Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНТЕВИДЕ́О

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 63-65

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Соловьёв

МОНТЕВИДЕ́О (Montevideo), сто­ли­ца Уру­г­вая, адм. центр деп-та Мон­те­ви­део. Нас. 1,34 млн. чел. (2012, ок. 40% нас. стра­ны), в пре­де­лах гор. аг­ло­ме­ра­ции (вклю­ча­ет го­ро­да Ла-Пас, Лас-Пьед­рас, Сью­дад-де-ла-Кос­та и др.) св. 1,95 млн. чел. Рас­по­ло­жен на юге Уруг­вая, на сев. по­бе­ре­жье зал. Ла-Пла­та Ат­лан­ти­че­ско­го ок., во­круг бух­ты Мон­те­ви­део. Круп­ней­ший транс­порт­ный центр стра­ны. От М. ра­ди­аль­но рас­хо­дят­ся гл. ж.-д. и ав­то­мо­биль­ные ма­ги­ст­ра­ли; осн. на­прав­ле­ния – на се­вер и вос­ток (к гра­ни­це с Бра­зи­ли­ей), за­пад (к гра­ни­це с Ар­ген­ти­ной). Ав­то­ма­ги­ст­ра­ли про­ло­же­ны вдоль по­бере­жья зал. Ла-Пла­та к за­па­ду (на Ко­ло­ния-дель-Са­кра­мен­то) и вос­то­ку (на Маль­до­на­до – Ла-Бар­ра) от М. Мор. порт (на вост. бе­ре­гу бух­ты Мон­те­ви­део). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Кар­ра­ско (в вост. час­ти го­ро­да).

Монтевидео. Панорама города. Фото А. С. Наумова

От­ст­ро­ен ис­пан­ца­ми в 1724–30 как кре­пость, ох­ра­няв­шая вход в зал. Ла-Пла­та. Впо­след­ст­вии гл. тор­го­вый го­род пров. Вост. Бе­рег в со­ста­ве исп. гу­бер­на­тор­ст­ва (с 1776 ви­це-ко­ро­лев­ст­ва) Рио-де-Ла-Пла­та. В 1777 ок­ку­пи­ро­ван Пор­ту­га­ли­ей, в февр. – сент. 1807 – Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей. В пе­ри­од Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Ла­тин­ской Аме­ри­ке в 1814 ос­во­бо­ж­дён от вла­сти ис­пан­цев. В 1816 за­хва­чен пор­ту­га­ло-браз. ин­тер­вен­та­ми, до 1828 вхо­дил в со­став Бра­зи­лии. С авг. 1828 сто­ли­ца не­за­ви­си­мо­го Уруг­вая. В хо­де т. н. Ве­ли­кой вой­ны 1839–1851 оса­ж­дён (в 1843–51) вой­ска­ми ар­гент. дик­та­то­ра Х. М. де Ро­са­са; в обо­ро­не го­рода до 1848 уча­ст­во­вал Дж. Га­ри­баль­ди. В кон. 19 – нач. 20 вв. ак­тив­но за­се­лял­ся вы­ход­ца­ми из Зап. Ев­ро­пы, гл. обр. Ис­па­нии и Ита­лии. Центр ра­бо­че­го дви­же­ния, в го­ды дик­та­ту­ры Г. Тер­ры (1933–38) и во­ен. ре­жи­ма (1976–84) – дви­же­ния за де­мо­кра­ти­за­цию по­ли­тич. сис­те­мы стра­ны.

