НЭШ ПОЛ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЭШ (Nash) Пол (11.5.1889, Лондон – 11.7.1946, Боском, графство Хэмпшир), англ. живописец, график, дизайнер. После недолгого обучения в лондонской школе Слейда (1910) занимался иск-вом самостоятельно – вначале как рисовальщик и гравёр, продолжавший традиции прерафаэлитов и англ. иллюстраторов кон. 19 в. В период 1-й мировой войны призван в армию в качестве воен. рисовальщика. Запечатлённые им картины разрушений составили серию «Опустошения войны» (в т. ч. «Менинская дорога», 1918–19, Имперский воен. музей, Лондон; «Ночная бомбардировка», 1919–1920, Нац. галерея, Оттава). В 1920–1930-х гг., испытав влияние П. Сезанна, затем метафизической живописи (Дж. Де Кирико), Н. отходит от традиций реализма, включая в свои пейзажи загадочные, изолированные от контекста геометрич. формы («Пейзаж в Айдене», 1929; «Гавань и комната», 1932–36; «Эквиваленты мегалитов», 1935; все – галерея Тейт, Лондон); некоторые картины граничат с абстракционизмом («Kinetic Feature», 1931, там же). В 1933 стал одним из организаторов группировки англ. авангардных художников «Unit One» («Первое подразделение», или, в трактовке идеолога группы Г. Рида, «Единство индивидуальностей»). Новая стилистика стала предпосылкой сближения Н. с сюрреализмом, выразившегося в его участии в Междунар. сюрреалистич. выставке (1936, Лондон). В картинах этого периода над пустынными ландшафтами царят мёртвые деревья и странные, фантастич. сооружения, словно воздвигнутые пришельцами неведомых цивилизаций («Круг монолитов», 1937–38, Гор. галерея, Лидс; «Сновидческий пейзаж», 1936–38, галерея Тейт; «Чудовищное поле», 1939, Худож. галерея, Дурбан; «Земная обитель», 1939, Музей изящных искусств, Лион). В них претворились воспоминания Н. о фронтовых укреплениях и траншеях.
Во время 2-й мировой войны Н. вновь становится воен. художником при Мин-ве военно-возд. сил. Среди работ этого времени, часто выполненных по фотографиям, наибольшую известность приобрело «Мёртвое море» («Totes Meer», 1940–1941, галерея Тейт) – жуткое зрелище огромного кладбища нем. самолётов, увиденного художником близ Оксфорда. Сюрреализм Н. проистекает не из образов, таящихся в подсознании, а из наблюдения абсурдной, чудовищной в своей бессмысленной жестокости реальности. Занимался также графикой и фотографией, писал эссе об иск-ве. Его брат – живописец и график Джон Нэш (1893–1977).