АНИМИ́ЗМ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНИМИ́ЗМ (от лат. anima, animus – душа, дух), термин, обозначающий веру в души и духов как в действующее начало предметов и явлений материального мира, включая человека. При этом понятие «душа» принято относить к людям (в т. ч. умершим – «души предков») и иногда к животным, а под понятием «духи» подразумеваются персонификации природных объектов (лес, море, горы) и явлений (гром, ветер), а также определённых состояний (духи болезней). Души и духи имеют антропоморфный или зооморфный облик, наделены сознанием, волей и др. Различались духи-хозяева природных сфер, духи домашнего очага, духи-помощники шамана и др. Душа человека и животного могла помещаться в дыхании, крови, некоторых органах (сердце, голова, глаза), тени. У некоторых народов существовало представление о множественности душ человека.
Термин «А.» ввёл в нач. 18 в. нем. врач Г. Шталь, назвавший так своё учение о безличном жизненном начале – душе, лежащей в основе всех жизненных процессов. В 19 в. теорию А. развивали представители эволюционизма – Э. Тайлор, Г. Спенсер и др. Тайлор придавал А. первостепенное значение, усматривая в нём «минимум религии», т. е. основу, из которой постепенно развились все религии, в т. ч. мировые. В 20 в. анимистич. теория происхождения религии Тайлора подверглась серьёзной критике и ныне отвергается большинством исследователей. В кон. 19 – нач. 20 вв. возник ряд теорий т. н. преанимизма, или доанимизма, согласно которым А. предшествовала магия (Дж. Фрэзер), аниматизм, т. е. представление о разлитой в природе безличной живой силе (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг), дологич. мистицизм (Л. Леви-Брюль). Во 2-й пол. 20 в. А. исследовался с позиций семиотики как результат оперирования знаками, характерного для культур устного типа (Е. С. Новик).