Исп. фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ния 18 в. ра­зо­бра­ны в 1830–50-е гг.; со­хра­ни­лись ос­тат­ки бас­тио­на Ку­бо-дель-Сур на по­бе­ре­жье зал. Ла-Пла­та (1760, инж. Ф. Р. Кар­до­со; пе­ре­страи­вал­ся в 1789 и в 1808–12). В зап. час­ти бух­ты на хол­ме Мон­те­ви­део рас­по­ло­же­ны ма­як (1799–1802) и кре­пость (1801–09; с 1939 Му­зей ген. Ар­ти­га­са). Совр. М. – круп­ный го­род с хо­ро­шо вы­ра­жен­ной ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой кон. 18 – нач. 19 вв., ос­лож­нён­ной ося­ми аве­нид и буль­ва­ров (про­ло­же­ны пре­им. в 1-й пол. 20 в.), ко­то­рые ори­ен­ти­ро­ва­ны от по­бе­ре­жья к цен­тру и при­го­ро­дам. Го­род фор­ми­ро­вал­ся во­круг бух­ты М., его ис­то­рич. центр (рай­оны Сью­дад-Вье­ха, Сен­тро) с со­хра­нив­ши­ми­ся эле­мен­та­ми ко­ло­ни­аль­ной за­строй­ки кон. 18 – нач. 19 вв. на­хо­дит­ся в при­пор­то­вой час­ти. К бо­лее позд­не­му вре­ме­ни от­но­сят­ся рай­оны Ла-Агуа­да, Пра­до и др., по­лу­кру­гом рас­по­ло­жен­ные вдоль бух­ты М. и за­стро­ен­ные фе­ше­не­бель­ны­ми особ­ня­ка­ми.

Монтевидео. Паласио-Сальвона площади Пласа-Индепенденсия. 1922–28. Архитектор М. Паланти.

В ис­то­рич. цен­тре рас­по­ло­же­ны пло­ща­ди Пла­са-де-ла-Кон­сти­тусь­он (пер­во­на­чаль­ный план П. Миль­я­на, 1726) с ка­фед­раль­ным со­бо­ром Мет­ро­по­ли­та­на (или ц. Не­по­роч­но­го за­ча­тия, 1792–1804) в сти­ле клас­си­циз­ма с эле­мен­та­ми ба­рок­ко и Пла­са-Са­ба­ла (Э. Ан­д­ре, 1878–1890) с брон­зо­вым па­мят­ни­ком ос­но­ва­те­лю М. – Б. М. де Са­ба­ла (1931, скульп­тор Л. Ко­уль­яут Ва­ле­ра, арх. П. Му­гу­ру­са Ота­ньо). Сре­ди по­стро­ек кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. в сти­ле клас­си­циз­ма – зда­ние Ка­са-де-Ла­валь­е­ха (1780-е гг.), ча­сов­ня Ла-Ка­ри­дад (1798–1807, арх. М. Эс­те­вес), Ра­ту­ша (1804–11, исп. арх. Х. То­ри­бьо, за­кон­че­на в 1869; с 1958 Му­ни­ци­паль­ный ис­то­рич. му­зей и ар­хив). Б. ч. па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры М. от­но­сит­ся к «рес­пуб­ли­кан­ско­му» пе­рио­ду и пред­став­ля­ет сти­ли от позд­не­го клас­си­циз­ма, ис­то­ри­че­ских сти­лей до ар де­ко: жи­лой дом се­мьи Мон­те­ро (1831, То­ри­бьо), зда­ние те­ат­ра «Со­лис» (1842–1856, ар­хи­тек­то­ры К. Цук­ки, К. Се­зар; бо­ко­вые фли­ге­ли 1868, арх. В. Ра­бю), ц. Св. Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го (1865–70, Ра­бю; ко­ло­коль­ня – 1895); па­ла­сио (двор­цы) – Бук­са­рео (1884, арх. Л. Ан­д­ре­о­ни, ны­не по­соль­ст­во Фран­ции), Сан­тос (1886, арх. Х. А. Ка­пур­ро), Ури­ар­те-де-Эбер (1896–97, арх. А. Мас­суэ; ны­не Му­зей га­у­чо и ну­миз­ма­ти­ки), Эс­те­вес (кон. 19 в., Ка­пур­ро), Та­ран­ко (нач. 20 в., франц. ар­хи­тек­то­ры Ш. Жи­ро и Ж. Л. Шиф­фло; ны­не Му­зей де­ко­ра­тив­но­го иск-ва) и Ун-та Рес­пуб­ли­ки (1911, ар­хи­тек­то­ры Х. М. Ауб­ри­от и С. Хе­ра­нио); бан­ки – Banco Inglés (1888–90, Ан­д­ре­о­ни), Banco Inglés de Rio de Jane­iro (1890, арх. П. Ипа­та) и Banco de la República Oriental del Uruguay (1926–1938, ар­хи­тек­то­ры Дж. Вель­тро­ни и Р. Ле­ре­на Асе­ве­до); ж.-д. во­кзал (1893–1897, Ан­д­ре­о­ни), ба­зи­ли­ка Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-дель-Кар­мен (1891, арх. Э. Ту­ри­ни, фа­сад – 1930), зда­ние «Ате­нео де Мон­те­ви­део» (1897–1900, арх. Х. М. Кла­рет и др., ак­то­вый зал – 1916), цер­ковь еван­ге­ли­стов-ме­то­ди­стов в сти­ле нео­го­ти­ки (1903, арх. А. Шоу), гос­ти­ни­ца «Ко­лон» в сти­ле мо­дерн (1907–10, арх. Х. Ми­ран­де, ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 2002–04 по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ров Г. Го­ме­са Пла­те­ро, Р. Аль­бер­ти и др.), пар­ла­мент (1908–1925, ар­хи­тек­то­ры В. Меа­но, Х. Вас­кес Ва­ре­ла, де­кор – Г. Мо­рет­ти), Ин-т А. Вас­ке­са Асе­ве­до (1911, арх. А. Джонс Бра­ун) и др.

