо­ни­ро­ва­ни­ем (1946, арх. К. ван Тра) ар­хи­тек­то­ра­ми Й. Х. ван ден Бру­ком и Я. Б. Ба­ке­мой (тор­го­вая ули­ца Лейн­бан, 1953, и др.), Х. А. Мас­кан­том (адм. зда­ние «Грот­хан­делс­ге­бау», 1953; смот­ро­вая баш­ня Эро­маст, 1960, и пр.) и др.; во­круг цен­тра с офис­ной за­строй­кой по­вы­шен­ной этаж­но­сти соз­да­ва­лись жи­лые рай­оны и го­ро­да-спут­ни­ки. Сре­ди со­ору­же­ний кон. 20 – нач. 21 вв.: Му­сём­парк (1994, ар­хит. бю­ро ОМА), со­еди­няю­щий Бой­ман­са – ван Бё­нин­ге­на му­зей, «Кунст­хал» (1992, ОМА) и др. му­зеи, рай­он не­бо­скрё­бов Коп-ван-Зёйд («Мон­те­ви­део», 2003–05, ар­хит. бю­ро «Mecanoo»; «Маа­сто­рен», 2010, ар­хит. бю­ро «Dam & Partners», выс. 165 м, са­мое вы­со­кое зда­ние Ни­дер­лан­дов; «Де Рот­тер­дам», 2009–13, ОМА, и др.), рынок «Марк­т­хал» (2014, ар­хит. бю­ро MVRDV). Сре­ди мос­тов – подъ­ём­ный Де-Хеф (1924–1927, инж. П. Йо­стинг), ван­то­вый Эрас­мюс (1996, ар­хит. бю­ро «UNStudio»). Мо­ну­мент «Раз­ру­шен­ный го­род» (1953, скульп­тор О. Цад­кин).

Р. – важ­ный нац. центр нау­ки, об­разо­ва­ния и куль­ту­ры. Ун-ты: Эраз­ма в Рот­тер­да­ме (1973), при­клад­ных на­ук (1988). Ака­де­мия им. В. де Ко­нин­га (1781). Выс­шая шко­ла ис­кусств (2000; в её со­ста­ве – Рот­тер­дам­ская конс.). Ин-ты: Ни­дерл. ар­хи­тек­тур­ный (1988; в Р. – с 1993; с му­зе­ем, ар­хи­вом и б-кой), Ни­дерл. на­ви­га­ции. Б-ки: му­ни­ци­паль­ная (1604), гор. (1859). Му­ни­ци­паль­ные ар­хи­вы (1857). Му­зеи: мор­ской (1874), эт­но­гра­фич. (1883), ес­теств. ис­то­рии (1927), ис­то­рич. и др. Те­ат­ры: «Ста­рый Лук­сор» (1917, дра­ма, му­зы­ка, та­нец), «Рот­тер­дам­се Сха­ув­бург» (1988, муль­ти­жан­ро­вый), «Но­вый Лук­сор» (2001, дра­ма, му­зы­ка, та­нец). Ме­ж­ду­нар. ки­но­фес­ти­валь (с 1972, еже­год­ный). Рот­тер­дам­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1918).

Один из круп­ных спор­тив­ных цен­тров стра­ны. Фут­боль­ный клуб «Фей­е­норд» (1908) – 14-крат­ный чем­пи­он Ни­дер­лан­дов (1924–99) и 11-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка стра­ны (1930–2008), по­бе­ди­тель Куб­ка Ев­роп. чем­пио­нов (1970) и Куб­ка УЕФА (1974, 2002); при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Де Кюйп» (св. 51 тыс. мест). С 1972 во Двор­це спор­та «Ахой Рот­тер­дам» (14 тыс. мест) еже­год­но про­во­дят­ся тен­нис­ные муж­ские проф. тур­ни­ры; с 1981 – Рот­тер­дам­ский ма­ра­фон.

В нач. 2010-х гг. в эко­но­ми­ке Р. рез­ко до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то св. 80% ра­бо­таю­щих, в т. ч. ок. 20% – в сек­то­ре ком­мерч. и кон­сал­тин­го­вых ус­луг, ок. 16% – в тор­гов­ле, ок. 12% – в здра­во­охра­не­нии и со­ци­аль­ном обес­пе­че­нии, св. 10% – в транс­порт­но-ло­ги­стич. сфе­ре, св. 5% – в адм. сек­то­ре, св. 5% – в об­ра­зо­ва­нии).

