НИКО́ЛО-УГРЕ́ШСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКО́ЛО-УГРЕ́ШСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, ставропигиальный мужской в честь свт. Николая Чудотворца, в г. Дзержинский Московской обл. Расположен на высоком левом берегу р. Москва. Возник в 1-й пол. 15 в. близ гор. пристани Москвы (её перенос на это место был связан с обмелением р. Москва), монастырское предание связывает основание монастыря с походом кн. Дмитрия Донского на Куликово поле в 1380. Наиболее раннее косвенное документальное свидетельство о монастыре относится к кон. 1430-х гг.: упоминается «игумен угрешский» Иона; в 1491 местный игумен Авраамий поставлен во епископа Коломенского; в 1493 игумен старец Силуан – во епископа Крутицкого (Сарского и Подонского). В летописи Н.-У. м. впервые упоминается в 1497 в рассказе о проводах из Москвы вел. кн. рязанской Анны Васильевны. Сожжён и разграблен во время набега крымского хана Мухаммед-Гирея I на Москву в 1521, но вскоре восстановлен. Монастырь пользовался покровительством царей Ивана IV Васильевича Грозного (дал монастырю жалованные грамоты на земельные владения в 1545 и рыбные ловы в Нижнем Новгороде в 1567), Фёдора Ивановича и Бориса Фёдоровича Годунова. В 1571 серьёзно пострадал во время набега крымского хана Девлет-Гирея I на Москву; в 1606 – во время Болотникова восстания 1606–07. Летом – осенью 1610 в Н.-У. м. некоторое время находилась резиденция Лжедмитрия II. В февр. – марте 1611 место общего сбора сил Первого ополчения 1611. Восстановлен после воцарения Михаила Фёдоровича (Романова), пользовался его покровительством, получил подтверждение на свои земельные владения, а также щедрые пожалования как от Михаила Фёдоровича (посетил обитель 9 раз), так и от Алексея Михайловича (приезжал в монастырь 13 раз). В Н.-У. м. допрашивали участников Медного бунта 1662, в 1665–66 здесь в заключении находился иконописец С. Ф. Ушаков, в 1666 – старообрядцы протопоп Аввакум Петров, свящ. Никита Добрынин (Пустосвят) и диакон Фёдор Иванов.
В 1-й пол. 18 в. монастырь сильно обветшал. В 1764 приписан к 3-му классу. В 1771 во время эпидемии чумы в Москве в монастыре действовал лазарет. Во время Отеч. войны 1812 около месяца был занят франц. войсками. В 1-й пол. 19 в. был близок к закрытию (в 1834 – 6 монахов). Начал возрождаться при игуменах Иларии (1834–52) и Пимене (Мясникове; в 1852–53 врем. управляющий, в 1853–58 игумен, в 1858–80 архимандрит; канонизирован в 2000). Территория Н.-У. м. увеличилась в неск. раз, число братии к 1880 достигло 170 чел., возведён ряд культовых и хозяйств. построек. Во время рус.-тур. войны 1877–1878 в монастыре действовал госпиталь. К нач. 20 в. в монастыре было 11 храмов, уч-ще с ц. Сошествия Св. Духа (здание не сохр.), странноприимный дом.
В 1917–26 здесь на покое жил смещённый митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский). В 1918 в Н.-У. м. проведены первые реквизиции церковных ценностей. В 1924 монастырь закрыт, в 1928 закрыт последний храм – Святых апостолов Петра и Павла в скиту. В 1927 на территории монастыря размещена трудовая коммуна № 2 (до 1938). Гл. святыня Н.-У. м. – житийная икона Свт. Николая (кон. 14 в.) с 1934 хранится в Третьяковской галерее. После Вел. Отеч. войны здания монастыря были заняты разл. учреждениями (больница, спортивный зал, фабрика-кухня, заводские помещения). С 1970 велись реставрац. работы (по проектам арх. О. Б. Морозова). Н.-У. м. возрождён в 1991, с того же времени начата полномасштабная реставрация архит. комплекса, завершённая к кон. 2000-х гг. С 1996 выходит газ. «Николо-Угрешский вестник». В 1998 открыты Духовное уч-ще (в 1999 преобразовано в семинарию), монастырский музей-ризница в восстановленных Настоятельских покоях (быв. Патриарших палатах; в экспозиции собрание икон, крест-мощевик 7 в. и др.). С 1992 Н.-У. м. имеет подворье в Астрахани при Спасо-Преображенской ц. (1882–85).
Монастырь огорожен стеной с 8 воротами и 16 башнями в русском стиле (1855–66, при участии Ф. Г. Солнцева; включает 8-гранную сев.-вост. угловую башню и квадратную 2-ярусную башню над Святыми воротами, сохранившиеся от разобранных стен 16–17 вв.); зап. участок сев. фасада (1866) с декоративными башнями с машикулями и килевидными формами назван Палестинской стеной, т. к. по замыслу строителя изображает «горний Иерусалим». В юж. части монастыря расположена его худож. доминанта – 5-главый 4-столпный Спасо-Преображенский собор в духе позднего русско-византийского стиля (1880–1889, арх. А. С. Каминский; росписи бригады Н. М. Сафонова завершены в 1894; восстановлен в 1991–2000); с сев. стороны от собора – Никольский собор (возведение в камне датируется от 1-й пол. 15 до 1-й пол. 16 вв., снесён в 1940, воссоздан на старом фундаменте и части подклета в 2004–07) и 8-гранная часовня Свт. Николая в неовизантийском стиле на месте явления иконы в 1380 (1893, арх. Каминский; восстановлена к 1998). На гл. дороге от Святых ворот к собору построена 93-метровая 6-ярусная проездная колокольня (2 барочных яруса 1758–63, проект арх. И. П. Жеребцова; достроена до 6 ярусов в 1858–59; колокол «Благовестник» весил 19,7 т; 2 верхних яруса разрушены в 1941, восстановлены в 2002–03) с ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи во 2-м ярусе (1840). С запада к колокольне примыкает корпус Государевых, Патриарших и Игуменских палат (2-я пол. 17 в., расширен в 19 в.) с «церковью Успения что у Государя на сенях» на 2-м этаже (17 в., перестроена в 1763, необарочные наличники и сев. придел Прп. Марии Египетской 1852), к которому, в свою очередь, примыкает 8-гранная башня 17 в. (переделана в беседку в 1838). Также сохранились 2-этажные Больничный, Вост. (отделяет соборную площадь от хоз. двора) и Юж. братские корпуса (все 1855–58) с 5-главыми домовыми церквами (больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 1857–60, и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери при располагавшейся в Юж. корпусе богадельне, 1869–70); Новый братский корпус (1892). Между Святыми воротами и колокольней расположены служебные постройки 1850-х гг. (конюшенный корпус, книжная лавка, сторожка; все перестроены), а также просфорная (ок. 1890). В сев.-зап. части монастыря за прудом обособлен скит (организован в 1859–60) с дерев. ц. Святых апостолов Петра и Павла (1859–60, шатровая крыша и колокольня восстановлены к 1995), домом настоятеля, несколькими небольшими дерев. домами келий и надкладезной часовней в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (2001). В юго-зап. углу, на быв. монастырском кладбище, – ц. Св. Пимена Угрешского (2001–2002). Шатровый храм-часовня Страстей Господних (2004).
За пределами монастырских стен частично сохранился комплекс быв. гостиниц с гостиным двором и скотный двор (2-я пол. 19 в.); на площади установлен памятник свт. Николаю (1998, скульптор В. М. Клыков).