В 1920–30-х гг. в М. на­чи­на­ет­ся воз­ве­де­ние мно­го­этаж­ных зда­ний [напр., зда­ние Па­ла­сио-Саль­во в сти­ле ар де­ко с эле­мен­та­ми эк­лек­ти­ки (1922–28, итал. арх. М. Па­лан­ти) бы­ло до 1935 са­мым вы­со­ким зда­ни­ем Юж. Аме­ри­ки]. Сре­ди др. по­стро­ек – мно­го­функ­цио­наль­ное зда­ние «Ла­пи­до» (или Па­ла­сио-де-ла-Три­бу­на-По­пу­лар, 1929–33, арх. Х. М. Ауб­ри­от) в ду­хе функ­цио­на­лиз­ма; нац. та­мож­ня (арх. Х. Эр­ран), «Jockey Club» (арх. Ж. Кар­ре, оба – 1920-е гг.), па­ла­сио – Бра­се­рас (1920-е гг., арх. К. Гар­дель), Мон­те­ро (1925, арх. А. Три­го), Рекс (Са­ла-Си­тар­ро­са; 1927, арх. А. Джонс Бра­ун), Чиа­ри­но (1928, ар­хи­тек­то­ры А. Чиа­ри­но и Б. Три­ай), Ри­наль­ди (1929, ар­хи­тек­то­ры А. Исо­ла и Г. Ар­мас) и Ди­ас (1929, ар­хи­тек­то­ры Г. Вас­кес Барь­е­ре и Р. Руа­но); зда­ние «Кон­фи­те­рия Ла Аме­ри­ка­на» в рус­ле функ­цио­на­лиз­ма (1937, ар­хи­тек­то­ры Э. Кар­ло­ма­ньо, А. Бо­уса и Э. Гон­са­лес Фру­нис); Нац. б-ка (1930-е гг., арх. Л. Крес­пи); Ин-т ги­гие­ны (1933–51, арх. К. Сур­ра­ко).

