ЛИСС ИОГАНН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИСС (Liss, Lys) Иоганн [ок. 1595–1600, Ольденбург(?) – 5.12.1631, Верона], нем. живописец, работавший в Италии. Сын живописца герцогов Гольштейнских Иоганна Лисса. Совершил путешествие в Нидерланды, испытал влияние гарлемских мастеров (Х. Голциуса, Д. Халса, К. ван Мандера), в Антверпене – П. П. Рубенса, А. Янссена, Я. Йорданса. В Венеции, куда Л. прибыл ок. 1620, он оказался в кругу Д. Фетти. Привнёс в венецианскую традицию живописи нидерл. сюжеты и мотивы повседневной жизни («Блудный сын», ок. 1621, Галерея АХ, Вена). Пребывание в Риме (ок. 1622 – ок. 1625) позволило Л. ближе познакомиться с традициями караваджизма («Блудный сын, пирующий в обществе блудниц», Нац. музей нем. иск-ва, Нюрнберг; «Юдифь», ок. 1623, Нац. галерея, Лондон; «Амур-победитель», ок. 1623, Худож. музей, Кливленд). Классицизирующим влиянием Ан. Карраччи отмечены мифологич. произведения Л. («Туалет Венеры», ок. 1624, замок Вайсенштайн, Поммерсфельден). По возвращении в Венецию (ок. 1625) римско-флам. реализм его более ранних работ оказался уравновешен традициями венецианской живописи, восходящими к Тициану и Я. Тинторетто. Работы этого периода («Видение святого Павла», ок. 1627, Гос. музеи, Берлин; «Видение святого Иеронима», ок. 1628, ц. Св. Николая Толентинского, Венеция; «Геракл на распутье», ок. 1628, КГ, Дрезден) отличаются свободным мазком, барочной сложностью композиций и предвосхищают венецианскую живопись 18 в.