КЁЙП
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЁЙП (Cuyp или Cuijp), семья голл. художников 17 в. Родоначальник династии – Геррит Герритс Кейп Старший (ок. 1565, Венло – похоронен 15.5.1644, Дордрехт), художник по стеклу. Его сын – Якоб Герритс (дек. 1594, Дордрехт – 1652, там же), учился в Утрехте у А. Блумарта, благодаря которому испытал влияние итал. маньеризма. Тяготел к жанру портрета; тщательная проработка деталей и светотеневые приёмы караваджизма сближают его с ранним Рембрандтом. Писал также картины бытового и батального жанра, натюрморты. У Якоба Герритса учился его брат Беньямин Герритс (крещён в дек. 1612, Дордрехт – погребён 28.8.1652, там же), испытавший влияние Рембрандта и Л. Брамера; автор картин на религ. сюжеты, также батального и бытового жанра.
Крупнейший представитель семьи – Альберт Якобс (20.10.1620, Дордрехт – погребён 15.11.1691, там же), сын и ученик Якоба Герритса. В период учёбы в 1639–45 воспринял композиционные и колористич. приёмы Я. ван Гойена, С. ван Рёйсдала и П. де Молейна (почти монохромную цветовую гамму, однако при более плотной фактуре; диагональное построение), а также тему убогих хижин, затерявшихся в дюнах. В 1650–1670-х гг. исполнил свои наиболее значит. произведения и вошёл в число лучших голл. пейзажистов. При несомненной близости к итальянизирующим пейзажам Я. Бота и наполненным тёплым светом идеальным пейзажам К. Лоррена Альберт Якобс создал собств. тип пейзажа-идиллии: чётко выстроенные композиции со сценами на речном берегу; передний план – со стадом коров и овец на водопое или отдыхе, со всадниками верхом; высокий, взносящийся по диагонали берег тональной градацией цвета неуловимо связан с полоской линии горизонта и исчезающим в дымке городом на заднем плане («Пейзаж близ Ренена», Лувр, Париж). Цветовая гамма построена из охристо-жёлтых, оранжево-розовых, коричневых, оливково-зелёных тонов. Воздушное пространство пейзажей залито мягким светом раннего вечера или утра. Писал также виды Дордрехта со стороны порта, устья р. Маас, сцены катания на коньках, марины с солнечно-дымчатым колоритом. Передача световоздушной среды в пейзажах Дордрехта предвосхищает манеру Я. Вермера. Поэтич. образ нац. пейзажа приобретает в полотнах Альберта Якобса обобщённость и символичность («Закат на реке», Эрмитаж, С.-Петербург). Его многочисл. портреты с заметным влиянием Рембрандта отличаются свободной фактурой, светлым и тёплым колоритом. Известны также заказные портреты на морском или ином фоне («Негоциант Ост-Индской компании с женой», Рейксмюсеум, Амстердам), однако со временем в трактовке персонажей появляется академич. условность и жёсткость. Пейзажи Альберта Якобса вызвали в Голландии волну подражаний (Л. де Йонг, Г. Кампхёйзен и др.).