ЛОМА́ЦЦО ДЖОВАННИ ПАОЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОМА́ЦЦО (Lomazzo) Джованни Паоло (26.4.1538, Милан – 13.2.1600 или 27.1.1592, там же), итал. живописец, поэт и теоретик иск-ва. Родился в семье выходцев из г. Ломаццо (Ломбардия). Возглавлял шуточную «Академию мужланов Валь-ди-Бленио», члены которой сочиняли стихи на местном диалекте; на автопортрете изобразил себя в образе аббата Академии (ок. 1568; Пинакотека Брера, Милан). Учился живописи у Дж. Б. делла Черва; испытал влияние Леонардо да Винчи (чья фреска «Тайная вечеря» была скопирована им ок. 1560–62 для миланского мон. Санта-Мария-делла-Паче; не сохр.), Рафаэля, Микеланджело, А. Дюрера, представителей ломбардского маньеризма (в т. ч. Ф. Пармиджанино и Г. Феррари) и флам. мастеров. Много путешествовал по Италии; выработал типичный для позднего маньеризма эклектичный стиль (росписи капеллы Фоппа в ц. Сан-Марко в Милане, 1565; многочисл. алтарные картины для миланских церквей; портреты).
Вынужденный оставить живопись в 1571 из-за слепоты, Л. посвятил себя теории иск-ва и лит. творчеству. В своих наиболее известных теоретич. сочинениях – «Трактат об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры» («Trattato dell’arte della pittura, scoltura et architettura», 1585) и «Идея храма живописи» («Idea del tempio della pittura», 1590), сочетающих влияние аристотелизма и неоплатонизма с герметич. выкладками, Л. создал собств. классификацию искусств, связывая философию живописи и её практику. Др. сочинения: незавершённая «Книга сновидений» («Libro de’sogni», ок. 1563, опубл. в 1973), «Гротески» («Grotteschi», 1587), «Автобиография» (1587), «О форме муз, принятой у древних греческих и латинских авторов» («Della forma della muse, cavata da gli antichi autori greci et latini», 1591), а также написанные на смеси исп. и итал. языков (миланского и болонского диалектов) «Стихотворения в форме арабесков» («Rabisch», 1589).