Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕ́СПИ-Д’А́ДДА

Авторы: А. Г. Вяземцева

КРЕ́СПИ-ДА́ДДА (Crespi d’Adda), по­сё­лок в Сев. Ита­лии, в обл. Лом­бар­дия. Нас. 0,7 тыс. чел. (2009). Рас­по­ло­жен на р. Ад­да, при впа­де­нии в неё р. Брем­бо, в 16 км от г. Бер­га­мо. Ос­но­ван­ный в 1878 как по­се­ле­ние ра­бот­ни­ков хлоп­ча­то­бу­маж­ной фаб­ри­ки по за­ка­зу се­мьи тек­стиль­ных фаб­ри­кан­тов Крес­пи, К.-д’А. стал пре­тво­ре­ни­ем но­вей­ших гра­до­строи­тель­ных кон­цеп­ций ру­бе­жа 19–20 вв. (в т. ч. сфор­му­ли­ро­ван­ной англ. тео­ре­ти­ком ар­хи­тек­ту­ры Э. Хоу­ар­дом идеи «го­ро­да-са­да») в рус­ле идей уто­пич. со­циа­лиз­ма, во­пло­щая мо­дель иде­аль­но­го об­ще­ст­ва, где ма­те­ри­аль­ные ин­те­ре­сы фаб­ри­кан­та и со­ци­аль­ные по­треб­но­сти ра­бо­чих на­хо­дят­ся в рав­но­ве­сии.

Креспи-д’Адда. «Кастелло» («Замок»). 1893–97. Архитектор Э. Пировано.

Сво­бод­ная пла­ни­ров­ка центр. час­ти (груп­па до­мов для се­мей­ных и оди­но­ких ра­бо­чих, 1880) не по­лу­чи­ла даль­ней­ше­го раз­ви­тия. С 1896 по­сё­лок за­страи­вал­ся по ре­гу­ляр­но­му пла­ну ар­хи­тек­то­ров Г. Мо­рет­ти и Э. Пи­ро­ва­но: центр. ули­ца, про­хо­дя­щая по оси се­вер – юг, раз­де­ля­ет фаб­рич­ную и жи­лую зо­ны, ор­га­ни­зо­ван­ную в ви­де сет­ки пер­пен­ди­ку­ляр­ных улиц. Ком­плекс хлоп­ча­то­бу­маж­ной фаб­ри­ки (1875, арх. А. Кол­ла), со­стоя­щий из 4 осн. кор­пу­сов и склад­ских по­ме­ще­ний, реа­ли­зо­ван в тра­ди­циях пром. ар­хи­тек­ту­ры 2-й пол. 19 в. с ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов лом­бард­ско­го зод­че­ст­ва 15 в. (мно­го­ярус­ные ар­ки, тер­ра­ко­то­вые встав­ки, фи­гур­ная клад­ка, ко­ва­ные ре­шёт­ки с цве­точ­ны­ми мо­ти­ва­ми); вход в ком­плекс ак­цен­ти­ро­ван вы­со­кой фаб­рич­ной тру­бой, рас­по­ло­жен­ной по оси сим­мет­рии по­сёл­ка. Кот­тед­жи для ра­бо­чих (1889–94) – при­мер ар­хи­тек­ту­ры ра­цио­на­лиз­ма ру­бе­жа 19–20 вв., пла­ни­ро­ва­лись на 2 се­мьи с отд. вхо­дом для ка­ж­дой, са­дом и ого­ро­дом, и бы­ли ок­ра­ше­ны в яр­кие цве­та; до­ма для слу­жа­щих и ру­ко­во­дства фаб­ри­ки (1921–25) бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ны, в де­ко­ре ис­поль­зо­ва­ны эле­мен­ты сти­лей мо­дерн (ли­бер­ти), ар де­ко и тра­диц. лом­бард­ской ар­хи­тек­ту­ры. В по­сёл­ке бы­ла соз­да­на раз­ви­тая ин­фра­струк­ту­ра: об­ществ. пра­чеч­ная (ок. 1880), по­тре­би­тель­ский коо­пе­ра­тив, шко­ла-те­атр (1890), спорт­ком­плекс с бе­тон­ным ве­ло­дро­мом (1923) и пр. В К.-д’А. со­хра­ни­лись так­же 3 до­ма сель­ско­го ти­па (кон. 19 в.), вил­лы Ам­би­ве­ри (1925) и Аль­та (1920-е гг.), дом се­мьи Крес­пи «Кас­тел­ло» – эк­лек­тич. фан­та­зия на те­му феод. зам­ка (1893–97, арх. Э. Пи­ро­ва­но); цер­ковь (1893, арх. Л. Ка­ве­на­ги) – умень­шен­ная ко­пия ц. Сан­та-Ма­рия-ин-Пьяц­ца, по­стро­ен­ной по пла­ну Д. Бра­ман­те в Бус­то-Ар­си­цио (от­ку­да про­ис­хо­ди­ли Крес­пи); ком­плекс клад­би­ща с мав­зо­ле­ем ро­да Крес­пи в фор­мах эк­лек­тиз­ма с эле­мен­та­ми ли­бер­ти (1896–1907, арх. Г. Мо­рет­ти). К.-д’А. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Mariani Travi E., Mariani Travi L. Il paesaggio italiano della rivoluzione industriale: Crespi d’Adda e Schio. Bari, 1979; Quaren­ghi E. Crespi d’Adda: la fabbrica e il villaggio. Mil., 1984; Cortesi L. Crespi d’Adda: villaggio ideale de lavoro. Bergamo, 1995.

Вернуться к началу