Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАГА́Н

Авторы: Н. А. Гожева

ПАГА́Н (Пэ­ган), Ба­ган (Бэ­ган), куль­тур­но-ис­то­рич. за­по­вед­ник, т. н. Ар­хео­ло­гич. зо­на Па­ган (пл. ок. 42 км2), в центр. час­ти Мьян­мы, в адм. об­лас­ти (ре­гио­не) Ман­да­лай. Рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу р. Ира­ва­ди, в 145 км к юго-за­па­ду от г. Ман­да­лай. В его со­ста­ве – Ста­рый Па­ган (сто­ли­ца ср.-век. гос-ва Па­ган), по­сёл­ки гор. ти­па Ньяу­ну (в 5 км к сев.-вос­то­ку от Ста­ро­го Па­га­на), Но­вый Па­ган (ос­но­ван в 1990; в 3 км к югу) и неск. ок­ре­ст­ных де­ре­вень. П. об­слу­жи­ва­ют ав­то­во­кзал, ж.-д. стан­ция на ли­нии Ян­гон – Ман­да­лай, реч­ной порт и ре­гио­наль­ный аэ­ро­порт (все – близ пос. Ньяу­ну).

Храмовый комплекс Годопалин. Кон. 12 –1-я треть 13 вв. Фото Н. А. Гожевой

Тер­ри­то­рия бу­ду­ще­го го­ро­да за­се­ля­лась с ка­мен­но­го ве­ка, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют ору­дия эняд­ской куль­ту­ры. С на­ча­ла н. э. здесь рас­се­лил­ся на­род пью. В 9 в. она под­вер­глась на­па­де­нию со сто­ро­ны войск гос-ва Нань­чжао; в это же вре­мя на­ча­лось ак­тив­ное про­ник­но­ве­ние на­ро­да мьян­ма. Ос­но­ва­ние П. бирм. ле­то­пис­цы при­пи­сы­ва­ют Пьин­бье, ко­то­рый в 850 (или в 849) об­нёс его сте­ной. Пер­во­на­чаль­ное назв. го­ро­да – Ари­мад­да­на­пу­ра («Го­род, со­кру­шаю­щий вра­гов»). Воз­вы­ше­ние П. от­но­сит­ся к сер. 11 в., ко­гда его пра­ви­тель Ано­рат­ха объ­е­ди­нил под сво­ей вла­стью зна­чит. тер­ри­то­рию совр. Мьян­мы и П. стал круп­ней­шим сто­лич­ным цен­тром в Зап. Ин­до­ки­тае. В ре­зуль­та­те за­вое­ва­ния пью­ских го­ро­дов, а в 1057 (по ле­то­пис­ным дан­ным) мон­ских зе­мель на юге стра­ны и вос­при­ятия бир­ман­ца­ми куль­тур­ных дос­ти­же­ний жив­ших там на­ро­дов в П. рас­про­стра­ни­лась пись­мен­ность на язы­ках па­ли, сан­ск­ри­те, мон­ском язы­ке, а за­тем и на бир­ман­ском (пер­вые бирм. над­пи­си да­ти­ру­ют­ся 1112), ук­ре­пи­лись тор­го­вые и куль­тур­ные свя­зи с Ки­та­ем, Бен­га­ли­ей, Шри-Лан­кой, тай­ским кн-вом Ха­ри­пун­чайя, Нань­чжао и др. В ре­зуль­та­те ут­вер­жде­ния буд­диз­ма в ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии в П. рас­ши­ри­лось куль­то­вое строи­тель­ст­во, пре­им. в 1-й пол. 12 в. Од­на­ко со 2-й пол. 12 в. из-за ос­лаб­ле­ния вла­сти и эко­но­ми­ки, час­тых на­бе­гов ша­нов, с 1277 так­же мон­го­лов, на­чал­ся по­сте­пен­ный упа­док П. По со­об­ще­ни­ям ле­топи­сей, он ут­ра­тил еди­но­дер­жав­ную функ­цию по­сле то­го, как в 1287 был за­хва­чен вой­ска­ми ха­на Ху­би­лая, а в 1299 раз­граб­лен ша­на­ми. Фор­маль­но до 1360-х гг. П. со­хра­нял ста­тус цен­тра вер­хов­ной вла­сти, ос­та­ва­ясь ме­стом ре­лиг. па­лом­ни­че­ст­ва, сре­до­то­чи­ем куль­тур­ных тра­ди­ций. Осо­бое вни­ма­ние воз­ве­де­нию (по­строе­но ок. 100 но­вых ступ и хра­мов) и рес­тав­ра­ции гл. буд­дий­ских со­ору­же­ний уде­ля­лось в пе­ри­од прав­ле­ния ди­на­стии Кон­ба­ун (1752–1885). В пе­ри­од брит. ко­ло­ни­аль­но­го гос­под­ства на­ча­лось на­уч. ис­сле­до­ва­ние П. Зна­чит. рес­тав­рац. ра­бо­ты про­ве­де­ны (при уча­стии ЮНЕСКО) по­сле зем­ле­тря­се­ния 1975. Про­ект по вос­ста­нов­ле­нию и ре­кон­ст­рук­ции па­мят­ни­ков П. на­чал осу­ще­ст­в­лять­ся с 1995: за 15 лет бы­ло воз­ро­ж­де­но ок. 1,3 тыс. куль­то­вых по­стро­ек.

