Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИКО́ЛО-УГРЕ́ШСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

Николо-Угрешский монастырь. Фото 2012. Фото А. И. Нагаева
Фото В. М. Паппе Николо-Угрешский монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1880–89. Архитектор А. С. Каминский. Фото 2000.

НИКО́ЛО-УГРЕ́ШСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, став­ро­пи­ги­аль­ный мужской в честь свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, в г. Дзер­жин­ский Мо­с­ков­ской обл. Рас­по­ло­жен на вы­со­ком ле­вом бе­ре­гу р. Мо­ск­ва. Воз­ник в 1-й пол. 15 в. близ гор. при­ста­ни Мо­ск­вы (её пе­ре­нос на это ме­сто был свя­зан с об­ме­ле­ни­ем р. Мо­ск­ва), мо­на­стыр­ское пре­да­ние свя­зы­ва­ет ос­но­ва­ние мо­на­сты­ря с по­хо­дом кн. Дмит­рия Дон­ско­го на Ку­ли­ко­во по­ле в 1380. Наи­бо­лее ран­нее кос­вен­ное до­ку­мен­таль­ное сви­де­тель­ст­во о мо­на­сты­ре от­но­сит­ся к кон. 1430-х гг.: упо­ми­на­ет­ся «игу­мен уг­реш­ский» Ио­на; в 1491 ме­ст­ный игу­мен Ав­раа­мий по­став­лен во епи­ско­па Ко­ло­мен­ско­го; в 1493 игу­мен ста­рец Си­лу­ан – во епи­ско­па Кру­тиц­ко­го (Сар­ско­го и По­дон­ско­го). В ле­то­пи­си Н.-У. м. впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1497 в рас­ска­зе о про­во­дах из Мо­ск­вы вел. кн. ря­зан­ской Ан­ны Ва­силь­ев­ны. Со­жжён и раз­граб­лен во вре­мя на­бе­га крым­ско­го ха­на Му­хам­мед-Ги­рея I на Мо­ск­ву в 1521, но вско­ре вос­ста­нов­лен. Мо­на­стырь поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ством ца­рей Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го (дал мо­на­сты­рю жа­ло­ван­ные гра­мо­ты на зе­мель­ные вла­де­ния в 1545 и рыб­ные ло­вы в Ниж­нем Нов­го­ро­де в 1567), Фёдо­ра Ива­но­ви­ча и Бо­ри­са Фё­до­ро­ви­ча Го­ду­но­ва. В 1571 серь­ёз­но по­стра­дал во вре­мя на­бе­га крым­ско­го ха­на Дев­лет-Ги­рея I на Мо­ск­ву; в 1606 – во вре­мя Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ния 1606–07. Ле­том – осе­нью 1610 в Н.-У. м. не­ко­то­рое вре­мя на­хо­ди­лась ре­зи­ден­ция Лже­дмит­рия II. В февр. – мар­те 1611 ме­сто об­ще­го сбо­ра сил Пер­во­го опол­че­ния 1611. Вос­ста­нов­лен по­сле во­ца­ре­ния Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча (Ро­ма­но­ва), поль­зо­вал­ся его по­кро­ви­тель­ст­вом, по­лу­чил под­твер­жде­ние на свои зе­мель­ные вла­де­ния, а так­же щед­рые по­жа­ло­ва­ния как от Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча (по­се­тил оби­тель 9 раз), так и от Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (при­ез­жал в мо­на­стырь 13 раз). В Н.-У. м. доп­ра­ши­ва­ли уча­ст­ни­ков Мед­но­го бун­та 1662, в 1665–66 здесь в за­клю­че­нии на­хо­дил­ся ико­но­пи­сец С. Ф. Уша­ков, в 1666 – ста­ро­об­ряд­цы про­то­поп Ав­ва­кум Пет­ров, свящ. Ни­ки­та До­б­ры­нин (Пус­то­свят) и диа­кон Фё­дор Ива­нов.

В 1-й пол. 18 в. мо­на­стырь силь­но об­вет­шал. В 1764 при­пи­сан к 3-му клас­су. В 1771 во вре­мя эпи­де­мии чу­мы в Мо­ск­ве в мо­на­сты­ре дей­ст­во­вал ла­за­рет. Во вре­мя Отеч. вой­ны 1812 око­ло ме­ся­ца был за­нят франц. вой­ска­ми. В 1-й пол. 19 в. был бли­зок к за­кры­тию (в 1834 – 6 мо­на­хов). На­чал воз­ро­ж­дать­ся при игу­ме­нах Ила­рии (1834–52) и Пи­ме­не (Мяс­ни­ко­ве; в 1852–53 врем. управ­ляю­щий, в 1853–58 игу­мен, в 1858–80 ар­хи­ман­д­рит; ка­но­ни­зи­ро­ван в 2000). Тер­ри­то­рия Н.-У. м. уве­ли­чи­лась в неск. раз, чис­ло бра­тии к 1880 дос­тиг­ло 170 чел., воз­ве­дён ряд куль­то­вых и хо­зяйств. по­стро­ек. Во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1877–1878 в мо­на­сты­ре дей­ст­во­вал гос­пи­таль. К нач. 20 в. в мо­на­сты­ре бы­ло 11 хра­мов, уч-ще с ц. Со­ше­ст­вия Св. Ду­ха (зда­ние не сохр.), стран­но­при­им­ный дом.