Сре­ди по­стро­ек 2-й пол. 20 в.: зда­ние «Ла Проа» (1987–90), жи­лой дом «Яка­ре» (1987–94, оба – ар­хи­тек­то­ры Х. Бас­тар­ри­ка, А. де Фер­ра­ри и др.), Дво­рец пра­во­су­дия в рус­ле по­стмо­дер­низ­ма (1989–92, ар­хи­тек­то­ры К. Ба­рань­я­но, Дж. Блюм­штейн, Дж. Фер­стер и др.), тор­го­вый дом «Merlinsky y Syrowicz» (1955, арх. И. Аро­сте­ги); Кре­дит­ный банк (1956–61, ар­хи­тек­то­ры Х. А. Ри­ус и Л. Вайя), зда­ния ком­па­нии ANCAP (1945–48, ар­хи­тек­то­ры Р. Ло­рен­те Эс­ку­де­ро и Р. Ва­лет­ти), «José Artigas» (1995, ар­хи­тек­то­ры Х. Х. Ка­саль Рок­ко и Х. К. Ор­те­га). Со 2-й пол. 20 в. ве­дёт­ся ак­тив­ное строи­тель­ст­во не­бо­скрё­бов, в т. ч. в фор­мах хай-те­ка – ком­плекс зда­ний Ме­ж­ду­нар. тор­го­во­го цен­тра (1992–2009, ар­хи­тек­то­ры И. Син­гер, Э. Ки­мель­ман, Д. Р. Флом, ар­хит. бю­ро «Flom Ar­quitectos»), «Тор­ре дель Гау­чо» (1995, арх. В. Пин­тос Рис­со) и «Тор­ре де Ан­тель» (или «Тор­ре де лас Те­ле­ко­му­ни­кась­о­нес», 2003, арх. К. Отт и ар­хит. бю­ро «Stiler S. A.»; выс. ок. 158 м).

Сре­ди па­мят­ни­ков М. – ко­лон­на Ми­ра (1867, скульп­тор Х. Ли­ви); «Гау­чо» (1922–27, скульп­тор Х. Л. Сор­ри­лья де Сан-Мар­тин); Дж. Га­ри­баль­ди (1933, скульп­тор Х. Д’Ань­ельо); Х. Ар­ти­га­су (1913–23, скульп­тор А. Дза­нел­ли); Х. Бат­лье-и-Ор­донь­е­су (1980, скульп­тор Ф. Моль­ер де Берг).

М. – круп­ней­ший на­уч. и об­ра­зо­ват. центр Уруг­вая. Нац. ака­де­мия лит-ры (1943), Нац. инж. ака­де­мия (1965), Нац. ака­де­мия ме­ди­ци­ны (1976), Нац. ака­де­мия на­ук (2009), Нац. агент­ст­во по ис­сле­до­ва­ни­ям и ин­но­ва­ци­ям (1961). Сре­ди ве­ду­щих н.