Р. – важ­ный ло­ги­стич. и тор­го­вый центр на ба­зе пор­то­во­го ком­плек­са (даль­ней­шее раз­ви­тие свя­за­но с на­ра­щи­ва­ни­ем ло­ги­стич. и сти­ви­дор­ных мощ­но­стей). По гру­зо­обо­ро­ту (ок. 440 млн. т в 2013) мор. порт Р. за­ни­ма­ет 1-е ме­сто в Ев­ро­пе и вхо­дит в де­сят­ку круп­ней­ших мор. пор­тов ми­ра. Порт Р. – один из важ­ней­ших цен­тров вво­за на­лив­ных и на­сып­ных гру­зов в ре­ги­он. Че­рез не­го про­хо­дит б. ч. гру­зо­пе­ре­во­зок Ни­дер­лан­дов, а так­же пром. рай­онов Гер­ма­нии, Швей­ца­рии, Бель­гии и Фран­ции. Вво­зят­ся: нефть и неф­те­про­дук­ты (ок. 30%), ру­ды чёр­ных и цвет­ных ме­тал­лов, уголь, зер­но­вые и др. Вы­во­зят­ся: неф­те­про­дук­ты, ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние, су­да и др. Рас­тёт до­ля кон­тей­нер­ных гру­зов (бо­лее 11 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ в 2013 – 11-е ме­сто сре­ди мор. пор­тов ми­ра). Зна­чит. часть тер­ри­то­рии пор­та (пл. св. 10 га) ис­кус­ст­вен­но на­мы­та, в т. ч. «Ев­ро­порт» – спе­циа­ли­зир. порт по при­ёму круп­но­тон­наж­ных тан­ке­ров (об­слу­жи­ва­ет НПЗ, пред­при­ятия тя­жё­лой пром-сти; вклю­ча­ет пор­то­во-пром. зо­ну Ма­асв­лак­те). На тер­ри­то­рии пор­та рас­по­ло­же­ны су­до­строит. и су­до­ре­монт­ные пред­при­ятия (8 су­хих и 25 пла­ву­чих до­ков); элек­тро­стан­ции, оп­то­вые ба­зы и рас­пре­де­лит. цен­тры (ком­па­нии «Reebok», DHL и др.). Ры­бо­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия. Па­ром­ные тер­ми­на­лы («P&O Ferries», «DFDS Seaways» и др.).

Р. – важ­ный де­ло­вой центр Ев­ро­пы; здесь рас­по­ло­же­ны штаб-квар­ти­ры ря­да круп­ных ме­ж­ду­нар. ком­па­ний (в т. ч. «Unilever», «Mittal Steel» – под­раз­де­ле­ния «ArcelorMittal»); пред­ста­ви­тель­ст­ва кон­сал­тин­го­вых и ау­ди­тор­ских фирм («Ernst & Young», «Pricewaterhouse Coopers» и др.). Ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся по­зна­ват. ту­ризм (один из осн. объ­ек­тов – мор. порт).

Пром-сть Р. (ок. 13% за­ня­тых) ба­зи­ру­ет­ся в осн. на при­воз­ном сы­рье. Р. – один из ве­ду­щих в Зап. Ев­ро­пе цен­тров неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей и неф­те­хи­мич. пром-сти (2 НПЗ; пред­при­ятия ком­па­ний «ExxonMobil», BP, «Lyon­dellBasell», «Royal Dutch Shell» и др.). Ряд про­из­водств ори­ен­ти­ро­ван на об­слу­жи­ва­ние то­п­лив­но-энер­ге­тич. и хи­мич. от­рас­лей (про­из-во спец. тан­ке­ров, кон­тей­не­ров, тру­бо­про­во­дов и др.).

Ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся кла­стер вы­со­ких тех­но­ло­гий [ИТ; био- и мед. (на ба­зе мед. цен­тра при ун-те Эраз­ма в Рот­тер­да­ме, св. 12 тыс. за­ня­тых), ау­дио­ви­зу­аль­ные, ме­дий­ные тех­но­ло­гии]. Важ­ную роль в эко­но­ми­ке иг­ра­ет креа­тив­ная инду­ст­рия (пром. и тех­нич. ар­хи­тек­ту­ра и ди­зайн).

Лит.: Кра­ше­нин­ни­ко­ва Н. Л. Рот­тер­дам. Л., 1981; Groenendijk P. Architectuurgids Rotterdam. Rotterdam, 2007.

Вернуться к началу