Николо-Угрешский монастырь. Палестинская стена. 1866. Фото В. М. Паппе

В 1917–26 здесь на по­кое жил сме­щён­ный митр. Мо­с­ков­ский и Ко­ло­мен­ский Ма­ка­рий (Нев­ский). В 1918 в Н.-У. м. про­ве­де­ны пер­вые ре­к­ви­зи­ции цер­ков­ных цен­но­стей. В 1924 мо­на­стырь за­крыт, в 1928 за­крыт по­след­ний храм – Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в ски­ту. В 1927 на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря раз­ме­ще­на тру­до­вая ком­му­на № 2 (до 1938). Гл. свя­ты­ня Н.-У. м. – жи­тий­ная ико­на Свт. Ни­ко­лая (кон. 14 в.) с 1934 хра­нит­ся в Треть­я­ков­ской га­ле­рее. По­сле Вел. Отеч. вой­ны зда­ния мо­на­сты­ря бы­ли за­ня­ты разл. уч­ре­ж­де­ния­ми (боль­ни­ца, спор­тив­ный зал, фаб­ри­ка-кух­ня, за­во­дские по­ме­ще­ния). С 1970 ве­лись рес­тав­рац. ра­бо­ты (по про­ек­там арх. О. Б. Мо­ро­зо­ва). Н.-У. м. воз­ро­ж­дён в 1991, с то­го же вре­ме­ни на­ча­та пол­но­мас­штаб­ная рес­тав­ра­ция ар­хит. ком­плек­са, за­вер­шён­ная к кон. 2000-х гг. С 1996 вы­хо­дит газ. «Ни­ко­ло-Уг­реш­ский вест­ник». В 1998 от­кры­ты Ду­хов­ное уч-ще (в 1999 пре­об­ра­зо­ва­но в се­ми­на­рию), мо­на­стыр­ский му­зей-риз­ни­ца в вос­ста­нов­лен­ных На­стоя­тель­ских по­ко­ях (быв. Пат­ри­ар­ших па­ла­тах; в экс­по­зи­ции со­б­ра­ние икон, крест-мо­ще­вик 7 в. и др.). С 1992 Н.-У. м. име­ет под­во­рье в Ас­т­ра­ха­ни при Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской ц. (1882–85).