Храм Суламани. 1183. Фото Н. А. Гожевой

Ны­не в П. на­хо­дит­ся св. 3 тыс. буд­дий­ских со­ору­же­ний (пред­по­ло­жи­тель­но их бы­ло ок. 4,5 тыс.), по­стро­ен­ных, за не­боль­шим ис­клю­че­ни­ем, в 11–13 вв. – в эпо­ху су­ще­ст­во­ва­ния гос-ва Па­ган. Ядром Ста­ро­го Па­га­на яв­ля­ет­ся стоя­щий на ле­вом бе­ре­гу р. Ира­ва­ди ко­ро­лев­ский го­род, ко­гда-то квад­рат­ный в пла­не (со сто­ро­ной ок. 1,2 км), ок­ру­жён­ный 5–6-мет­ро­вы­ми кир­пич­ны­ми сте­на­ми (час­тич­но сохр.). Из не­сколь­ких гор. во­рот до нас дош­ли толь­ко глав­ные – Тэ­ра­ба (Та­ра­ба), с мас­сив­ны­ми пи­ло­на­ми и ни­ша­ми для скульп­тур стра­жей го­ро­да; не­да­ле­ко от них – один из ко­ро­лев­ских двор­цов (ре­кон­ст­руи­ро­ван в 2000-е гг.). Буд­дий­ские куль­то­вые по­строй­ки рас­по­ло­жены внут­ри гор. стен, но гл. обр. вне их, об­ра­зуя поч­ти по­лу­круг ра­диу­сом 3–4 км. Б. ч. из них – сту­пы (зе­ди или пхэя) и хра­мы (пат­хоу или пхэя), не­боль­шая часть – зда­ния мо­на­сты­рей (пхо­ун­чжи ча­ун). Обыч­но вы­де­ля­ют 5 групп ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков. В глав­ную груп­пу вхо­дят по­строй­ки внут­ри быв. стен, сре­ди ко­то­рых – ста­рей­шая из па­ган­ских ступ Буп­хэя (Бу­пея; «Сту­па-ка­ба­чок», ок. 850), эле­гант­ный храм Шве­гуч­жи (Шве­гуд­жи; 1131), 2-этаж­ные хра­мы-ги­ган­ты Та­бин­нью (сер. 12 в.; выс. 64 м, са­мый вы­со­кий в П.) и Го­до­па­лин (кон. 12 – 1-я треть 13 вв., выс. 55 м), Ма­ха­бод­хи (кон. 12 – 1-я треть 13 вв.), со­ору­жён­ный в сти­ле ин­дуи­ст­ско­го свя­ти­ли­ща в Бодх-Гае, а так­же са­мый по­чи­тае­мый из круп­ных хра­мов П. – Анан­да. В сев. груп­пе па­мят­ни­ков вы­де­ля­ют­ся храм Тхи­ло­мин­ло (кон. 12 – 1-я треть 13 вв., выс. 46 м) и са­мая боль­шая, це­ли­ком по­зо­ло­чен­ная сту­па Шве­зи­гон (2-я пол. 11 – нач. 12 вв.), в ко­то­рой, по ле­ген­де, за­му­ро­ван зуб Буд­ды. К луч­шим па­мят­ни­кам центр. груп­пы от­но­сят­ся: стоя­щая