-и. уч­ре­ж­де­ний: Ин-т ис­то­рии и гео­гра­фии (1883), Ин-т Пас­те­ра (2003; ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти био­хи­мии, био­фи­зи­ки и кри­стал­ло­гра­фии бел­ков, био­ин­фор­ма­ти­ки, мо­ле­ку­ляр­ной био­ло­гии), Ин-т био­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний им. Кле­мен­те Эс­таб­ле (1927; ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ней­ро­био­ло­гии, ге­не­ти­ки, мо­ле­ку­ляр­ной био­ло­гии и мик­ро­био­ло­гии), Тех­но­ло­гич. ла­бо­ра­то­рия Уруг­вая [LATU, 1965; в со­став ин-та по­ми­мо н.-и. ла­бо­ра­то­рий вхо­дят вы­ста­воч­ный ком­плекс (один из круп­ней­ших в стра­не), Му­зей «Эс­па­сио Сьен­сия», тех­но­ло­гич. парк], Центр ядер­ных ис­сле­до­ва­ний (1965), Нац. ин-т с.-х. ис­сле­до­ва­ний (1914; штаб-квар­ти­ра в М., в его со­ста­ве 5 н.-и. стан­ций в др. про­вин­ци­ях стра­ны). Ун-т Рес­пуб­ли­ки (1849; круп­ней­ший об­ра­зо­ват. и н.-и. центр Уруг­вая, св. 81 тыс. сту­ден­тов в 2007), Ун-т тру­да (1878, совр. назв. с 1942; объ­е­ди­ня­ет проф.-тех­нич. учеб­ные за­ве­де­ния не толь­ко в М., но и в др. го­ро­дах стра­ны); сре­ди не­го­су­дар­ст­вен­ных ву­зов – Ка­то­лич. ун-т Уруг­вая «Да­ма­со Ан­то­нио Лар­рань­я­га» (1985), Ун-т М. (1986, совр. назв. с 1997), Ав­то­ном­ный ин-т Юга. Нац. б-ка Уругвая (1815). Му­зеи: Нац. му­зей ес­теств. ис­то­рии и ан­тро­по­ло­гии (1837), пе­да­го­гич. «Хо­се Пед­ро Ва­ре­ла» (1889), Нац. ис­то­ри­че­ский (1900), му­ни­ци­паль­ный ху­дож. «Ху­ан Ма­ну­эль Бла­нес» (1930), ху­дож. «Тор­рес Гар­сия» (1949), зоо­ло­гич. «Да­ма­со Ан­то­нио Лар­рань­я­га» (1956), де­ко­ра­тив­но­го иск-ва (1972), до­ко­лум­бо­ва и ко­ло­ни­аль­но­го иск-ва (2004), кар­на­ва­ла (2006), а так­же му­зеи ис­то­рии ис­кусств, ин­дей­ско­го иск-ва, ви­зу­аль­ных ис­кусств, совр. иск-ва и др. Му­ни­ци­паль­ный ис­то­рич. му­зей и ар­хив (1915), Му­ни­ци­паль­ный центр фо­то­гра­фии (2002). Те­атр «Со­лис» (1856; опе­ры, ба­ле­ты, кон­цер­ты, дра­ма­тич. по­ста­нов­ки). Ор­ке­ст­ры: ра­дио и те­ле­ви­де­ния (OSSODRE, 1931), фи­лар­мо­ни­че­ский (1959; до 1992 Му­ни­ци­паль­ный ор­кестр М.). Выс­шая шко­ла му­зы­ки (1974).

