ЦЕЛКО́В ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕЛКО́В Олег Николаевич (15.7.1934, Москва – 11.7.2021, Париж), рос. живописец, график, скульптор. Учился в Белорус. гос. театрально-худож. ин-те в Минске (1953–1954) и ИЖСА (1954–55), из обоих вузов был исключён за «формализм». Окончил в 1958 Ленингр. гос. театральный ин-т им. А. Н. Островского по специальности художник-технолог сцены (учился у Н. П. Акимова). Испытал влияние «крестьянского цикла» К. С. Малевича, художников «Бубнового валета», Ф. Леже, Д. Риверы, Рембрандта, наивного искусства. В 1960 Ц. создал «Двойной портрет», где впервые появились написанные преим. на монохромном фоне резкими цветами однотипные плоские «портреты лиц», «целковиты», воплощающие брутальность и безразличие и одновременно наполненные витальностью, духом фантасмагории, «чёрным» юмором, сочетающие в себе монументальную драматичность и абсурдистский игровой примитив («Групповой портрет с арбузом», 1963, собрание А. Миллера, США; «Групповой портрет с медалью», 1968, собрание Е. М. Нутовича; «Тайная вечеря», 1970, собрание художника). В 1-й пол. 1970-х гг. маски приобрели узнаваемые черты (портреты Е. А. Евтушенко, Г. Д. Костаки, «Автопортрет с Рембрандтом в день нашего рождения 15 июля», 1971, собрание Евтушенко), затем Ц. вернулся к прежним мотивам. С 1977 во Франции. С нач. 1980-х гг. Ц. писал объёмные, преим. монохромные изображения «целковитов» и натюрморты; с 2000-х гг. переносил «целковитов» на керамику, создавал скульптуры из фарфора и бронзы.