Мо­на­стырь ого­ро­жен сте­ной с 8 во­ро­та­ми и 16 баш­ня­ми в рус­ском сти­ле (1855–66, при уча­стии Ф. Г. Солн­це­ва; вклю­ча­ет 8-гран­ную сев.-вост. уг­ло­вую баш­ню и квад­рат­ную 2-ярус­ную баш­ню над Свя­ты­ми во­ро­та­ми, со­хра­нив­шие­ся от ра­зо­бран­ных стен 16–17 вв.); зап. уча­сток сев. фа­са­да (1866) с де­ко­ра­тив­ны­ми баш­ня­ми с ма­ши­ку­ля­ми и ки­ле­вид­ны­ми фор­ма­ми на­зван Па­ле­стин­ской сте­ной, т. к. по за­мыс­лу строи­те­ля изо­бра­жа­ет «гор­ний Ие­ру­са­лим». В юж. час­ти мо­на­сты­ря рас­по­ло­же­на его ху­дож. до­ми­нан­та – 5-гла­вый 4-столп­ный Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор в ду­хе позд­не­го рус­ско-ви­зан­тий­ско­го сти­ля (1880–1889, арх. А. С. Ка­мин­ский; рос­пи­си бри­га­ды Н. М. Са­фо­но­ва за­вер­ше­ны в 1894; вос­ста­нов­лен в 1991–2000); с сев. сто­ро­ны от со­бо­ра – Ни­коль­ский со­бор (воз­ве­де­ние в кам­не да­ти­ру­ет­ся от 1-й пол. 15 до 1-й пол. 16 вв., сне­сён в 1940, вос­соз­дан на ста­ром фун­да­мен­те и ча­сти под­кле­та в 2004–07) и 8-гран­ная ча­сов­ня Свт. Ни­ко­лая в не­ови­зан­тий­ском сти­ле на мес­те яв­ле­ния ико­ны в 1380 (1893, арх. Ка­мин­ский; вос­ста­нов­ле­на к 1998). На гл. до­ро­ге от Свя­тых во­рот к со­бо­ру по­строе­на 93-мет­ровая 6-ярус­ная про­езд­ная ко­ло­коль­ня (2 ба­роч­ных яру­са 1758–63, про­ект арх. И. П. Же­реб­цо­ва; до­строе­на до 6 яру­сов в 1858–59; ко­ло­кол «Бла­го­ве­ст­ник» ве­сил 19,7 т; 2 верх­них яру­са раз­ру­шены в 1941, вос­ста­нов­ле­ны в 2002–03) с ц. Усек­но­ве­ния гла­вы св. Ио­ан­на Пред­те­чи во 2-м яру­се (1840). С за­па­да к ко­ло­коль­не при­мы­ка­ет кор­пус Го­су­да­ре­вых, Пат­ри­ар­ших и Игу­мен­ских па­лат (2-я пол. 17 в., рас­ши­рен в 19 в.) с «цер­ко­вью Ус­пе­ния что у Го­су­да­ря на се­нях» на 2-м эта­же (17 в., пе­ре­строе­на в 1763, не­оба­роч­ные на­лич­ни­ки и сев. при­дел Прп. Ма­рии Еги­пет­ской 1852), к ко­то­ро­му, в свою оче­редь, при­мы­ка­ет 8-гран­ная баш­ня 17 в. (пе­ре­де­ла­на в бе­сед­ку в 1838). Так­же со­хра­ни­лись 2-этаж­ные Боль­нич­ный, Вост. (от­де­ля­ет со­бор­ную пло­щадь от хоз. дво­ра) и Юж. брат­ские кор­пу­са (все 1855–58) с 5-гла­вы­ми до­мо­вы­ми церк­ва­ми (боль­нич­ная цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость», 1857–60, и цер­ковь в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри при рас­по­ла­гав­шей­ся в Юж. кор­пу­се бо­га­дель­не, 1869–70); Но­вый брат­ский кор­пус (1892). Ме­ж­ду Свя­ты­ми во­ро­та­ми и ко­ло­коль­ней рас­по­ло­же­ны слу­жеб­ные по­строй­ки 1850-х гг. (ко­ню­шен­ный кор­пус, книж­ная лав­ка, сто­рож­ка; все пе­ре­строе­ны), а так­же про­сфор­ная (ок. 1890). В сев.-зап. час­ти мо­на­сты­ря за пру­дом обо­соб­лен скит (ор­га­ни­зо­ван в 1859–60) с де­рев. ц. Свя­тых апос­то­лов Пет­ра и Пав­ла (1859–60, шат­ро­вая кры­ша и ко­ло­коль­ня вос­ста­нов­ле­ны к 1995), до­мом на­стоя­те­ля, не­сколь­ки­ми не­боль­ши­ми де­рев. до­ма­ми ке­лий и над­кла­дез­ной ча­сов­ней в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взы­ска­ние по­гиб­ших» (2001). В юго-зап. уг­лу, на быв. мо­на­стыр­ском клад­би­ще, – ц. Св. Пи­ме­на Уг­реш­ско­го (2001–2002). Шат­ро­вый храм-ча­сов­ня Стра­стей Гос­под­них (2004).

За пре­де­ла­ми мо­на­стыр­ских стен час­тич­но со­хра­нил­ся ком­плекс быв. гос­ти­ниц с гос­ти­ным дво­ром и скот­ный двор (2-я пол. 19 в.); на пло­ща­ди ус­та­нов­лен па­мят­ник свт. Ни­ко­лаю (1998, скульп­тор В. М. Клы­ков).

Лит.: Ди­мит­рий, мо­нах (Пи­мен, ар­хи­ман­д­рит). Ис­то­ри­че­ский очерк Ни­ко­ла­ев­ско­го Уг­реш­ско­го об­ще­жи­тель­но­го муж­ско­го мо­на­сты­ря. М., 1872; Се­дов Вл. В. О да­те со­бо­ра Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря // Ар­хив ар­хи­тек­ту­ры. М., 1992. Вып. 1; Ан­то­но­ва И. В. Ар­хи­ман­д­рит Пи­мен, на­стоя­тель Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря. Дзер­жин­ский, 1996; Про­ко­пен­ко А. М. Но­вые до­ку­мен­ты о зем­ле­вла­де­нии Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря // Рус­ский ди­пло­ма­та­рий. М., 1997. Вып. 2; Ар­хи­ман­д­рит Пи­мен, на­стоя­тель Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря. Дзер­жин­ский, 1998; Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры Мо­с­ков­ской об­лас­ти. М., 1999. Вып. 3; Пе­ре­ве­зен­цев С. В. Свя­то-Ни­коль­ский Уг­реш­ский став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь. М., 2004; Его­ро­ва Е. Н., Ан­то­но­ва И. В. Уг­ре­ша: стра­ни­цы ис­то­рии. Уг­ре­ша, 2005; Аверь­я­нов К. А. О вре­ме­ни ос­но­ва­ния Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря // Ар­хео­ло­гия Под­мос­ко­вья. М., 2007. Вып. 3; Чер­нов С. З., Гон­ча­ро­ва Н. Н., Ле­бе­де­ва Е. Ю. Не­кро­поль Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря по дан­ным ар­хео­ло­ги­чес­ких рас­ко­пок Ни­коль­ско­го со­бо­ра в 2004 г. // Мос­ков­ская Русь. Проб­ле­мы ар­хео­ло­гии и ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры. М., 2008; Ше­ва­тов Б. А. Ни­ко­ло-Уг­реш­ский мо­на­стырь. М., 2010.

Вернуться к началу