ПАЛА́ТА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛА́ТА (от ср.-греч. παλάτιον, лат. palatium – чертог, дворец), 1) название некоторых гос. или обществ. организаций и учреждений (верхняя палата парламента, Книжная палата и т. п.).
2) Сводчатый зал в рус. ср.-век. архитектуре. Обычно возводилась бесстолпная П. (Золотая Царицына палата в Московском Кремле, 16 в.), с одним или реже двумя поддерживающими своды столпами (2-столпная трапезная палата Аптекарского приказа в Москве, 1670-е гг.).
3) П. (чаще – палаты) – тип рус. гражд. архитектуры до сер. 18 в.: дерев. или каменное (преим. в 15–18 вв.) здание, в котором такой зал (собственно П.) играет гл. роль [Владычная (Грановитая) палата в Вел. Новгороде, 1433; Грановитая палата в Московском Кремле]. Как правило, это большое здание в два этажа и более со многими помещениями (П. бояр Романовых в Московском Зарядье, 16–17 вв., надстроены в 1857–59, арх. Ф. Ф. Рихтер; ныне филиал ГИМ). Их строительство в камне активизировалось с сер. 17 в. (Аверкия Кириллова палаты). В нижнем этаже размещались разл. службы; верхние этажи были жилыми и часто деревянными (боярские палаты Ф. П. Салтыкова в с. Сафарино, ныне с. Софрино; 1691–94, не сохр.). Большое значение во внешнем облике П. в 17 в. играло «красное» крыльцо с примыкающей к зданию лестницей (палаты Залейщикова в Чебоксарах, кон. 17 в., восстановлены в последней четв. 20 в.). С кон. 17 – нач. 18 вв. лестница включается в объём дома. В кон. 17 в. распространение получили купеч. П. с Г-образным планом («глаголем»; палаты Трубинских в Пскове и др.). Переходным памятником от др.-рус. П. к дворцам Нового времени можно считать строго симметричные палаты Ф. Я. Лефорта на Яузе в Москве с центр. Большой столовой палатой (1697–98, зодчий Д. В. Аксамитов). Значит. количество П. сохранилось в Москве (св. 60; некоторые в перестроенном виде): дьяка Е. И. Украинцева (1665), С. Ф. Ушакова (сер. 17 в.), Белые палаты на Пречистенке (кон. 17 в.) и др.; в Пскове (Поганкины палаты, между 1678 и 1684), Гороховце [палаты С. Н. Ершова (Сапожникова), 1670-е гг., 3-й, дерев. этаж заменён каменным в нач. 18 в.] и в др. старинных городах. В нежилом светском зодчестве назв. «П.» обычно соответствует занимаемому учреждению (палаты Старого Английского двора в Московском Зарядье, кон. 15 – 16 вв., с 1994 филиал Музея истории Москвы; Приказная П. в Пскове, 1692–93); иногда назв. сохраняется при строительстве нового здания в Новое время (Оружейная палата в Москве). В церковном зодчестве с 16 в. известны трапезные (богато украшенная трапезная палата Троице-Сергиевой лавры, 1686–92), митрополичьи (в Крутицком подворье), больничные и др. палаты. В монастырях с частыми великокняжескими и царскими паломничествами возводились царские и царицыны П. (напр., в Саввино-Сторожевском монастыре, 1652–54). П. кон. 17 – нач. 18 вв. часто украшены в стиле нарышкинского барокко [Нарышкинские П. в Высоко-Петровском мон. в Москве, 1690; палаты Волковых (Юсуповых) в Москве, кон. 17 в.]; в сер. 18 в. – в стиле елизаветинского барокко («палаты Иосифа Золотого» на Архиерейском дворе в Вологде, 1764–69). Ансамбли больших дерев. строений, объединённых сенями и переходами, в средние века назывались хоромами. Во 2-й пол. 18 в. комплексы княжеских или царских построек, в т. ч. и предыдущих столетий, стали называть дворцами [т. н. Путевой дворец Василия III, 16–17 вв., перестроен в 18 в.; Теремной дворец в Московском Кремле, 1635–37; дерев. дворец Алексея Михайловича в с. Коломенском (1667–70; разобран в 1768, воссоздан в 2007–10)].