НЕЕ́ЛОВЫ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕЕ́ЛОВЫ (Неёловы), семья рос. архитекторов, мастеров ландшафтной архитектуры.
Василий Иванович [28.12.1721(8.1.1722)–8(19).1.1782, Царское Село, ныне г. Пушкин, в черте С.-Петербурга], обучался архитектуре у И. П. Давыдова и И. Бланка (с 1739). С 1741 помощник П. А. Трезини в С.-Петербурге (при строительстве ц. Успения Богоматери на Сенной пл. и др.); с 1744 до конца жизни работал в Конторе строения Царского Села (помощник С. И. Чевакинского, затем Б. Ф. Растрелли). В 1760 получил звание архитектора. Его проектная и строит. деятельность пришлась на сер. 18 в., когда работы по расширению Большого (Екатерининского) дворца и созданию парка приняли грандиозный размах. Как строитель-практик он принимал участие во всех этапах возведения дворца и др. сооружений как барочного, так и раннеклассицистич. периода. В 1760-е гг. он соорудил 3-й спуск Катальной горки (павильон не сохр.) и перестроил павильон «Монбижу» (в 1834 вновь перестроен и переименован в «Арсенал»; оба – по проектам Растрелли). Самые значительные его работы относятся к 1770-м гг., когда изменения в худож. вкусах привели к отказу от регулярного стиля в паркостроении; по его проекту в Царском Селе создан один из первых в России пейзажных парков (при участии садовых мастеров Т. Ильина и Дж. Буша). Парк был распланирован на обширной территории по берегам Большого пруда, геометрически правильные очертания которого изменены на естественные, созданы сложная сеть прудов и водных протоков, насыпные холмы. Разбивка парка сопровождалась строительством мостов, увеселит. павильонов, памятников, многие из них были возведены по его проектам, среди них – мосты Малый каприз (1770–72) и Большой каприз (с завершением в форме кит. беседки, 1772–74) в виде арки, переброшенной через проезжую дорогу (оба – при участии инж. И. Герарда), Мраморный, или Палладиев (в 18 в. назывался Сибирской мраморной галереей) в русле раннего классицизма (1772–74), образцом для которого явился неосуществлённый проект моста Риальто в Венеции А. Палладио; мост стал одним из лучших украшений Екатерининского парка. Среди др. сооружений – 3 каменных мостика через канал в Старом парке (возможно, при участии Герарда); гранитная пирамида близ Палладиева моста (1770–71, в 1783 отстроена заново Ч. Камероном); «Адмиралтейство», или «Голландия», на берегу Большого пруда (1772–77); «Эрмитажная кухня», или «Красные ворота» (1774–76). Две последние постройки – наиболее ранние в России образцы «готического вкуса» (или псевдоготич. стиля); для изучения ранней европ. неоготики и пейзажных парков архитектор был послан в 1770 в Англию, где пробыл полгода. Впечатление «готичности» в его павильонах создают краснокирпичные стены (наряду с выбеленными архит. деталями и декором), башни, зубчатые завершения, стрельчатые формы окон, пинакли по углам здания и пр. Несомненно, что эти царскосельские сооружения в «готическом вкусе» служили образцами для подобных зданий в рус. усадебном строительстве. Работал также как художник-декоратор (иллюминация в честь гр. Г. Г. Орлова, 1771). Его сыновья – Илья и Пётр.
Илья Васильевич (1745, Царское Село – нояб. 1793, там же), в 1761–70 учился в петерб. АХ (окончил с золотой медалью), до 1774 пенсионер АХ в Риме, в 1774 избран членом болонской АХ. По возвращении назначен архитектором в Царском Селе под началом отца, после смерти которого занял его должность. Его первые работы связаны с дальнейшим проектированием пейзажного парка; он занимался архит. обмерами, в 1777 составил генплан царскосельского ансамбля. К кон. 1770-х гг. относятся его самостоят. проекты – павильоны «Верхняя ванна» («Мыльня их Высочеств») на берегу пруда (сгорела во время Вел. Отеч. войны, восстановлена в 1953) и «Нижняя ванна», вписанные в ансамбль регулярного Старого парка. Фасады этих сооружений демонстрируют характерную для раннего классицизма сдержанность декора, а композиции объёмов – классич. простоту и ясность. В стиле шинуазри построил Крестовый мост (1776–79) и Китайский театр (1777–79, по проекту А. Ринальди; сгорел в сент. 1941 в результате обстрела); по проектам Ю. М. Фельтена возвёл Зубовский (1778–84) и Церковный (1779–84) флигели Большого дворца. Наиболее значительные самостоят. постройки: Манеж (1786–88, перестроен В. П. Стасовым в 1819–20), Великокняжеский флигель Большого дворца [1789–92; в 1811 интерьеры переделаны Стасовым в связи с передачей здания открытому в этом году Императорскому (Царскосельскому) лицею] в духе раннего классицизма, решённый как почти независимая гор. постройка, и неоготич. Баболовский дворец (1783–1785, перестраивался в 1824–25, сильно разрушен во время Вел. Отеч. войны; не восстановлен), асимметричная композиция которого вписана в пейзаж Баболовского парка. Также спланировал пейзажную часть Александровского парка (1792). Занимался живописью («Итальянский пейзаж с руинами», акварель, гуашь, 1776, Музей личных коллекций, ГМИИ).
Пётр Васильевич (1749, Царское Село – 1848, там же), учился в петерб. АХ (1766–70) у Ж. Б. М. Валлен-Деламота. В 1770 вместе с отцом был направлен в Англию, где оставался до 1775. Работал в Николаеве, в 1794 назначен в Контору строения Царского Села на освободившуюся после смерти брата должность архитектора. С 1794 руководил строительством Александровского дворца (по проекту Дж. Кваренги), построил павильон «Вечерний зал» (перестроен в 1811), занимался ремонтом парковых сооружений и павильонов, участвовал в планировке пейзажного парка. Самостоят. архит. работы неизвестны (считается автором проекта дома лицейского преподавателя В. Теппера де Фергюсона в Царском Селе, кон. 1810-х гг.).