ЛИТЬЁ ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТЬЁ ХУДО́ЖЕСТВЕННОЕ, процесс изготовления произведений иск-ва посредством литья металлов и сплавов. Методами Л. х. создаются скульптурные произведения, архит. фрагменты и детали (ограды, ворота, двери, капители и целые колонны), декоративно-прикладные изделия (сосуды, светильники, настольные приборы, произведения ювелирного иск-ва и т. д.).
Существует неск. методов Л. х., из которых наиболее распространённый основан на технике восковой модели, или «потерянного (утраченного) воска» (франц. «à cire perdue»). Готовая отливка дорабатывается разл. методами, среди которых – чеканка, гравирование, золочение, патинировка и др. Подробно этот метод описан в «Трактате о скульптуре» Б. Челлини (1568); он обеспечивает точность отливки и выразит. поверхность изделия, воспроизведение с абсолютной точностью всех нюансов модели. К недостаткам метода относится утрата восковой модели при отливке. В античности и в Новое время (с 16 в.) методы Л. х. используются для копирования произведений скульптуры, выполненных в др. материалах.
Л. х. зародилось в эпоху освоения способов добычи и обработки металла. Шедеврами Л. х. являются бронзовые статуи греч. архаики. В иск-ве кочевников Евразии, Европы бронзового и раннего железного века, Древней Греции и Древнего Рима обычно использовался метод восковой модели. Иск-во бронзового Л. х. пережило новый высокий подъём в странах Зап. Европы в средние века и в эпоху Возрождения, особенно в Германии (двери дворцовой имп. капеллы в Ахене, 804; мастерская литейщиков в Хильдесхайме, 11–12 вв.) и Италии («Райские двери» баптистерия во Флоренции работы Л. Гиберти, 1425–52; произведения Донателло). Л. х. из чугуна применялось с 6 в. до н. э. в Китае; в Европе оно получило распространение с 15 в. н. э. (сначала в Германии, затем и в др. странах) – из чугуна создавались скульптура, надгробия, ограды, садовая мебель. С 4–5 вв. небольшие изделия изготовлялись из олова (амулеты из коптских гробниц и т. д.); в 16–18 вв. были популярны оловянные сосуды, плакетки, медали. В 17–18 вв. отливалась парковая скульптура из свинца (Версаль, Петродворец).
В России с 11–12 вв. развивалось бронзовое, серебряное и золотое (с 16 в. также чугунное) Л. х. Особенно знамениты крупные отливки из бронзы: «Царь-пушка» (1586, мастер А. Чохов), «Царь-колокол» (1735, мастера И. Ф. и М. И. Маторины), памятники [имп. Петру I скульпторов К. Б. Растрелли (1745–47) и Э. М. Фальконе («Медный всадник», отливка 1774–78) в С.-Петербурге; произведения М. И. Козловского, И. П. Мартоса, П. К. Клодта и мн. др.]. В 18 – нач. 19 вв. из бронзы изготовлялись литые золочёные или патинированные детали архитектуры и мебели, из чугуна – ограды, надгробия, скульптура. С сер. 19 в. славится каслинское чугунное литьё.