Круп­ней­шие со­рев­но­ва­ния про­во­дят­ся на ста­дио­не «Сен­те­на­рио» (1929–30; св. 66 тыс. мест); в 1930 здесь со­стоя­лись мат­чи пер­во­го чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу, в т. ч. фи­наль­ный – Уруг­вай – Ар­ген­тина. На том же ста­дио­не вы­сту­па­ет фут­боль­ный клуб «Пень­я­роль» (ос­но­ван в 1891), 48-крат­ный чем­пи­он стра­ны (1900–2010), 5-крат­ный по­бе­ди­тель Ли­бер­та­до­рес Куб­ка (1960–87). Фут­боль­ный клуб «Нась­о­наль» (1899) 43 раза по­бе­ж­дал в нац. чем­пио­на­тах (1902–2011), три­ж­ды вы­иг­ры­вал Ку­бок Ли­бер­та­до­рес (1971, 1980, 1988); вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Гран Пар­ке Сен­траль» (22 тыс. мест). Др. из­вест­ные фут­боль­ные клу­бы – «Сен­траль Эс­пань­оль» (1905), «Ра­синг» (1919), «Бе­лья Вис­та» (1920).

В гор. эко­но­ми­ке до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг. М. – круп­ней­ший центр де­ло­вой и фи­нан­со­вой ак­тив­но­сти (в сфе­ре ока­за­ния фи­нан­со­вых ус­луг и круп­но­го пром. про­из­вод­ст­ва вы­со­ка до­ля гос. ком­па­ний). Штаб-квар­ти­ры Banco Central del Uruguay (Центр. банк Уруг­вая) и круп­ней­ших гос. бан­ков стра­ны (Banco de Se­guros del Estado, Banco de la Repúb­lica Oriental del Uruguay, Banco Hipo­teca­rio del Uruguay), пред­ста­ви­тель­ст­ва иностр. бан­ков, стра­хо­вых ком­па­ний, Фон­до­вая бир­жа М. (1867). В го­ро­де раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ры ве­ду­щих гос. ком­па­ний, в т. ч. ANCAP (пе­ре­ра­бот­ка неф­ти, про­из-во ал­ко­голь­ных на­пит­ков, це­мен­та), ANTEL (те­ле­ком­му­ни­ка­ции, мо­биль­ная связь), AFE (ж.-д. пе­ре­воз­ки), UTE (про­из-во и рас­пре­де­ле­ние элек­тро­энер­гии) и др. Ча­ст­ный ка­пи­тал пред­став­лен гл. обр. в сек­то­ре ло­ги­сти­че­ских (дат­ская «Maersk», уругв. «Que­rol», «Transcargo» и др.), кон­сал­тин­го­вых, креа­тив­ных и ин­но­ва­ци­он­ных ус­луг, а так­же мел­ко­го и сред­не­го пром. про­из-ва. Важ­ны­ми от­рас­ля­ми сфе­ры ус­луг яв­ля­ют­ся сек­тор гос. управ­ле­ния (свя­зан с адм.-по­ли­тич. функ­ция­ми сто­ли­цы), нау­ка и об­ра­зо­ва­ние. В М. на­хо­дят­ся штаб-квар­ти­ры двух важ­ных ор­га­ни­за­ций Лат. Аме­ри­ки: МЕРКОСУР и Лат.-амер. ас­со­циа­ции ин­те­гра­ции (ЛАИ). Круп­ней­ший ту­ри­стич. центр Уруг­вая (ок. 816 тыс. чел. в 2010, в осн. из Бра­зи­лии и Ар­ген­ти­ны). Осн. ви­ды ту­риз­ма – пляж­ный и со­пут­ст­вую­щий спор­тив­но-раз­вле­ка­тель­ный (винд­сёр­финг, па­рус­ный спорт, а так­же гольф) от­дых, мор­ской кру­из­ный. Раз­ви­ты гос­ти­нич­ный и рес­то­ран­ный биз­нес. М. – круп­ней­ший в Уруг­вае центр вы­ста­воч­ной и яр­ма­роч­ной дея­тель­но­сти, рек­лам­но­го биз­не­са, мар­ке­тин­га и пе­чат­но-из­да­тель­ско­го де­ла.

Ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся раз­ра­бот­ка и про­из-во про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, в т. ч. ин­фор­мац. сис­тем управ­ле­ния, ав­то­ма­ти­за­ции про­из­водств. про­цес­сов (про­дук­ция экс­пор­ти­ру­ет­ся в бо­лее 50 стран ми­ра). Ве­ду­щие про­из­во­ди­те­ли про­грамм­ных про­дук­тов – пред­при­ятия амер. ком­па­ний IBM и «Sabre Holdings», а так­же уругв. LUPS, «CPG Soft», «UY Softwa­re» и др. С 1992 в М. дей­ст­ву­ет сво­бод­ная эко­но­мич. зо­на – биз­нес- и тех­но­логич. парк Zonamerica (осн. спе­циа­ли­за­ция – ло­ги­сти­ка, кон­сал­тин­го­вые и ауди­тор­ские ус­лу­ги, стра­хо­ва­ние, ИТ, био­ин­же­не­рия, на­но­тех­но­ло­гии). Пор­то­вый ком­плекс М. – круп­ней­ший в стра­не (гру­зо­обо­рот ок. 9,2 млн. т, 2010), че­рез не­го про­хо­дит б. ч. экс­порт­но-им­порт­ных гру­зов. Име­ют­ся кон­тей­нер­ный, неф­тя­ной, ры­бо­ло­вец­кий тер­ми­на­лы, а так­же тер­ми­нал для кру­из­ных лай­не­ров.

