ПАГА́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАГА́Н (Пэган), Баган (Бэган), культурно-историч. заповедник, т. н. Археологич. зона Паган (пл. ок. 42 км2), в центр. части Мьянмы, в адм. области (регионе) Мандалай. Расположен на правом берегу р. Иравади, в 145 км к юго-западу от г. Мандалай. В его составе – Старый Паган (столица ср.-век. гос-ва Паган), посёлки гор. типа Ньяуну (в 5 км к сев.-востоку от Старого Пагана), Новый Паган (основан в 1990; в 3 км к югу) и неск. окрестных деревень. П. обслуживают автовокзал, ж.-д. станция на линии Янгон – Мандалай, речной порт и региональный аэропорт (все – близ пос. Ньяуну).
Территория будущего города заселялась с каменного века, о чём свидетельствуют орудия энядской культуры. С начала н. э. здесь расселился народ пью. В 9 в. она подверглась нападению со стороны войск гос-ва Наньчжао; в это же время началось активное проникновение народа мьянма. Основание П. бирм. летописцы приписывают Пьинбье, который в 850 (или в 849) обнёс его стеной. Первоначальное назв. города – Аримадданапура («Город, сокрушающий врагов»). Возвышение П. относится к сер. 11 в., когда его правитель Аноратха объединил под своей властью значит. территорию совр. Мьянмы и П. стал крупнейшим столичным центром в Зап. Индокитае. В результате завоевания пьюских городов, а в 1057 (по летописным данным) монских земель на юге страны и восприятия бирманцами культурных достижений живших там народов в П. распространилась письменность на языках пали, санскрите, монском языке, а затем и на бирманском (первые бирм. надписи датируются 1112), укрепились торговые и культурные связи с Китаем, Бенгалией, Шри-Ланкой, тайским кн-вом Харипунчайя, Наньчжао и др. В результате утверждения буддизма в качестве гос. религии в П. расширилось культовое строительство, преим. в 1-й пол. 12 в. Однако со 2-й пол. 12 в. из-за ослабления власти и экономики, частых набегов шанов, с 1277 также монголов, начался постепенный упадок П. По сообщениям летописей, он утратил единодержавную функцию после того, как в 1287 был захвачен войсками хана Хубилая, а в 1299 разграблен шанами. Формально до 1360-х гг. П. сохранял статус центра верховной власти, оставаясь местом религ. паломничества, средоточием культурных традиций. Особое внимание возведению (построено ок. 100 новых ступ и храмов) и реставрации гл. буддийских сооружений уделялось в период правления династии Конбаун (1752–1885). В период брит. колониального господства началось науч. исследование П. Значит. реставрац. работы проведены (при участии ЮНЕСКО) после землетрясения 1975. Проект по восстановлению и реконструкции памятников П. начал осуществляться с 1995: за 15 лет было возрождено ок. 1,3 тыс. культовых построек.
Ныне в П. находится св. 3 тыс. буддийских сооружений (предположительно их было ок. 4,5 тыс.), построенных, за небольшим исключением, в 11–13 вв. – в эпоху существования гос-ва Паган. Ядром Старого Пагана является стоящий на левом берегу р. Иравади королевский город, когда-то квадратный в плане (со стороной ок. 1,2 км), окружённый 5–6-метровыми кирпичными стенами (частично сохр.). Из нескольких гор. ворот до нас дошли только главные – Тэраба (Тараба), с массивными пилонами и нишами для скульптур стражей города; недалеко от них – один из королевских дворцов (реконструирован в 2000-е гг.). Буддийские культовые постройки расположены внутри гор. стен, но гл. обр. вне их, образуя почти полукруг радиусом 3–4 км. Б. ч. из них – ступы (зеди или пхэя) и храмы (патхоу или пхэя), небольшая часть – здания монастырей (пхоунчжи чаун). Обычно выделяют 5 групп археологич. памятников. В главную группу входят постройки внутри быв. стен, среди которых – старейшая из паганских ступ Бупхэя (Бупея; «Ступа-кабачок», ок. 850), элегантный храм Швегучжи (Швегуджи; 1131), 2-этажные храмы-гиганты Табиннью (сер. 12 в.; выс. 64 м, самый высокий в П.) и Годопалин (кон. 12 – 1-я треть 13 вв., выс. 55 м), Махабодхи (кон. 12 – 1-я треть 13 вв.), сооружённый в стиле индуистского святилища в Бодх-Гае, а также самый почитаемый из крупных храмов П. – Ананда. В сев. группе памятников выделяются храм Тхиломинло (кон. 12 – 1-я треть 13 вв., выс. 46 м) и самая большая, целиком позолоченная ступа Швезигон (2-я пол. 11 – нач. 12 вв.), в которой, по легенде, замурован зуб Будды. К лучшим памятникам центр. группы относятся: стоящая на высоком многоярусном основании ступа Швесандо (11 в.), где хранится священный волос Будды; храм Локатхейпан (Локатейпан; нач. или сер. 12 в.) с росписями на темы из жизни Будды и на сюжеты из джатак; храмы-левиафаны Суламани (1183, росписи 18 в.) и Дхаммаянчжи (Дхаммаянджи; кон. 12 в., выс. 55 м), имеющий, как и Ананда, центрич. план. Юж. группа включает храмы: Кубьяучжи (Кубьяуджи) близ дер. Мьинкаба (1113) с росписями и стуковыми рельефами; Мануха (11 в.) с огромными статуями будд; Нанпхэя (Нанпая; 2-я пол. 11 – нач. 12 вв.) с каменной облицовкой и рельефными изображениями индуистских божеств. Среди памятников вост. группы – храмы Нандаманья (сер. 13 в.) и Пхэятоунзу (Паятоунзу; кон. 13 в.) с росписями; ступа-гигант Дхаммаязика (1197–98), имеющая уникальный пентагональный план и небольшие святилища у каждой стороны, посвящённые 5 буддам настоящей кальпы (эры) в буддийской мифологии. Музеи: археологический (с 1998; собрание пьюских древностей, паганской скульптуры, вотивных табличек, каменных стел 11–13 вв. и др.), лакового иск-ва.