РО́ТТЕРДАМ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́ТТЕРДАМ (Rotterdam), город в Нидерландах, в пров. Юж. Голландия. Нас. 618,5 тыс. чел. (2014; второй по числу жителей после Амстердама); вместе с городами Амстердам, Гаага и Утрехт входит в конурбацию Рандстад. Расположен на обоих берегах сев. рукава дельты р. Рейн (Ньиве-Маас). Защищён от наводнений комплексной системой «Дельта» (1950–2010-е гг.): св. 16 тыс. км дамб, мостов, тоннелей, шлюзов и др. Глубоководным каналом Ньиве-Ватервег (длина ок. 10 км) соединён с Северным морем. Один из ведущих транспортных узлов Зап. Европы. Автомобильными и железными дорогами, внутр. водными путями связан с городами Нидерландов, Бельгии, Франции, Германии и др. Крупные мор. и речной порты (ежегодно обслуживаются ок. 33 тыс. морских и св. 110 тыс. речных судов). Паромное сообщение с Великобританией. Метрополитен (1968). Линия скоростного трамвая соединяет Р. с Гаагой. Междунар. аэропорт.
Рыбацкое поселение на месте совр. Р. известно с 10 в. В 1260-х гг. для защиты от разлива р. Ротте (приток р. Ньиве-Маас) построена дамба (отсюда назв. города). В 1340 гр. Голландии Вильгельм IV даровал гор. привилегии. Строительство в 1350-х гг. судоходного канала, соединившего Р. с др. городами Голландии, превратило его в важный торговый порт. В средние века центр лова сельди, крупный ремесленный центр (сукноделие и др.). В ходе Нидерландской революции 16 в. в 1572 разграблен исп. войсками. В 17–18 вв. местонахождение одной из 6 секций Нидерл. Ост-Индской компании (см. Ост-Индские компании). В 1847 соединён железной дорогой с Гаагой, в 1855 с Антверпеном. Завершение в 1872 канала Ньиве-Ватервег сделало город одним из крупнейших портов мира. Во время 2-й мировой войны 14.5.1940 почти полностью разрушен в результате герм. бомбардировок, затем оккупирован герм. войсками. Освобождён союзниками в 1945.
Среди сохранившихся после 2-й мировой войны памятников Р. – позднеготич. ц. Св. Лауры (Синт-Лауренскерк, Гроте-керк; ок. 1449–1525; восстановлена в 1951–68), дом «Схиландсхёйс» в стиле классицизма (1662–65, архитекторы П. Пост, Я. Лойс), конторское здание «Белый дом» (1897–98, арх. В. Моленбрук; выс. 45 м), Ратуша (1914–20, арх. Х. Эверс). Мн. постройки в русле нидерл. функционализма («Нового строительства»): табачная фабрика «Van Nelle» (1925–31, архитекторы Й. А. Бринкман, Л. К. ван дер Влюгт; включена в список Всемирного наследия), комплексы доступного жилья Ауд-Матенессе (1922–30), Кифхук (1925–29; оба – Я. Й. П. Ауд) и др. После войны Р. застраивался по «Базовому плану» с жёстким функциональным зонированием (1946, арх. К. ван Тра) архитекторами Й. Х. ван ден Бруком и Я. Б. Бакемой (торговая улица Лейнбан, 1953, и др.), Х. А. Маскантом (адм. здание «Гротханделсгебау», 1953; смотровая башня Эромаст, 1960, и пр.) и др.; вокруг центра с офисной застройкой повышенной этажности создавались жилые районы и города-спутники. Среди сооружений кон. 20 – нач. 21 вв.: Мусёмпарк (1994, архит. бюро ОМА), соединяющий Бойманса – ван Бёнингена музей, «Кунстхал» (1992, ОМА) и др. музеи, район небоскрёбов Коп-ван-Зёйд («Монтевидео», 2003–05, архит. бюро «Mecanoo»; «Маасторен», 2010, архит. бюро «Dam & Partners», выс. 165 м, самое высокое здание Нидерландов; «Де Роттердам», 2009–13, ОМА, и др.), рынок «Марктхал» (2014, архит. бюро MVRDV). Среди мостов – подъёмный Де-Хеф (1924–1927, инж. П. Йостинг), вантовый Эрасмюс (1996, архит. бюро «UNStudio»). Монумент «Разрушенный город» (1953, скульптор О. Цадкин).