на вы­со­ком мно­го­ярус­ном ос­но­ва­нии сту­па Шве­сан­до (11 в.), где хра­нит­ся свя­щен­ный во­лос Буд­ды; храм Ло­кат­хей­пан (Ло­ка­тей­пан; нач. или сер. 12 в.) с рос­пи­ся­ми на те­мы из жиз­ни Буд­ды и на сю­же­ты из джа­так; хра­мы-ле­виа­фа­ны Су­ла­ма­ни (1183, рос­пи­си 18 в.) и Дхам­ма­ян­чжи (Дхам­ма­янд­жи; кон. 12 в., выс. 55 м), имею­щий, как и Анан­да, цен­трич. план. Юж. груп­па вклю­ча­ет хра­мы: Кубь­яуч­жи (Кубь­яуд­жи) близ дер. Мьин­ка­ба (1113) с рос­пи­ся­ми и сту­ко­вы­ми рель­е­фа­ми; Ма­ну­ха (11 в.) с ог­ром­ны­ми ста­туя­ми будд; На­нпхэя (На­н­пая; 2-я пол. 11 – нач. 12 вв.) с ка­мен­ной об­ли­цов­кой и рель­еф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми ин­дуи­ст­ских бо­жеств. Сре­ди па­мят­ни­ков вост. груп­пы – хра­мы Нан­да­ма­нья (сер. 13 в.) и Пхэя­то­ун­зу (Пая­то­ун­зу; кон. 13 в.) с рос­пи­ся­ми; сту­па-ги­гант Дхам­мая­зи­ка (1197–98), имею­щая уни­каль­ный пен­та­го­наль­ный план и не­боль­шие свя­ти­ли­ща у ка­ж­дой сто­ро­ны, по­свя­щён­ные 5 буд­дам на­стоя­щей каль­пы (эры) в буд­дий­ской ми­фо­ло­гии. Му­зеи: ар­хео­ло­гиче­ский (с 1998; со­б­ра­ние пью­ских древ­но­стей, па­ган­ской скульп­ту­ры, во­тив­ных таб­ли­чек, ка­мен­ных стел 11–13 вв. и др.), ла­ко­во­го иск-ва.

Лит.: Luce G. H. Old Burma – Early Pagan. N. Y., 1969–1970. Vol. 1–3; Оже­гов С. С. Ар­хи­тек­ту­ра Бир­мы. М., 1970; Оже­го­ва Н. И. Ис­кус­ст­во Бир­мы. М., 1979; Strachan P. Pa­gan: art and architecture of old Burma. Whi­ting Bau, 1989; Pichard P. Inventory of monu­ments at Pagan. P. a. o., 1992–2001. Vol. 1–8; Frasch T. Pagan: Stadt und Staat. Stuttg., 1996; Лис­то­па­дов Н. А. Бир­ма. Стра­на к югу от го­ры Ме­ру. М., 2002; Stadtner D. M. Ancient Pagan: Buddhist plain of merit. Bangkok, 2005; Hudson B. Restoration and reconstruction of monuments at Ba­gan (Pagan), Myanmar (Burma), 1995–2008 // World Archaeology. 2008. Vol. 40. № 4.

Вернуться к началу