Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНИМИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 754

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Б. Христофорова

АНИМИ́ЗМ (от лат. an­ima, ani­mus – ду­ша, дух), тер­мин, обо­зна­чаю­щий ве­ру в ду­ши и ду­хов как в дей­ст­вую­щее на­ча­ло пред­ме­тов и яв­ле­ний ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, вклю­чая че­ло­ве­ка. При этом по­ня­тие «ду­ша» при­ня­то от­но­сить к лю­дям (в т. ч. умер­шим – «ду­ши пред­ков») и ино­гда к жи­вот­ным, а под по­ня­ти­ем «ду­хи» под­ра­зу­ме­ва­ют­ся пер­со­ни­фи­ка­ции при­род­ных объ­ек­тов (лес, мо­ре, го­ры) и яв­ле­ний (гром, ве­тер), а так­же оп­ре­де­лён­ных со­стоя­ний (ду­хи бо­лез­ней). Ду­ши и ду­хи име­ют ан­тро­по­морф­ный или зоо­морф­ный об­лик, на­де­ле­ны со­зна­ни­ем, во­лей и др. Раз­ли­ча­лись ду­хи-хо­зяе­ва при­род­ных сфер, ду­хи до­маш­не­го оча­га, ду­хи-по­мощ­ни­ки ша­ма­на и др. Ду­ша че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го мог­ла по­ме­щать­ся в ды­ха­нии, крови, не­ко­то­рых ор­га­нах (серд­це, го­ло­ва, гла­за), тени. У не­ко­то­рых на­ро­дов су­ще­ст­во­ва­ло пред­став­ле­ние о мно­же­ст­вен­но­сти душ че­ло­ве­ка.

Тер­мин «А.» ввёл в нач. 18 в. нем. врач Г. Шталь, на­звав­ший так своё уче­ние о без­лич­ном жиз­нен­ном на­ча­ле – ду­ше, ле­жа­щей в ос­но­ве всех жиз­нен­ных про­цес­сов. В 19 в. тео­рию А. раз­ви­ва­ли пред­ста­ви­те­ли эво­лю­цио­низ­ма – Э. Тай­лор, Г. Спен­сер и др. Тай­лор при­да­вал А. пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние, ус­мат­ри­вая в нём «ми­ни­мум ре­ли­гии», т. е. ос­но­ву, из ко­то­рой по­сте­пен­но раз­ви­лись все ре­ли­гии, в т. ч. миро­вые. В 20 в. ани­ми­стич. тео­рия про­ис­хо­ж­де­ния ре­ли­гии Тай­ло­ра под­вер­глась серь­ёз­ной кри­ти­ке и ны­не от­вер­га­ет­ся боль­шин­ст­вом ис­сле­до­ва­те­лей. В кон. 19 – нач. 20 вв. воз­ник ряд тео­рий т. н. пре­ани­миз­ма, или доа­ни­миз­ма, со­глас­но ко­то­рым А. пред­ше­ст­во­ва­ла ма­гия (Дж. Фрэ­зер), ани­ма­тизм, т. е. пред­став­ле­ние о раз­ли­той в при­ро­де без­лич­ной жи­вой си­ле (Р. Ма­ретт, Л. Я. Штерн­берг), до­ло­гич. мис­ти­цизм (Л. Ле­ви-Брюль). Во 2-й пол. 20 в. А. ис­сле­до­вал­ся с по­зи­ций се­мио­ти­ки как ре­зуль­тат опе­ри­ро­ва­ния зна­ка­ми, ха­рак­тер­но­го для куль­тур уст­но­го ти­па (Е. С. Но­вик).

Лит.: Штерн­берг Л. Я. Пер­во­быт­ная ре­ли­гия в све­те эт­но­гра­фии. Л., 1936; То­ка­рев С. А. Ран­ние фор­мы ре­ли­гии и их раз­ви­тие. М., 1964; Тай­лор Э. Б. Пер­во­быт­ная куль­тура. М., 1989; Ле­ви-Брюль Л. Сверхъ­ес­тест­вен­ное в пер­во­быт­ном мыш­ле­нии. М., 1994; Новик Е. С. Ар­хаи­че­ские ве­ро­ва­ния в све­те меж­лич­но­ст­ной ком­му­ни­ка­ции // Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ские ис­сле­до­ва­ния по фольк­ло­ру: Сбор­ник ста­тей па­мя­ти С. А. То­ка­ре­ва. М., 1994.

Вернуться к началу