Р. – важный нац. центр науки, образования и культуры. Ун-ты: Эразма в Роттердаме (1973), прикладных наук (1988). Академия им. В. де Конинга (1781). Высшая школа искусств (2000; в её составе – Роттердамская конс.). Ин-ты: Нидерл. архитектурный (1988; в Р. – с 1993; с музеем, архивом и б-кой), Нидерл. навигации. Б-ки: муниципальная (1604), гор. (1859). Муниципальные архивы (1857). Музеи: морской (1874), этнографич. (1883), естеств. истории (1927), историч. и др. Театры: «Старый Луксор» (1917, драма, музыка, танец), «Роттердамсе Схаувбург» (1988, мультижанровый), «Новый Луксор» (2001, драма, музыка, танец). Междунар. кинофестиваль (с 1972, ежегодный). Роттердамский филармонич. оркестр (1918).
Один из крупных спортивных центров страны. Футбольный клуб «Фейенорд» (1908) – 14-кратный чемпион Нидерландов (1924–99) и 11-кратный обладатель Кубка страны (1930–2008), победитель Кубка Европ. чемпионов (1970) и Кубка УЕФА (1974, 2002); принимает соперников на стадионе «Де Кюйп» (св. 51 тыс. мест). С 1972 во Дворце спорта «Ахой Роттердам» (14 тыс. мест) ежегодно проводятся теннисные мужские проф. турниры; с 1981 – Роттердамский марафон.
В нач. 2010-х гг. в экономике Р. резко доминирует сфера услуг (занято св. 80% работающих, в т. ч. ок. 20% – в секторе коммерч. и консалтинговых услуг, ок. 16% – в торговле, ок. 12% – в здравоохранении и социальном обеспечении, св. 10% – в транспортно-логистич. сфере, св. 5% – в адм. секторе, св. 5% – в образовании).
Р. – важный логистич. и торговый центр на базе портового комплекса (дальнейшее развитие связано с наращиванием логистич. и стивидорных мощностей). По грузообороту (ок. 440 млн. т в 2013) мор. порт Р. занимает 1-е место в Европе и входит в десятку крупнейших мор. портов мира. Порт Р. – один из важнейших центров ввоза наливных и насыпных грузов в регион. Через него проходит б. ч. грузоперевозок Нидерландов, а также пром. районов Германии, Швейцарии, Бельгии и Франции. Ввозятся: нефть и нефтепродукты (ок. 30%), руды чёрных и цветных металлов, уголь, зерновые и др. Вывозятся: нефтепродукты, машины и оборудование, суда и др. Растёт доля контейнерных грузов (более 11 млн. контейнеров ДФЭ в 2013 – 11-е место среди мор. портов мира). Значит. часть территории порта (пл. св. 10 га) искусственно намыта, в т. ч. «Европорт» – специализир. порт по приёму крупнотоннажных танкеров (обслуживает НПЗ, предприятия тяжёлой пром-сти; включает портово-пром. зону Маасвлакте). На территории порта расположены судостроит. и судоремонтные предприятия (8 сухих и 25 плавучих доков); электростанции, оптовые базы и распределит. центры (компании «Reebok», DHL и др.). Рыбоперерабатывающие предприятия. Паромные терминалы («P&O Ferries», «DFDS Seaways» и др.).
Р. – важный деловой центр Европы; здесь расположены штаб-квартиры ряда крупных междунар. компаний (в т. ч. «Unilever», «Mittal Steel» – подразделения «ArcelorMittal»); представительства консалтинговых и аудиторских фирм («Ernst & Young», «Pricewaterhouse Coopers» и др.). Активно развивается познават. туризм (один из осн. объектов – мор. порт).
Пром-сть Р. (ок. 13% занятых) базируется в осн. на привозном сырье. Р. – один из ведущих в Зап. Европе центров нефтеперерабатывающей и нефтехимич. пром-сти (2 НПЗ; предприятия компаний «ExxonMobil», BP, «LyondellBasell», «Royal Dutch Shell» и др.). Ряд производств ориентирован на обслуживание топливно-энергетич. и химич. отраслей (произ-во спец. танкеров, контейнеров, трубопроводов и др.).
Активно развивается кластер высоких технологий [ИТ; био- и мед. (на базе мед. центра при ун-те Эразма в Роттердаме, св. 12 тыс. занятых), аудиовизуальные, медийные технологии]. Важную роль в экономике играет креативная индустрия (пром. и технич. архитектура и дизайн).