М. – круп­ней­ший пром. центр Уруг­вая; здесь со­сре­до­то­че­но ок. 75% всех пред­при­ятий. Ве­ду­щие от­рас­ли – пи­ще­вая, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, ма­ши­но­строе­ние, хи­ми­ко-фар­ма­цев­тиче­ская. Пи­ще­вая пром-сть тра­ди­ци­он­но ори­ен­тиро­ва­на на пе­ре­ра­бот­ку и экс­порт про­дук­ции жи­вот­но­вод­ст­ва (в осн. в стра­ны ЕС, США, Япо­нию). В пре­де­лах гор. аг­ло­ме­ра­ции рас­по­ло­же­ны мно­го­числ. мя­со­хла­до­бой­ни («фри­го­ри­фи­ки»); круп­ней­шие – за­вод ком­па­нии «Frigorífico Canelones S. A.» (г. Ка­не­ло­нес) и мя­со­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий ком­плекс ком­па­нии «Schneck». Пе­ре­ра­бот­ка мя­са (в т. ч. кон­серв­ные за­во­ды) и мо­ло­ка (в т. ч. ком­би­нат ком­па­нии «Conaprole»; мощ­ность ок. 120 млн. л мо­ло­ка в год, ори­ен­ти­ро­ван на внутр. ры­нок), ко­же­вен­но­го сы­рья, а так­же ры­бы («Valymar», «To­nisol S. A.» и др.). В ма­ши­но­строе­нии вы­де­ля­ет­ся ав­то­мо­биль­ная пром-сть. Ав­то­сбо­роч­ные за­во­ды ком­па­ний «Nor­dex S. A.» (тя­жё­лые гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли мар­ки «Renault», а так­же сред­ние гру­зо­ви­ки мар­ки «Aeolus» кит. ком­па­нии «Dongfeng Motor Corporation»), «Bog­nor S. A./Oferol S. A.» (лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли мар­ки «Chery» кит.-ар­гент. ком­па­нии «Chery Socma», в т. ч. для экс­пор­та в Ар­ген­ти­ну и Бра­зи­лию; с 2010 – сбор­ка лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей мар­ки «Li­fan» на за­во­де ком­па­нии «Effa Motors» в при­го­ро­де М., деп-т Сан-Хо­се). Сре­ди др. про­дук­ции ма­ши­но­строе­ния – обо­ру­до­ва­ние для пи­ще­вой пром-сти (гл. обр. для пе­ре­ра­бот­ки мя­са), элек­тро­тех­нич. и элек­трон­ные из­де­лия бы­то­во­го и пром. на­зна­че­ния, вклю­чая из­ме­рит. при­бо­ры. Ве­ду­щие ком­па­нии в об­лас­ти фар­ма­цев­ти­ки – «Cibeles», био­тех­но­ло­гий – «Qui­niman» (в т. ч. эм­брио­ны круп­но­го ро­га­то­го ско­та), на­но­тех­но­ло­гий – «Nano­kem». Круп­ная фаб­ри­ка по про­из-ву бу­ма­ги и кар­то­на ком­па­нии CICSSA; пред­при­ятия тек­стиль­ной пром-сти, по вы­пус­ку строй­ма­те­риа­лов. В пор­то­вой зо­не М. дей­ст­ву­ют един­ст­вен­ный в стра­не НПЗ «La Teja» гос. ком­па­нии ANCAP (ус­та­нов­лен­ная мощ­ность 2,5 млн. т неф­ти в год; нефть по­сту­па­ет из Ве­не­су­элы), ли­кё­ро-во­доч­ный за­вод ком­па­нии ANCAP (про­из-во грап­пы, а так­же спир­тов для фар­ма­цев­тич. пром-сти), су­до­строи­тель­ные и су­до­ре­монт­ные вер­фи (ком­па­нии «Astillero de la Armada Na­cio­nal», «Tsakos Industrias Navales S. A.», «Nitromar S. A.» и др.), ТЭЦ «José Batlle y Ordóñez».

Близ М. – форт Сан-Ми­гель (1737, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1933).

Лит.: Abella Trías J. Montevideo, la ciudad en que vivimos. Montevideo, 1960; Altezor Fuen­tes C. Historia urbanística y edilicia de la ciu­dad de Montevideo. Montevideo, 1971; Ca­nes­sa de Sanguinetti M. La ciudad vieja de Mon­te­video. Montevideo, 1976; Ara­na M., Gara­bel­li L. Arquitectura renovadora en Montevideo, 1915–1940. Montevideo, 1991; Margenat J. P. Arquitectura Art Decó en Montevideo, 1925–1950. Montevideo, 1994; Salgado S. Teatro Solís: 150 years of opera, concert, and ballet in Montevideo. Middletown, 2003; Guía arquite­c­tónica y urbanística de Montevideo. Andalu­sia; Montevideo, 2008.

Вернуться к началу