Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЁЙП

Авторы: М. Л. Ковальков

КЁЙП (Cuyp или Cuijp), се­мья голл. ху­дож­ни­ков 17 в. Ро­до­на­чаль­ник ди­на­с­тии – Гер­рит Гер­ритс Кейп Стар­ший (ок. 1565, Вен­ло – по­хо­ро­нен 15.5.1644, Дор­д­рехт), ху­дож­ник по стек­лу. Его сын – Якоб Гер­ритс (дек. 1594, Дор­д­рехт – 1652, там же), учил­ся в Ут­рех­те у А. Блу­мар­та, бла­го­да­ря ко­то­ро­му ис­пы­тал влия­ние итал. мань­е­риз­ма. Тя­го­тел к жан­ру порт­ре­та; тща­тель­ная про­ра­бот­ка де­та­лей и све­то­те­не­вые приё­мы ка­ра­вад­жиз­ма сбли­жа­ют его с ран­ним Рем­бранд­том. Пи­сал так­же кар­ти­ны бы­то­во­го и ба­таль­но­го жан­ра, на­тюр­мор­ты. У Яко­ба Гер­рит­са учил­ся его брат Бень­я­мин Гер­ритс (кре­щён в дек. 1612, Дор­д­рехт – по­гре­бён 28.8.1652, там же), ис­пы­тав­ший влия­ние Рем­б­ранд­та и Л. Бра­ме­ра; ав­тор кар­тин на ре­лиг. сю­же­ты, так­же ба­таль­но­го и бы­то­во­го жан­ра.

А. Я. Кёйп. «Вид Дордрехта». 1652–53. Кенвуд-хаус (Лондон).

Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель се­мьи – Аль­берт Якобс (20.10.1620, Дор­д­рехт – по­гре­бён 15.11.1691, там же), сын и уче­ник Яко­ба Гер­рит­са. В пе­ри­од учё­бы в 1639–45 вос­при­нял ком­по­зи­ци­он­ные и ко­ло­ри­стич. приё­мы Я. ван Гой­е­на, С. ван Рёйс­да­ла и П. де Мо­лей­на (поч­ти мо­но­хром­ную цве­то­вую гам­му, од­на­ко при бо­лее плот­ной фак­ту­ре; диа­го­наль­ное по­строе­ние), а так­же те­му убо­гих хи­жин, за­те­ряв­ших­ся в дю­нах. В 1650–1670-х гг. ис­пол­нил свои наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ния и во­шёл в чис­ло луч­ших голл. пей­за­жи­стов. При не­со­мнен­ной бли­зо­сти к италь­я­ни­зи­рую­щим пей­за­жам Я. Бо­та и на­пол­нен­ным тё­п­лым све­том иде­аль­ным пей­за­жам К. Лор­ре­на Аль­берт Якобс соз­дал собств. тип пей­за­жа-идил­лии: чёт­ко вы­стро­ен­ные ком­по­зи­ции со сце­на­ми на реч­ном бе­ре­гу; пе­ред­ний план – со ста­дом ко­ров и овец на во­до­пое или от­ды­хе, со всад­ни­ка­ми вер­хом; вы­со­кий, взно­ся­щий­ся по диа­го­на­ли бе­рег то­наль­ной гра­да­ци­ей цве­та не­уло­ви­мо свя­зан с по­лос­кой ли­нии го­ри­зон­та и ис­че­заю­щим в дым­ке го­ро­дом на зад­нем пла­не («Пей­заж близ Ре­не­на», Лувр, Па­риж). Цве­то­вая гам­ма по­строе­на из ох­ри­сто-жёл­тых, оран­же­во-ро­зо­вых, ко­рич­не­вых, олив­ко­во-зе­лё­ных то­нов. Воз­душ­ное про­стран­ст­во пей­за­жей за­ли­то мяг­ким све­том ран­не­го ве­че­ра или ут­ра. Пи­сал так­же ви­ды Дор­д­рех­та со сто­ро­ны пор­та, устья р. Ма­ас, сце­ны ка­та­ния на конь­ках, ма­ри­ны с сол­неч­но-дым­ча­тым ко­ло­ри­том. Пе­ре­да­ча све­то­воз­душ­ной сре­ды в пей­за­жах Дор­д­рех­та пред­вос­хи­ща­ет ма­не­ру Я. Вер­ме­ра. По­этич. об­раз нац. пей­за­жа при­об­ре­та­ет в по­лот­нах Аль­бер­та Якоб­са обоб­щён­ность и сим­во­лич­ность («За­кат на ре­ке», Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Его мно­го­числ. порт­ре­ты с за­мет­ным влия­ни­ем Рем­б­ранд­та от­ли­ча­ют­ся сво­бод­ной фак­ту­рой, свет­лым и тё­п­лым ко­ло­ри­том. Из­вест­ны так­же за­каз­ные порт­ре­ты на мор­ском или ином фо­не («Не­го­ци­ант Ост-Инд­ской ком­па­нии с же­ной», Рейк­смю­се­ум, Ам­стер­дам), од­на­ко со вре­ме­нем в трак­тов­ке пер­со­на­жей по­яв­ля­ет­ся ака­де­мич. ус­лов­ность и жё­ст­кость. Пей­за­жи Аль­бер­та Якоб­са вы­зва­ли в Гол­лан­дии вол­ну под­ра­жа­ний (Л. де Йонг, Г. Камп­хёй­зен и др.).

Лит.: Bernt W. Die Niеderländischen Maler des 17. Jahrhunderts. 3. Aufl. Münch., 1969–1970. Bd 1–3; A. Cuyp in British collections. (Cat.). [S. l.], 1973; Reiss S. A. Cuyp. L., 1975; A. Cuyp en zijn familie. (Cat.). Dordrecht, 1977; Куз­не­цов Ю. И. Гол­ланд­ская жи­во­пись XVII– XVIII вв. в Эр­ми­та­же. 3-е изд. Л., 1988; Schoon P. J. A. Cuyp. Dordrecht, 1991.

Вернуться к началу